Псковский музей презентовал свой подарок соотечественникам к Дню народного единства

Опубликовано: 2 ноября 2012 г. в 16:22 10 0Нет комментариев0

В здании фондохранилища Псковского музея-заповедника состоялась презентация третьего по счёту, двухтомного, издания "Иконы Пскова" заведующей научно-фондовым отделом музея Ольги Васильевой. Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, сотрудники музея приурочили эту презентацию к двум приближающимся большим праздникам – Дню народного единства и дню почитания иконы Казанской Божьей матери. Как сказала сама Ольга Васильева, лично она считает 4 ноября ещё и Днём псковской иконы, потому что именно псковская икона стала "мощнейшим фундаментом российской государственности". По словам хранителя живописи Псковского музея-заповедника, она не перестаёт удивляться древнерусским псковским иконописцам: "Это какую же надо было иметь стройность философской мысли и конкретного мировоззрения, чтобы создать такое! Ничего даже приближающегося к древнерусской иконе по полноте, гармонии и силе выражения я в мировом искусстве не знаю". Ольга Васильева напомнила собравшимся на презентацию о том, что второе издание "Икон Пскова" вышло в 2006 году – к столетию Дмитрия Сергеевича Лихачёва, и отметила, что третье издание – так уж совпало – выходит в год 75-летия Веры Дмитриевны Лихачёвой, которую хранитель живописи Псковского музея-заповедника считает своим учителем. Ольга Васильева назвала добрым знаком, что именно эти две замечательные личности "ведут" книгу "Иконы Пскова" по жизни. Вторым автором книги "Иконы Пскова" стал, как обычно, руководитель представительства "Российской Ассоциации реставраторов" по Псковской области Игорь Лагунин, который написал для этого издания раздел "Храмы и монастыри". По свидетельству Ольги Васильевой, в 2003 году, когда готовилось первое издание её книги, он оказался единственным в Пскове специалистом, который смог так полно и в такие сжатые сроки подготовить ту информацию, которая была необходима для заданного издательством формата. Игорь Лагунин объяснил участникам презентации, что иконопись является синтетическим искусством, которое нельзя рассматривать в отрыве от архитектуры. Ведь многие иконы были написаны в древности для определённых храмов, хотя сегодня бывает очень трудно установить, откуда именно происходит тот или иной памятник древней живописи. Искусствовед архитектуры отметил, что глубокое изучение иконописи началось "на нашем веку" и что в этом направлении сделаны ещё только первые шаги, но в то же время порадовался, что изучению псковской иконы в XXI веке положено такое основательное начало. Директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв, в свою очередь вспомнил, как в 2003 году в своём "прокуренном кабинетишке" выиграл грант Министерства печати ("ещё существовало такое министерство") в 200 тысяч рублей, благодаря которому удалось оцифровать большую часть коллекции псковских икон и выпустить первое издание "Икон Пскова". Он напомнил, что Псковский музей-заповедник является одним из крупнейших хранителей древнерусской живописи (в собрании музея 934 иконы), но вместе с тем в очередной раз посетовал на то, что всего немногим более 60 из них выставлены для всеобщего обозрения. По его словам, благодаря книге "Иконы Пскова" любители древнерусской живописи могут себе представить, какова "подводная" часть того "айсберга", "верхушку" которого они могут видеть при посещении музея. Юрий Киселёв выразил уверенность в том, что будет и четвёртое издание этого альбома, который, как было отмечено на презентации, уже раскупают в Москве и Санкт-Петербурге по баснословным ценам. Руководителя Псковского землячества в Москве Владислава Туманова на презентации представили как одного из тех людей, без которых очередное издание альбома "Иконы Пскова" было бы неосуществимо. Бывший псковский губернатор сказал, что этот "бессмертный труд" призван напомнить россиянам, насколько глубока наша культура. Он поблагодарил всех, кто принимал участие в издании этой книги, а заодно поздравил собравшихся с 300-летием окончания Смутного времени: "Наконец-то! Дождались!" Третье издание книги "Иконы Пскова" была осуществлено московским издательством "Северный паломник". Если в первом издании "Икон Пскова" было описано 120 икон, во втором – 150, то в третьем – 190. В том числе недавно открытая икона с изображением пророка Иоиля, которая пока находится на реставрации в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и вынесена на обложку книги. По словам Ольги Васильевой, эта икона пророческого ряда датируется второй половиной XVI dека, и теперь институт получил возможность проверить эту датировку, потому что недавно обзавёлся новым, суперсовременным, оборудование, позволяющимм анализировать состав красок древних памятников живописи. Напоследок хранитель живописи Псковского музея-заповедника ещё раз удивилась необыкновенным свойствам изучаемых ею памятников древнерусской живописи, которые заставляют её работать не покладая рук и открывать столько нового. А коллеги Ольги Васильевой по музею поздравили её отца, Почётного гражданина Пскова Анатолия Тимофеевича Васильева, с очередным успехом его дочери, а саму виновницу торжества – с тем, что доброе дело, которым она занимается, хранит не только иконы, но и её замечательную семью.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.