Консервант Михалков и стабилизатор Путин

Опубликовано: 29 октября 2010 г. в 14:02 2 0Нет комментариев0

«А я иду-шагаю по Москве», - пел когда-то симпатичный вьюнош Михалков. Спустя сорок лет вотчины Москвы ему уже мало. Ему подавай весь богоспасаемый народ и всю вертикальную империю. Пусть Никита Михалков и автор сценариев почти всех своих фильмов, трудно представить, что он один и самолично, в промежутках между теннисом и водкой, сочинял свой манифест; скорей всего, как и принято у них, маститых режиссеров, просто рулил группой литературных негров и давал им ценные указания по телефону. Местоимение «мы», используемое в тексте, и подпись Михалкова под манифестом развеивают последние сомнения: «великий и ужасный» Никита Сергеевич окончательно заигрался. Называется сей феномен профессиональной деформацией, и часто встречается в актерской и режиссерской среде: «Он дирижировал Кавказскими горами». Однажды войдя в образ барина, а потом и самого царя-батюшки, Михалков не захотел из этого образа выходить, и, осознанно или нет, принялся усиленно изображать на публике ревностного самодержца, упертого поборника монархизма и традиционных устоев.Михалков и в молодости был элитным альфа-самцом. Этаким советским ковбоем в «Мерседесе». Режиссером артхаусных боевиков и экранизаций русской классики. Чуваком из богемы. Был женат на дочке Вертинского. Неудачно: ушел от нее, когда та ему изменила. Пробовал курить гашиш от Бертолучи, когда в Союзе о наркотиках знали только врачи. Если наезжали, не задумываясь, бил недруга в рыло. Вторично женился на самой красивой советской модели и наплодил детей. Возникла кинематографическая династия, выросшая из высокородной дворянской грибницы Михалковых-Кончаловских. Одаренный актер, Никита Михалков, благодаря кино, телевидению и иным масс-медиа, был вхож в практически каждый дом страны под названием СССР. Он - ее ярчайшее достижение и достояние. Самая яркая персонификация кремлевской элиты. Он блестяще справлялся практически с любой киноролью: и чудаковатого романтика из «Сибириады», и харизматичного хама из «Вокзала на двоих». Но особенно удавались ему персонажи-аристократы, будь то лорд Генри из «Собаки Баскервилей», или судовладелец Паратов из «Жестокого романса», где подленький персонаж пьесы Островского чудесно преобразился в щедрого русского барина и обаятельного плейбоя.Россия 90-х предоставила породистому художнику новые и небывалые возможности. Сначала страна увидела его болтающимся в теленевесомости «Русского проекта», социальной рекламы Первого канала для обнищавшего населения, в которой представитель обогащающейся элиты представал «своим парнем», выискивающим на территории простирающейся внизу страны город, где живут самые красивые девушки. Именно тогда Михалков и взял американский «Оскар», удачно сыграв на конъюнктурной теме разоблачения ужасов сталинского режима. Это был апогей кинокарьеры. На творчестве можно было ставить крест и передвигаться в иные, властные, эмпиреи, строить новую просвещенную империю. Свои махрово-монархические взгляды Михалков ни от кого не скрывал, и если что, отстаивал их при помощи ботинок, которыми когда-то стучал по бутафорскому столу на экране, теперь же ловко пускал в ход, избивая политического пигмея. Его кинопроекты становились все бюджетней и беспомощней в художественном отношении. Если об эстетической ценности «Сибирского цирюльника» еще можно спорить, то провал «12» и «Предстояния» (не только в глазах предвзятых кинокритиков, но и обычных зрителей) засвидетельствовал с пугающей очевидностью: как гражданин Михалков скурвился, а как художник кончился.Но далеко не кончился как талантливый актер и режиссер. И здесь нет никакого противоречия. Просто теперь ему мало руководить группой на съемочной площадке (масштаб и география с каждым годом все шире), а необходимо править целой священной территорией, помноженной на геополитику. «Снов наяву» уже недостаточно. И Союза кинематографистов – тоже. Пора выходить на новый уровень. В самом деле, почему бы, не попробовать? Чем Никита Сергеевич хуже голливудского ковбоя Рейгана или терминатора Калифорнии Шварценеггера? И вот является «Манифест просвещенного консерватизма» от Михалкова, модернизированная адаптация для «чайников» старой уваровской доктрины о самодержавии, православии и народности. Между строк этого занимательного документа читается плохо скрываемое желание оформить наконец старые притязания художника на престол. Если не реально кремлевский, то идейный: властителя дум. Содержание этого документа вряд ли вызовет недоумение у поклонников Михалкова. Если идеолог самодержавия Константин Леонтьев мечтал Россию «подморозить», то режиссер предлагает ее «законсервировать». Последние несколько лет Михалков упорно и на все лады озвучивал именно эти – державные и охранительные – взгляды. Он приветствовал политику своего любимого патрона Путина, не стесняясь (в числе немногих верноподданных) участвовать даже в таких сомнительных акциях, как публичный призыв нарушить конституцию и оставить Путина на третий срок. Снял и смонтировал юбилейный телефильм про любимого персонажа. Теперь вот пафосно обосновал его, Путина, «триумфальное» и «идеологически обоснованное» возвращение. И «стабилизатор» Путин отдавал своему верному «консерванту» Михалкову должное, щедро одаривая Михалкова миллионами государственных рублей на кино «большого стиля», иначе говоря, большой мифологии. Всерьез отстаивая принципы «гарантийного государства» и «вооруженной эволюции» или «эволюции, которая умеет защищаться», прикормленный Никита Михалков в очередной раз и на этот раз демонстративно, порвал с традициями русской демократической интеллигенции, которая всегда предпочитала оставаться с народом, а не властью. Увы, сегодня смело можно констатировать: с обделенным народом, и зажравшейся властью. Зажравшейся не только неправедно нажитыми деньгами, но и безнаказанностью. От моральной безнаказанности и цинизма проистекают и «манифесты», подобные тому, что подмахнул Михалков.Время публикации этого документа не случайно: сразу после пышно, по всем телеканалам, отпразднованного дня рождения режиссера, накануне главного путинского празднества – Дня народного единства и согласия. Текст «Права и правды» так же лжив, как и название праздника страны, где на поверку нет ни единства, ни согласия: народ нулевых расколот на тех, кто обогащается, и тех, кто вымирает. В грядущих десятых, которые уже не за горами, «Михалкову и Ко» хотелось бы навечно закрепить этот незыблемый порядок, поэтому его текст и настолько нетерпим ко всему, что может помешать поддерживать и славить путинский режим.Что до дивидендов за сервильность, то они уже последовали. Как знают все продвинутые пользователи, Владимир Путин уже сделал реальностью так называемый «налог на болванки», подписав постановление о вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Отныне импортеры и производители компьютеров, телефонов, телевизоров и другой техники, а также DVD-дисков будут перечислять 1% Российскому союзу правообладателей (РСП), учрежденному как раз режиссером Никитой Михалковым. Постановление Правительства РФ вступает в силу 30 октября 2010 года. Один процент с продаж – не хилый гешефт для конторы, которая будет распределять сборы «по праву и правде». Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.