Бои без правил? Обучение основам тантрического секса?

Опубликовано: 15 марта 2008 г. в 14:39 3 0Нет комментариев0

Александр Заболотный: Парадокс об актере Автор пьес, скетчей и бурлесков, он же в прошлом актер, он же режиссер в настоящем, Александр Заболотный вскоре станет еще и учителем, как принято выражаться в театральной среде – мастером, поскольку собирается набрать актерский курс в Псковском колледже культуры имени Римского-Корсакова. Определяя будущую специализацию несколько расплывчато, хотя и эффектно: «Я мечтаю об актере синтетического театра». - Я, что называется, дозрел. Раньше не хотел. Мол, не имею морального права. Большая ответственность. – Говорит Александр, забивая ароматный табак в трубку. – И вот этим летом в Колледже открываю новый курс. Минимум – 15 учеников.- И как настроение? – Спрашиваю я, вдыхая запах раскуриваемого табака.- Я в ожидании. – Признается режиссер. – Я бы хотел, чтобы мои студенты, если таковые будут, выпускались нестандартно. - Это как?- Ну, есть учебная программа, в которую необходимо вписаться. Но ведь никто не запрещает выйти за ее рамки?- Что это значит? Бои без правил? Обучение основам тантрического секса?- И это тоже! – шутит Заболотный, но мы оба понимаем, что речь, прежде всего, идет о профессии актера театра кукол, а значит таких дисциплинах, как актерское мастерство, кукловождение, технология изготовления кукол, и прочих премудростях и навыках.- Вплоть до постановки собственного спектакля! – убежден режиссер. – Я бы хотел, чтобы студенты всесторонне обучались. Не узко, как в колледже культуры, а как можно шире, и часть времени, будут проводить, все-таки, в театре. И заниматься они будут не тупо физкультурой. А – боевыми искусствами, что, в принципе, любому актеру необходимо знать, раз уж он актер, и имеет шанс поучаствовать, допустим, в съемках остросюжетного фильма с драками и перестрелками. Понимаешь? Не тупо – пластикой, а – цирком. Чтобы актер умел делать всё! Даже по проволоке ходить. Вдруг в спектакле понадобиться? Представляешь, какой «попс»! Актер – раз, и по проволоке пошел. Раз – и жонглирует пятью предметами. Раз – и сделал сальто, Это и называется актер синтетического театра. Ради этого я курс и набираю. Чтобы выпустить актеров, которые будут нужны не только мне, а везде. - Ни фига себе! Так они из Пскова сразу свалят.- Да, я понимаю, есть такая опасность. Закончат курс и скажут: «Да на фиг нам сдался этот Псков". Вдруг я окажусь талантливым педагогом, а у них удачно все пойдет? Пригласят в богатый театр и сразу дадут квартиру? Хотя все не так просто, понятно дело. Почему я отказывался от курса в прошлые годы? Потому что выпустил ты актеров, «испортил людям жизнь», и что? Я же должен за их будущее ответить. Мой, например, учитель отвечал за каждого. И я думал: «Выпущу, и что потом буду делать?»- А сейчас?- А сейчас я все-таки дядька большой. Скоро 50 лет. Пора уже. Вот знаешь, что-то такое сидит внутри, что хочется передать другим. Ну, как-то вот вытолкнуть, чтобы у кого-то осталось. Вот как сыну… Хочется сделать актеров такими, какими ты хотел бы их видеть. В идеале. Но плюс к тому осознаю, что кто-то, а может, и все, захотят уехать. Поэтому они должны обладать навыками и для других режиссеров тоже. Актер есть актер, и специальность ты должен дать полностью. Учитывая и то, что актер может уметь и что-то еще. Даже играть на музыкальных инструментах. Уметь петь для актера просто необходимо. - Не мешало бы.- Пусть даже на лошадях ездят! Но цирк и философия боя – обязательно. Надо только преподавателя хорошего найти, не просто какого-нибудь дуболома. Восточные единоборства – великолепная школа пластики. Ну, и наверняка будет возможность пригласить серьезных педагогов по пластике из Питера или Москвы. Профессионал за неделю может дать студенту то, что можно преподавать в течение года, и ничего не добиться. - Ну и вступительные экзамены как в обычном театральном училище? Прочесть басню, спеть песню? - Да. Все, как обычно. Творческие испытания в три тура. Это уж как положено. - Даже интересно, какой будет конкурс.- Мне тоже интересно. Я-то сам, когда поступал на специальность, то, честно говоря, для диплома. Думал, окончу и – в цирк. А потом окунулся, когда мы поехали в столицы, на фестивали, когда весь свет собирается… Франция, Германия, вплоть до какого-нибудь Лим-по-по. В общем, понял, что кукольный театр – это круто. Круче, чем драматический. Наш преподаватель, например, Феликс Иванов, сейчас в американской армии энергетическое кун-фу преподает. Это нечто невероятное! Три удара в секунду. Скорость – с ума сойти. Так что удивляться есть чему. Налить чаю тебе?- Да можно. Что в театре-то сейчас происходит, так сказать, в смысле творческих планов? - Ну, «Гамлет», пока сцену не сделаем, отпадает. Художник не хочет, хотя эскизы сделал – ништяк! Но сцена не приспособлена. Только ширмочку поставить и ля-ля-ля. Вот сделали два последних спектакля, новогодний и про масленицу, и вражеские голоса понесли: «Плебейское искусство, ерундой занимаемся». А я лично ни одного недовольного зрительского лица не увидел. Массовая культура, видите ли. Так куда мы от нее денемся? Но есть Достоевский, и есть журнал «Крокодил». Так как можно сравнивать? Никуда от масс-культа не денешься! Но когда мы играли «Битлз», и нас обзывали дебилами, это то же самое что современный хип-хоп. Пройдет 20 лет, и нынешний ребенок будет слушать и Бетховена, и тот же хип-хоп. Не верю я в педагогическую силу искусства. Пришел ребенок, увидел шоу, раскрыл рот, и на этом жизнь его изменилась: побежал читать Достоевского. Будет расти теперь гением. Так вот вам хер! Не бывает такого. Товстоногов как-то сказал: «Человек приходит в театр отдыхать». А его зачастую театры, скажем так, «третьего уровня секретности» все пытаются замучить Достоевским, что-то выдавливают. А выглядит это смешно! Глупо. Прикол, пародия – другое дело. Мы же театр кукол, и кукла – уже пародия на человека. Возможности широчайшие, но тут такая тонкая грань. Расскажу один случай. Было это давно. Случай с Рязанским театром кукол. Поехал я на фестиваль, и увидел у них спектакль «Маленькие трагедии». - Ё-моё!- Вот! Видишь, и ты говоришь. Ё-моё. Вообрази, тростевые куклы. Моцарт, Сальери. Плоское фортепьяно из фанеры. И Моцарт бьет. А музыка звучит: Рихтер играет. Как все это сопоставить? Зал - впокатуху. Непросчитанный эффект. Они думали одно. Получилось все иначе. Актеры плакали: «Вы ничего не поняли, мы делаем большое искусство». Вот в чем трагедия! Во, большое искусство они делают. Один актер вообще чуть не помер от сердечного приступа. Все коллеги сидят и ржут. Привезли: декорации – о-го-го! Чувиха вышла в костюме – полбюджета спектакля! Она в зал через боковую дверь на сцену подниматься. А у нее юбка сзади задралась, все трусы публике продемонстрировала. То есть она как была в туалете, так и явилась на спектакль, сходила называется по-маленькому. Зал – грохнул. Прикол?- Прикол. - Вот такими моментами можно все убить. Помню, как смотрел где-то постановку «Идиота». Кульминационная сцена. Настасья Филипповна деньги в камин бросает. Со всего размаха – херак. А они обратно, чуть ли не в зал: из поролона сделаны. Зал чуть с ума не сошел. Вот тебе и театр! Очень много опасных моментов. И это необходимо всегда помнить. И тот «Гамлет», о котором, я думал, должен был соответствовать специфике театра кукол. С каким-то невероятным вывертом. Иногда делаешь, что-нибудь и не замечаешь очевидного. Глаз-то замыливается. А потом очнешься: «Господи! Это же все стремно! Это ж фигня полная!». И вот на этом-то, собственно, и воспитывается вкус. Вот парадокс! Но парадокс живой. Беседовал Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.