Эмоциональное искусство

Опубликовано: 24 июля 2010 г. в 12:21 2 0Нет комментариев0

«Все билеты проданы» - такая сакраментальная и, признаемся, непривычная надпись венчала 23 июля двери Псковской филармонии. Даже небывалая жара, застывшая во всем своем великолепии, не остановила многолюдную толпу, жаждавшую чуда встречи с Прекрасным. Кто-то – «в чем-то норвежском» и строго-классическом, кто-то – «в чем-то испанском» с веерами, пышными юбками и помпезными шляпами… Почти до шести часов вечера тревожно переговаривались: «Не пускают» - «Зал проверяют» - «Инструменты настраивают» - «Девушка с ключами от зала пропала куда-то» - «Товарищи, продайте кто-нибудь программку, мне не досталось». То смело ныряли внутрь духоты фойе, то еле живые выплывали обратно на улицу. Прав был сотрудник УВД, дававший указания своим подчиненным на вечер: публика собиралась культурная, интеллигентная, поэтому охранять их было – сплошное удовольствие. Тем более что в программе были не «какие-нибудь там попса или ДЖАЗ», а старая добрая классика. Музыканты не заставили себя долго ждать: в шесть пятнадцать все, кто занял свои места в зале, услышали волшебную какофонию настраиваемых инструментов, с которой начинается любой концерт оркестровой музыки. «Музыкальное приношение Пскову» началось со вступительного слова, произнесенного народным артистом России Святославом Бэлзой. Приветствуя псковичей «и – в особенности псковитянок» – известный музыковед отметил, что Псков и артистов, собравшихся в День рождения города в Большом концертном зале, объединяет много общего. Прежде всего, идея проведения фестиваля «Crescendo», арт-директором которого является Денис Мацуев, родилась именно в Пскове, в дни празднования 1100-летия города. В одном из интервью пианист рассказывал о том, как рождался новый фестиваль: «Псков – потрясающе красивый русский город, огромные изменения к лучшему там сейчас происходят. Почему выбрали? На 1100-летие Пскова, шесть лет назад, когда мы там были, Давид Яковлевич <Смелянский, продюсер конкурса> спросил у меня: «Скажи, Денис, а у нас есть молодые музыканты, которые достойно представляют российскую исполнительскую школу?». Я сказал: «Конечно, их очень много, но их никто не знает». «И где же они?». «В основном они все живут за границей». «Так давай что-нибудь сделаем!». «Давайте!». Вот так и родился «Crescendo» после этого разговора в Пскове». Кроме того, 2003 год по случайному совпадению (а как известно, все случайное – неслучайно) стал не только годом празднования 1100-летия Пскова, но и годом создания Национального филармонического оркестра России, худруком и дирижером которого является народный артист СССР Владимир Спиваков. Все эти знаки, переклички, переплетения, по мнению С.Бэлзы, обусловлены той особой ролью, которую играет псковская земля и приглашенные ею гости в культурной жизни России. Как остроумно отметил кто-то из поклонников таланта маэстро Спивакова, «В дни революционных сломов/ И перестроечных райков/ Спасет Россию не Обломов,/ Спасет Россию Спиваков»… В принципе, «Спиваков» и «город Псков» тоже рифмуются неплохо… Какая же музыка спасала псковичей вечером 23 июля? Представление открылось Концертом №2 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. Солист – заслуженный артист России Д.Мацуев. Пианист неоднократно признавался в особой любви к этому композитору, говорил о судьбоносной роли Рахманинова и его музыки в своей жизни. Тревожная и тревожащая «загадочная русская душа», запечатленная в произведениях великого композитора, невероятно мощно, страстно, глубоко воплотилась в сегодняшнем исполнении Концерта. Необыкновенный творческий темперамент, внутренняя романтичность в сочетании с филигранной техникой – все это навсегда запечатлелось в сердцах слушателей. Мацуев, как будто оправдывая свое имя (но исключительно в творческом содержании понятия дионисийства), творил неистовую, захватывающую музыку, будоражащую воображение. Буквально несколько дней назад он говорил в интервью В.Познеру, «без темперамента, без эмоций, без внутренней стихии и бури, которая у тебя есть, - не выходи на сцену… И для меня без эмоций искусства не существует». Кстати, пытаясь взять автограф у Мацуева, мы наткнулись на совершенно неожиданную преграду. Никто в оркестре не мог сказать, какое у него отчество. Узнали уже постфактум – Леонидович он, как оказалось… но было уже поздно. Игра пианиста настолько заворожила псковичей, что как по команде – у всех начали падать с колен какие-то шуршащие пакеты, тяжелые вещи, зонты, ридикюли. Совсем как попугай соседки Мацуева, который свергался вниз с жердочки при первых звуках музыки. От радости и чувства глубокой сопричастности! Надо заметить, что кроме произведений, заявленных в афише концерта, псковичи прослушали довольно обширный репертуар современной музыки, лидирующей в чартах мобильных хитов, начиная стандартной «Мегафон» и заканчивая «Одиноким пастухом». Впрочем, похожий набор мы прослушали на «Псковитянке». «Вольные псковичи» не обращают никакого внимания на просьбы «московских осударей» отключить мобильные телефоны… Но если учесть, что слушание классической музыки – это нелегкий душевный труд, можно и порадоваться: нам есть куда расти и есть к чему стремиться... После 15-минутного антракта, наговорившись, в том числе с мобильными нетерпеливыми друзьями, все вернулись в зал. Дальнейшее действо прошло «под знаком оперы», которая, несмотря на слухи о ее кончине, по-прежнему является востребованной в современном культурном мире. По мнению С.Бэлзы, яркое свидетельство этому – «грандиозное воплощение» «Бориса Годунова» и «Псковитянки» на псковской земле. Национальный филармонический оркестр России исполнил увертюры из известных произведений Верди и Пуччини, а также оперные арии, в которых солировала заслуженная артистка РФ, звезда музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава.«Нежные чувства» к солистке, которые испытывает к ней Спиваков, разделил весь зрительный зал. Неудивительно, что певица весьма востребована на родине, в Осетии, в России и за рубежом: своим появлением яркая, оригинальная Хибла буквально «озарила сцену». Прекрасная, виртуозно владеющая голосом солистка в паре с элегантным, пластичным, подвижным дирижером и оркестром держали аудиторию так крепко, как не снилось ни одной современной эстрадной звезде. Создавалось ощущение какой-то невероятно уютной теплой по-домашнему дружелюбной атмосферы. Слушатели сидели как завороженные - открыв рты, затаив дыхание… В зале филармонии, действительно, весьма не доставало кондиционеров, но все же - дыхание затаили еще и потому, что происходило невероятное: неискушенным зрителем овладевала музыка, «волшебная сила искусства». И если невозможность видеть стала главным препятствием в восприятии «Псковитянки», то на концерте невозможность дышать полной грудью никому не помешала. Тем не менее: проблема отсутствия в городе зала, способного выдержать концерт мировых звезд, существует. По ловам Д.Мацуева, «негде играть. Вы знаете, каждый зал филармонии в провинции – это просто ДК, дом культуры… По-моему, 35 миллионов долларов один зал стоит… К примеру, мой постоянный Волжский тур, который проходит каждый год в июне, это дивное время, я обожаю эти гастроли. Но в этом зале нет кондиционера в Нижнем Новгороде, в филармонии, которая в Кремле находится. Я чуть там концы не отдал. Там 35 градусов на улице было, и без кондиционеров я в бабочке, во фраке...» Узнаете картинку? Концерт не закончился заявленными в программе произведениями. «Термостойкость» музыкантов (по выражению В.Спивакова) позволила им подарить нам еще два произведения: Вальс из к/ф «Маскарад» и лезгинку из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна. Псковичи не поскупились на цветы, зал аплодировал прославленным музыкантам стоя. Девочка лет восьми, стоявшая рядом со мной, так громко кричала «Браво» и «Бис», что затерзали меня смутные сомнения: а не дремлет ли в ней первое сопрано мировой величины?.. Все было так, как и должно быть при встрече с великим искусством. Философские мысли вторгались в почти уже отвыкший от них разум. Почему мы живем так сумбурно, почему нам недоступна красота, почему мы теряем что-то очень важное, почему мы слушаем музыку, которую нам навязывают каждый день с экранов ТВ?.. Не верилось, что едешь в обычном автобусе, идешь по обычным улицам мимо обычных пятиэтажек, сопровождаемый «базароматом» обычных девятилетних мальчишек и звоном бьющегося стекла… Вспоминалось, как в зал, вентилируемый, пожалуй, только дверями, открытыми на балконы, врывался шум долгожданного дождя и раскаты грома (и, конечно, сигнализации, куда ж без нее с вип-машинами…). Музыка дополняла природу и наоборот, они росли и изменялись вместе - по нарастающей, крещендо. И нежданно-негаданно возникло в голове слово - «катарсис». В переводе с др.-греч. оно означает «возвышение, очищение, оздоровление». Понятие катарсиса было одним из основополагающих в эстетике древней цивилизации (спасибо, филфак). Да, именно очищение, оздоровление, долгожданное обновление случилось в природе, в душе… Кто-то из зрителей, комментируя то ли начавшийся дождь, то ли концерт, то ли День города вообще, сказал сегодня: «среднего у нас не бывает». Действительно, юношеский максимализм – неискоренимая черта 1107-летнего Пскова. Плохая или хорошая? Зависит от нас, псковичей… PS: Анекдот от С.Бэлзы: «Маэстро Верди вышел из ресторанчика в приподнятом настроении и вдруг услышал шарманщика, который играл его произведение, играл плохо, в чужом ритме, перевирая мелодию… Верди сделал ему замечание. Когда шарманщик узнал, что перед ним сам сочинитель, он обещал тому, что обязательно все исправит. Спустя какое-то время Верди снова увидел этого шарманщика, который играл все так же, но зато у него на шарманке уже стояла табличка с надписью «Ученик Верди». PРS: По возвращении домой скачала 2 концерт Рахманинова…..Елена Никитина

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.