Гипермаркет «только для псковских» — утопия или спасение?

Опубликовано: 19 февраля 2014 г. в 14:04 9 0Нет комментариев0

Раньше импорт был дефицитом. Времена поменялись. Теперь свежие и полезные местные продукты - нечастый гость на столе псковичей. На прилавки тех же федеральных сетей местным игрокам попасть достаточно сложно. В итоге мы покупаем товары из соседних регионов и стран, а местные производители ищут рынки сбыта в других местах. С точки зрения логистики - нонсенс!

Даже поход по ближайшим магазинам («Дикси», «Магнит», «Пятерочка») показал, что доля местной продукции невысока. В отделах молочной продукции представлено не больше 3-4 местных производителей, все остальное сделано в Москве, Твери или даже в соседней Белоруссии. А, допустим, овощной отдел наполняют и Марокко, и Египет, и Нидерланды - все кто угодно, только не Псковская область.

Опыт соседей-новгородцев

Надо сказать, что реализация на местном рынке - проблема не только псковских производителей продукции. Например, в Новгородской области для продвижения местных картошки и сметаны предложили объединить своих товаропроизводителей и создать общий торговый дом.

Впрочем, еще в 2009 году администрация Великого Новгорода выделила для местных фермеров помещение, в котором открылся гипермаркет «coop». Однако магазин просуществовал недолго - партнеры не смогли договориться об условиях сотрудничества. Теперь власти снова предлагают производителям объединиться. «Не секрет, что мы видим в магазинах некачественную картошку, привезенную неизвестно откуда, когда у нас есть своя очень вкусная. Создание организации, которая поможет продвигать товары на рынок, будет полезно и для товаропроизводителей, и для новгородцев. При департаменте сельского хозяйства уже созданы организации, в устав которых можно внести изменения и начинать работу», - цитирует издание «Прямая речь» зампредседателя правления «Новобпотребсоюз» Александра Власова.

Поддержка на региональном уровне

В Псковской области таких опытов не предпринимали. Однако, как отметила заместитель председателя госкомитета по экономическому развитию и инвестиционной политике области Лариса Куликова, в Соглашении, подписанном в ноябре 2010 года между сельскохозяйственными производителями, перерабатывающими предприятиями, оптовыми организациями и розничными сетями, об общих принципах сотрудничества в целях стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории Псковской области, есть обязательство сторон обеспечить присутствие товаров местных товаропроизводителей в торговых сетях всех форматов. В соответствии с рекомендацией губернатора Андрея Турчака, доля таких товаров должна составлять не менее 20% от общего объема продаваемых на территории области товаров.

Однако, несмотря на это, вопросы, связанные с реализацией товаров местных производителей (особенно небольших предприятий) в федеральных торговых сетях, возникают постоянно. «Почему федеральные сети не берут местные товары? Этот вопрос не раз задавался и задается. В федеральные торговые сети товары попадают через централизованные закупки и все решения по ассортименту, объемам поставок и т.д. принимаются в головных офисах», - пояснила Лариса Куликова.

«Где выход? Открывать фирменные торговые точки? Далеко не каждое предприятие может себе это позволить: слишком велики затраты. И, наверное, единственный выход – изменить законодательство так, чтобы оно на деле защищало местные предприятия», - сказала она.

«Что касается мелких товаропроизводителей, у них не всегда хватает объемов, чтобы попасть на прилавки федеральных сетей. Однако полагаю, что ситуация сложная, но небезнадежная.Так, в рамках соглашения между нашим регионом и Санкт-Петербургом товаропроизводителям предоставляется возможность участия в ярмарках на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, планируется продвижение псковских товаров в торговых сетях Санкт-Петербурга. Такая работа ведется. Немаловажную роль в реализации товаров наших производителей играют рынки выходного дня, проводимые практически во всех муниципалитетах области, на которых, кстати, цены на социально значимые продукты питания ниже, чем в магазинах», - рассказала зампредседателя комитета.

«Мы за любое адекватное предложение и готовы работать» - представитель федеральной сети

Что касается федеральных сетей, к которым предъявляют претензии и мелкие, и крупные товаропроизводители, то, по словам зампредседателя комитета по экономическому развитию, не все они категорично отказываются от продукции местных предприятий. На прилавках некоторых - достаточно псковских товаров.

Например, гипермаркет «Лента» активно участвует в акциях по продвижению местных товаров, проводимых областным комитетом по экономике. Более того, в постоянном ассортименте порядка 200 наименований от 17 местных производителей. Причем это не только продукты, но и непродуктовые товары, многие из которых делаются по заказу компании «Лента»: «Школьная форма в сезон – больше половины местная. Часть резиновых сапог - от «Псков-Полимер», но мы их не напрямую покупаем, покупает сеть. Больше 90% продаж молочной продукции – это псковские товары. Есть нектары, сделанные в Псковском районе, псковские свежие товары: мясо, рыба, овощи. Огурцы, помидоры – то, что агрофирма «Победа» выращивает, но, к сожалению, они это делают посезонно», - рассказал директор псковской «Ленты» Максим Анненков.

Закупкой товаров занимается коммерческая служба в Санкт-Петербурге. «Определенные сложности это накладывает, поскольку она одна на весь Северо-Запад. Но все, кто мог бы быть интересен для нас, мог бы обеспечить качество, наличие, стабильность поставок, адекватную закупочную цену, они есть у нас на полках. Причем, обращались они как через коммерческую службу, так и напрямую к нам», - сообщил директор «Ленты».

По его словам, буквально на прошлой неделе в рыбном отделе появилась живая рыба великолукской компании. «Рыба достойного качества, спрос очень хороший», - сказал Максим Анненков. В то же время,уточняет, с местными рыбаками не удалось наладить работу: «Говорят, что местные рыбаки активно сетуют, что у них есть проблемы со сбытом продукции. Но те, с кем мы пытались работать, не смогли предложить ровным счетом ничего. То морозы, то невылов, то еще какие-то есть причины. При том, что действительно есть определенный дефицит белой рыбы, и мы за любое адекватное предложение. Мы готовы работать. Но его нет», - пояснил он.

Кстати, по словам директора, попасть на прилавки гипермаркета могут не только крупные производители, но и совсем небольшие предприятия. «Есть в «Овощах» соления, которые делает индивидуальный предприниматель. Совсем небольшое предприятие и не огромных масштабов производство, но необходимую стабильность поставок они нам обеспечивают, и небольшую потребность, которая есть в этих специфических корейских салатах, они закрывают».

«Во взаимоотношениях «производитель» - «продавец» главное - полноценная коммерческая составляющая. Это должно быть выгодно для каждой стороны, но при этом не надо забывать о потребителе. Мы тоже соизмеряем свои усилия, и вкладывать силы в то, что просто будет перетягивать оборот с одного вида на другой, а не развивать, как живая рыба, например, смысла нет. Вы решили производить замороженные котлеты. А у нас их 10 видов. Зачем нам 11-й?», - пояснил Максим Анненков, добавив, что покупатель, прежде всего, ориентируется на свежие натуральные продукты, поэтому компании интересно развивать именно это направление.

По отдельности не потянуть

Как считают специалисты, один из путей решения проблемы реализации местных товаров - возрождение сельхозкооперативов: «Мелкие производители должны были кооперироваться, потому что каждому по отдельности не потянуть», - отметили в областном комитете по экономике.

К слову, эта идея обсуждается уже не первый год. В главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора ЦДИ сообщили, что на федеральном уровне уже есть проект программы по кооперации. Более того, на стадии согласования в администрации области находится ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации Псковской области на 2013-2020 годы», направленная на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, объединившихся в сельскохозяйственный потребительский кооператив.

В настоящее время управлением сельского хозяйства ведется работа по привлечению ведущих фермерских хозяйств в программу. Также ведомство тесно сотрудничает с некоммерческим партнерством «Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области».

Риск обезличивания

Впрочем, крупные псковские товаропроизводители к идее объединения сил относятся без энтузиазма.

«Объединение – это еще одна надстройка, которая должна себя окупать, – считает председатель агрофирмы «Победа» Виктор Гречин. – К тому же товар может стать обезличенным. Поэтому есть вероятность того, что наша продукция «потеряется».

По его словам, трудности с реализацией продукции бывают, но больших проблем нет: «Предприниматели, собственная торговля, частично оптовые базы Санкт-Петербурга. Реализуем в «Ленте», в сети «Вольный купец». С «Магнитом», к сожалению, не получается работать. Они не хотят нашу продукцию брать, не объясняя ничем, хотя наша продукция востребована».

Натуральные продукты должны быть «по карману»

Представители малого бизнеса идеи объединения приветствуют, но в их эффективность не особо верят. По мнению предпринимателя из Псковского района Галины Роговой, все программы разрабатываются для крупных хозяйств, а небольшие фермы сами решают свои проблемы.

«Мы продаем картофель и сено. В федеральные сети пытаться попасть - бесполезно. Мы пытались, конечно, он они даже не делают заявок. Впрочем, в прошлом году все нормально реализовали. Покупатели – прошлогодние и позапрошлогодние клиенты. Также хорошая реализация была на ярмарках: районной и в Острове», - рассказала она.

Кооперативы же, по словам Галины Роговой, планируются уже давно: «Но пока ничего не сделано. Сами крутимся и, в общем, пока получается».

По словам предпринимателя из Себежского района Петра Новика, «если товар нормальный, то своего покупателя находит, но проблемы есть»: «Проблема самая большая – транспорт. Не каждая маленькая организация имеет возможность держать свой транспорт, а если берется посредник, цена взлетает очень круто, и тогда покупатель не берет товар. Раньше базы работали с небольшой наценкой, а сейчас каждый старается сразу богатым стать. Проблема эта существует, и действительно мелким производителям на рынок пробиться сложно».

Однако и эти проблемы можно преодолеть: «Во-первых, вопрос с транспортом можно решить. Во-вторых, мы несколько лет существуем, в-третьих, мы работаем непосредственно с покупателем. Объем не такой большой, но мы стараемся не подымать торговую наценку. В данном случае мы выпускаем качественную хорошую сметану –по 130 руб кг и натуральное масло по 350 руб».

По поводу идей объединения товаропризводителей Петр Новик выразил сомнение: «Сколько я работаю, не встречал никаких объединений. На бумаге вроде есть, есть даже президенты какие-то, но, честно говоря, чтобы реально работало - не встречалось в жизни».

«Конечно, я бы сотрудничал с таким объединением, - говорит Петр Новик. - Но если уж создавать такой кооператив, надо, чтоб он не накручивал огромные деньги. Это должна быть организация, не думающая об огромных прибылях. У людей есть потребность кушать натуральные продукты. Но цена должна соответствовать карману человека. Сбытовая организация должна ориентироваться на потребителя. Не на отдельного человека, который может за миллион что-то купить, а на массового покупателя».

Способы попасть на местные прилавки изучала Алиса Селезнева

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.