Выявлен неожиданный вред мотивации ребёнка

Опубликовано: 4 ноября 2019 г. в 12:20 156 0Нет комментариев0

Если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, – это может привести к ухудшению их результатов в учёбе. К такому выводу пришли учёные Университета Эдинбурга. Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology и на которое ссылаются «Известия», показало: школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.

Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умён», а третьим не сказали ничего. Затем учёные сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения.

Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умён»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников.

Учёные связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребёнку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьёзные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе.

С выводами британских коллег согласны и российские специалисты. Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН профессор Сергей Кудинов сообщил «Известиям», что в России проводятся похожие исследования и полученные данные анализа успеваемости наших школьников аналогичны. Только внешняя мотивация и установка «ты можешь всё», к которой прибегают чересчур восторженные родители, не могут раскрыть потенциал личности ребёнка.

«Необходим комплекс не только внешних, но и внутренних факторов мотивации, включающих в себя специфические установки учащегося. На успешность обучения оказывают влияние реальные способности и осознанная цель – то есть понимание, для чего нужен успех в учёбе, на что это повлияет, – уверен специалист. – Отечественные психологи отмечают, что специфику мотивации школьников обусловливают прежде всего особенности системы обучения. Многочисленные исследования показали, что в развивающих классах и классах с углубленным изучением предметов познавательная мотивация выше, чем в обычной традиционной школе».

«Индивидуальный подход к ребёнку и демократический стиль сотворчества повышают интерес и включённость в работу, – сообщила изданию доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз – участник проекта «5-100») Анастасия Таболина. – Независимо от системы обучения школьная мотивация снижается к старшим классам, это обусловлено возрастными особенностями, кризисом «самоопределения».

Исследователь отметила, что перенасыщение учебными курсами, неправильное распределение умственных нагрузок, неумение грамотно планировать своё время и расставлять приоритеты ведут к эмоциональному и когнитивному «пресыщению» старшеклассников.

Внимательнее к мотивации ребёнка следует быть не только учителям, но и родителям, уверен начальник научного отдела Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова Антон Захаров.

«В самом деле, излишняя мотивация может отрицательно сказаться не только на сдаче экзамена, но и в дальнейшем привести к неадекватной самооценке ребёнка. Ведь личность только формируется, и он учится справляться с различными жизненными трудностями. А экзамен – это одна из них. Но здесь есть обратная сторона медали. Для родителей важно ориентировать ребёнка не столько на получение результата в виде оценки, сколько на получение компетенций и знаний», – отметил эксперт.

Специалисты уверены, что самый верный путь для родителей к мотивации детей любого возраста – это совместная работа, при которой ребёнок выступает как равный партнёр. Так он учится ощущать собственную ответственность и познает процесс творчества.

ВЛуки.ру

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.