В России подготовлен проект радикальной реформы правоохранительной системы: без МВД, ГИБДД и ФСКН

Опубликовано: 11 ноября 2013 г. в 13:57 25 0Нет комментариев0

В России разработана концепция радикальной комплексной реформы правоохранительной системы страны, которая предусматривает ликвидацию МВД, ГИБДД и ФСКН, сокращение штатов и повышение зарплат полицейским, разделение полиции на федеральную, региональную и муниципальную и другие революционные для этой сферы предложения. Как передает Lenta.ru, концепция разрабатывалась в течение нескольких лет петербургским Институтом проблем правоприменения при участии учрежденного экс-министром финансов Алексеем Кудриным Комитета гражданских инициатив. По данным издания, разработчики концепции отмечают: необходимость серьезной реформы в этой сфере обусловлена тем, что сейчас у законопослушных граждан куда больше оснований бояться полицейских, чем у преступников. Кроме того, нынешняя система построена на "палочной системе", что ведет к сокрытию ошибок правоохранителей, а также к тому, что регистрируются и расследуются только перспективные дела. Наконец, нынешняя система, отмечают эксперты, наносит экономике больше вреда, чем преступления, с которыми она борется. Таким образом, отмечают авторы исследования, правоохранительная система "является проблемным элементом российской государственности" и "ее несоответствие общему уровню развития экономики и общества становится тормозом для экономического роста и источником общественной нестабильности". Серьезная проблема этой системы – необъективность показателей ее работы. "Во-первых, при очевидно более высоком уровне реальной преступности российская правоохранительная система регистрирует значительно меньше преступлений, чем большинство других стран. К примеру, в 2009 году в России было зарегистрировано 2100 преступлений на 100 тысяч населения, в то время как в Швеции — 15000, в Германии — 7400, в США — 3460, в Польше — 30004. Во-вторых, Россию отличает высокая официальная раскрываемость (43 процента по преступлениям против собственности и 84 процента по преступлениям против личности). При этом, по данным за 2010 год, в 92 процентах уголовных дел, переданных в суды районного уровня, содержится признание подозреваемого, что свидетельствует в пользу того, что в работу принимаются простые случаи и дела с готовым подозреваемым", - сказано в документе. Одно из общих положений концепции реформ касается значительного сокращения штата нынче многочисленных правоохранительных ведомств при серьезном увеличении зарплат и уровня материального снабжения работающих полицейских. Т.е., подчеркивают эксперты, предлагаемые реформы не требуют дополнительных бюджетных средств. В России, отмечают они, насчитывается примерно 547 полицейских на сто тысяч человек населения, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 450-ти. При этом бюджетные расходы (зарплата и обеспечение работы (транспорт, экипировка, помещения и т.п.) на одного полицейского в России составляют 20,4 тысячи долларов в год, что даже меньше, чем в Болгарии (25,3 тысячи долларов в год), не говоря уж о Франции (74,2 тысячи долларов) или Эстонии (80,2 тысячи долларов). Реформа правоохранительных органов, как утверждают разработчики ее концепции, сможет повысить расходы на полицейских вдвое, до 40 тысяч долларов в год. При этом с полицейских предлагается снять ряд непрофильных функции, сосредоточив их усилия именно на профилактике и раскрытии преступлений. При этом структура правоохранительных ведомств должна быть кардинально пересмотрена. Институт проблем правоприменения и Комитет гражданских инициатив предлагают создать вместо МВД, Следственного комитета и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков трехуровневую полицию — муниципальную, региональную и федеральную. Все они будут действовать в одном правовом поле, но автономно друг от друга, без нынешнего вертикального подчинения. Так, по замыслу разработчиков концепции, муниципальная полиция должна охранять общественный порядок, заниматься профилактикой преступлений и регистрировать правонарушения, передавая их расследование, если нужно, на вышестоящий уровень. Региональная полиция возьмет на себя преступления средней тяжести, охрану зданий органов власти и регулирование дорожного движения (то есть часть функций нынешнего ГИБДД). Федеральные полицейские (туда предлагается собрать лучшие кадры нынешнего МВД, СК и ФСКН) должны будут расследовать тяжкие и особо тяжкие преступления на всей территории России, бороться с международной и организованной преступностью, выполнять другие федеральные правоохранительные функции. Муниципальная полиция будет подотчетна городским властям, региональная — властям субъектов федерации, федеральная — руководству страны. При этом, настаивают разработчики, должны быть ликвидированы ряд нынешних подразделений и ведомств. Так, предполагается упразднить в нынешнем виде вневедомственную охрану, т.к. она не эффективна (превышение расходов над доходами выросло с трех процентов в 2006 году до 20 процентов в 2011-м). Впрочем, ВОХР предлагается просто реформировать, сделав рыночным предприятием, акционерами которого могут быть и государство, и частный бизнес. Кроме того, исследователи выступают за упразднение отдельной спецслужбы – ФСКН, так как в 2011 году из 215 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, эта служба расследовала только 84 тысячи: остальные проходили по линии МВД. Должны не пережить реформы и отделы по борьбе с экономическими преступлениями. "Практика показывает, что возбуждение уголовных дел в сфере экономики без заявления потерпевшего стало ключевым механизмом коррупционной активности сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Ущерб, который наносится экономике такой "борьбой", превышает тот ущерб, который наносится такой преступностью", — сказано в проекте концепции реформы. Функции ОБЭП могли бы взять на себя Счетная палата, Росфинмониторинг, налоговые службы и Росфиннадзор, отмечают разработчики. Отдельно стоит отметить, что предлагаемая реформа предусматривает и ликвидацию ГИБДД, т.к. дорожными происшествиями должна заняться региональная полиция, а выдачу водительских прав предлагается отдать гражданскому ведомству при министерстве транспорта. Что касается значительного контингента структуру МВД – внутренних войск, которые по численному составу и вооружению сопоставимых с небольшой армией – концепция предусматривает либо их передачу в ведение Минобороны, либо превращение их в национальную гвардию, подотчетную президенту. Наконец, будущую трехуровневую полицию предлагается избавить от отделов по работе с несовершеннолетними и передать работу с трудными подростками в органы опеки. Также дополнительно к трем видам полиции авторы реформы предлагают создать два федеральных органа — по борьбе с должностными преступлениями (некую независимую службу собственной безопасности, подотчетную лишь Госдуме) и службу по сбору и анализу криминальной статистики. Отдельно должен быть создан орган по борьбе с коррупцией, который должен не зависеть от исполнительной власти и работать в связке с правозащитными организациями. Разработчики концепции отмечают, что реорганизация значительно разгрузит полицейских, оперативных работников и следователей перестанут направлять на охрану массовых мероприятий, у них будет меньше бумажной работы. Кроме того, вышестоящие органы полиции больше не будут заинтересованы в покрывании должностных преступлений сотрудников. Кроме того, информация о преступности должна стать более объективной, т.к. регистрацию сообщений о преступлениях отделят от их расследования и сотрудник, принимающий заявления, не будет заинтересован в том, чтобы брать только легкораскрываемые. При возбуждении уголовных дел по факту, без подозреваемого, сроки расследования не будут регламентироваться и, соответственно, не возникнет необходимости привлечь к ответственности хоть кого-то, лишь бы любой ценой сохранить уровень раскрываемости. При появлении подозреваемого сроки, напротив, станут "жесткими и нацеленными на обеспечение скорейшего доступа обвиняемого к судебному рассмотрению дела". Кроме того, количество прекращенных дел или оправдательных приговоров не будут негативно влиять на оценку, что поможет обеспечить справедливое разбирательство. В целом же, уверены авторы концепции реформы правоохранительных органов, полиция станет более управляемой, подотчетной, дружелюбной и менее коррупционной. Сообщается, что руководство МВД детально изучило концепцию реформы, а "руководство страны, по крайней мере, в курсе, что такая концепция разработана". "Мы, безусловно, рассчитываем на то, что и исследование, и рекомендации будут использованы действующим руководством страны, поскольку проблем с правоохранительной деятельностью становится все больше, улучшений нет, несмотря на увеличение расходов" – отметил научный руководитель Института проблем правоприменения Вадим Волков. – "Без организационных реформ уже не обойтись. Но решиться на децентрализацию, на повышение общественного контроля, на сокращение штабных нахлебников очень сложно. Руководству страны надо выбрать между интересами ведомства и интересами общества, которое создает блага и на налоговые отчисления содержит правоохранительные органы. Чтобы помочь политическому руководству принять правильные решения, необходимо давление общества. Когда есть конкретная программа решения проблем, понятно, чего требовать".

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.