Психологи ПсковГУ выяснили, как появление гаджетов повлияло на память и мышление юных псковичей

Опубликовано: 19 ноября 2025 г. в 19:01 23 0Нет комментариев0

Не секрет, что современные дети думают и учатся иначе, чем их сверстники двадцать или даже десять лет назад. Педагоги и психологи уверены: главная причина этих изменений — цифровая среда, в которой ребёнок проводит время с первых лет жизни. Телефоны, планшеты, компьютеры стали неотъемлемой частью детства. Но как именно цифровые гаджеты влияют на развитие внимания, памяти и мышления ребенка?

Преподаватели и студенты Института образования и социальных наук ПсковГУ регулярно проводят исследования, направленные на изучение развития когнитивных способностей детей. Это позволяет оценить особенности внимания, памяти и мышления псковских школьников в динамике. Делимся результатами исследования, которое провела студентка 3 курса Института образования и социальных наук, будущий психолог Арина Скопинцева под руководством кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и сопровождения развития ребёнка ПсковГУ Елены Митициной.

Для справки.

Исследования современных специалистов показывают, что влияние цифровых технологий — двойственное. С одной стороны, умеренное использование гаджетов помогает развитию. Например, логические игры тренируют скорость обработки информации, реактивные — зрительную память, а симуляторы — способность к контролю действий. У детей, которые проводят у экрана не больше 1–3 часов в день, часто лучше развиты зрительная и слуховая память.

С другой стороны, чрезмерное увлечение гаджетами (более 4–5 часов в день) приводит к утомлению, снижению концентрации и так называемому «клиповому мышлению» — привычке воспринимать информацию фрагментами, без глубокого анализа. Дети становятся быстрее в реакции, но им труднее долго удерживать внимание или работать с абстрактными понятиями. Вместе с тем клиповое мышление – это результат адаптации психики к огромному потоку информации, который обрушивается на современного человека. Благодаря ему мы можем быстро, но поверхностно обрабатывать информацию, сортировать ее и отсеивать ненужное.

Студентка провела диагностику интеллектуальных способностей ребят, которые учатся в 1-4 классах псковских школ, после чего сравнила результаты с данными, полученными c помощью тех же тестов, но значительное время назад.

Выяснилось, что скорость переработки информации у современных школьников значительно выросла: высокий уровень имеют более 60% современных детей, тогда как в 2001 — лишь около 5%.

– Однако по внимательности результаты стали хуже: почти половина детей демонстрирует низкий уровень концентрации, то есть им трудно долго сосредотачиваться на одном задании, - делится Арина Скопинцева. - При этом по тестам на интеллектуальное развитие снижение не наблюдается. Современные первоклассники показывают те же, а порой и более высокие результаты по словарному запасу, логике и математическим способностям, чем их сверстники 30 лет назад.

Кроме того, студентке удалось найти исследование, которое проводилось в Пскове с 2008 по 2010 год. Сравнив результаты, она сделала вывод, что показатели произвольности, зрительной памяти, зрительно-моторной координации и самоконтроля находятся у псковских детей на том же уровне, что и 15 лет назад.

– Таким образом, цифровизация действительно влияет на когнитивные функции ребёнка: усиливает скорость реакции и обработку информации, развивает визуальное восприятие и многозадачность, но вместе с тем ослабляет произвольное внимание и глубину анализа, – заключила девушка.

Конечно, полностью изолировать ребёнка от гаджетов нельзя, ведь именно через них сегодня во многом формируются современные цифровые и социальные навыки. Главное — соблюдать баланс: ограничивать экранное время, выбирать развивающий контент и включать в обучение упражнения, развивающие речь, память и внимание.

Цифровая эпоха требует новых форм развития, и задача взрослых — помочь детям не потеряться в потоке информации, а научиться управлять им с умом.

ВЛуки.ру по информации ПсковГУ

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.