«Кривитин» князь Владимир и Псковская земля

Опубликовано: 26 июня 2015 г. в 9:17 9 0Нет комментариев0

В преддверии фестиваля раннесредневековой культуры «Хельга» Псковская Лента Новостей, являющаяся генеральным информационным партнером мероприятия, публикует серию материалов псковского историка Анатолия Александрова об истории Руси.

Близ юго-восточной окраины Пскова на берегу реки Черехи - притока реки Великой - находится деревня Будник, где, по местному преданию, также жила княгиня Ольга, и где родился, как будто, князь Владимир I, тот самый Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. Судя по всему, это место имеет непосредственное отношение к летописной Будутиной веси, то есть, деревне, и, кроме того, связано с давней псковской краеведческой традицией. А впервые весь Будутина упоминается в летописи под 970 годом:

«В лето 6478. Посади Святослав Ярополка в Киеве, а Олга в Древех. И придоша Новгородци, просяще себе князя, и отпреся Ярополк и Олег, и рече Добрыня Новгородцем: «просите Володимера». Володимер бо бе от Малки, ключници Олжины. Малка же бе сестра Добрыне, и бе Добрыня дядя Володимеру; и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде его святей Богородици. И рекоша Новгородци Святославу: «дай нам Владимира»; и даде им Владимира, и иде Володимир в Новгород з Добрынею дядею своим, а Святослав к Переяславцу иде».

Затем многочисленные псковские краеведы и историки многократно так или иначе трактовали это летописное известие, часто уже ни на кого и ни на что не ссылаясь.

Н.К. Богушевский в 1879 году пишет: «На правом берегу р. Кеби, впадающей в р. Череху - недалеко от слияния Черехи с Великой есть место, называемое Буденик, где некогда, по преданию, жила св. Ольга и где родился внук ее великий князь Владимир Святославич».

Но наиболее обстоятельное описание 1896 года также принадлежит И.И. Василеву:

«Буденик, Будник - деревня на левом берегу Черехи в 10 верстах от Пскова. Митрополит Евгений, несправедливо поместивший ее на правом берегу притока Черехи р. Кеби делает такое примечание: издревле предание гласит, что там (в Буднике, который он называет урочищем) была также отчизна Ольгина и родина Великого Князя Владимира Святославича, внука Ольгина, в летописях именуемая Бутетино село, до недавних времен там была еще деревня, принадлежавшая фамилии графа Разумовского, после переведенная на другое место за Великую реку. Но для запашки полей до ныне оставлен на том месте, именуемом также Будник, приказчичий и скотский двор. С 1809 года все сие имение куплено Г.Р. Державиным». На чем основаны эти сведения, источником не указано. «Несомненно, однако, что деревня Будник действительно принадлежала Разумовским, о своем прежнем барине сохранилось между Буденикскими крестьянами до настоящего времени. Деревня Будник лежит в 1/4 версты от р. Черехи между ею и деревнею на покатости к реке видны и теперь фундаменты больших каменных построек и следы бывшего при них сада и копаного озерка. Как на место родины Вел. Князя Владимира крестьяне указывают на булыжный камень на самом берегу р. Черехи. Как на особенность этого камня указывают, что во время половодья, когда вода поднимается высоко, а по сбыте ее оказываются все яминки занесенными песком, находящаяся же у камня яма никогда не заносится песком».

Итак, здесь впервые упоминается камень на берегу Черехи, связываемый народным преданием с местом рождения князя Владимира.

В 1910 году эти места посетил художник Г.П. Кондратенко, в каталоге картин которого также есть описание Будника: «20. Место рождения св. Владимира.

Недалеко от Выбуты, на левом берегу реки Черехи, впадающей в р. Великую у селения Черехи, подле деревни Будник (Буденик) находится большой булыжный камень, на этом месте, по преданию, родился от ключницы Малуши (дочери древлянского князя Мала, убитого при взятии Искоростеня) св. равноапостольный князь Владимир.

В начале прошлого века д. Будник принадлежала графу Разумовскому, а впоследствии Державину, с освобождением крестьян от крепостной зависимости, она принадлежит крестьянам.

В нескольких саженях от камня по сие время видны фундаменты построек и хорошо сохранившийся четырехугольный (искусственно вырытый) пруд».

Сразу же хочу отметить, что мать князя Владимира, ключница Малуша, вовсе не являлась дочерью или какой-либо другой родственницей древлянского князя Мала. Этот распространенный доселе миф всецело и полностью остается на совести досужих краеведов. Летопись на сей счет очень ясно сообщает, что Малуша, или сокращенно, Малка, - это дочь некого Малка Любечанина, то есть, жителя города Любеча, который расположен вовсе не в земле древлян, а совсем в другом месте, на левобережье Днепра, выше по его течению, приблизительно в 50 км от Чернигова. К личности Малуши я еще вернусь. А пока возвратимся в Будник.

Известно также, что в Буднике летом 1909 года побывал председатель Всероссийского общества святой Ольги, член Государственной думы С.В. Войеков. Он осмотрел камень, рядом с которым, по преданию, родился князь Владимир и опросил местных жителей. Камень считался святым, и высокий визитер предполагал соорудить здесь часовню. Местные крестьяне даже вызвались бесплатно помогать, но проект так и не был осуществлен...

Прошло более 80 лет. В 1994 году место расположения камня у деревни Будник посетил корреспондент газеты «Новости Пскова» О. В. Константинов, которому местная жительница рассказала, «... что лет тридцать назад, когда она еще была активной колхозницей, вдоль берега Черехи были поля. Росло здесь все хорошо. Камень был на свободе. Его аккуратно объезжали даже пахари на тракторах. Все знали - камень святой. С опустением, вымиранием Будника забывалась и легенда. Забывалась, но все-таки жила ... О том, что ему поклонялись не язычники, свидетельствует очертание креста, высеченного кем-то и когда-то на поверхности камня. Вертикальная линия с двумя перекладинами - прямой и косой. Слева от основания креста, если внимательно вглядеться, углубление, напоминающее человеческую ступню. Хотя все уже окончательно подразрушилось.

- Это и есть след Божьей Матери, - утвердительно и убежденно сказала Мария Алексеевна». По воспоминаниям, святой считалась и вся деревня.

В ноябре 1994 года камень был осмотрен мною. Это небольшой гранитный валун, верх которого обожжен. Прослеживается изображение креста и углубление, напоминающее след ноги. Из-за сильной обожженности гранит камня крошится. В 2 - 3 метрах за камнем, если смотреть со стороны деревни, начинается обрыв берега реки Черехи. Река в этом месте заметно подмывает берег. Камень расположен в зарослях кустарника и мелких лиственных деревьев. Сейчас небольшая площадка перед камнем расчищена от растительности и рядом с ним установлен памятный крест. Судя по всему, это типичный камень-следовик, древний дохристианский культовый камень с изображением следа человека, только след здесь сильно поврежден.

В 1995 году прибрежная полоса в районе камня была тщательно обследована. Следы древнего селища здесь обнаружены не были. Однако в сером рыхлом слое старой распашки найдены многочисленные железистые конкреции - «бобовицы» - самородная болотная или луговая железная руда и отдельные железные шлаки - свидетельство добычи и обработки здесь железной руды. Но, самое важное, встречены мелкие фрагменты керамики, среди которых есть один фрагмент лепной и один - раннекруговой с волнистым орнаментом - Х века. Таким образом, можно отметить, что это место входило в зону древнего освоения приблизительно около середины и во второй половине Х века, то есть, во времена Ольги и Владимира.

Относительно локализации летописного пункта «весь Будутина» необходимо сделать несколько замечаний. Его привязка к окрестностям Киева основывалась на том, что деревня была завещана княгиней Ольгой «святой Богородице». Однако, по имеющимся данным, церкви Святой Богородицы, а, иначе Десятинной церкви, ко времени Ольги в Киеве еще не было. Эта церковь, как известно, была основана только князем Владимиром.

Правда, «Подробнейшая история Государей Российских» сообщая о возвращении Ольги из Царьграда в Киев, упоминает: «…поиде Ольга с миром в Киев, и пришед в Киев, постави у себя на дворе церковь малу во имя Пречистыя Богородицы, и учаше сына своего Святослава вере Христианской, и веляше ему креститися, он же не брежаше о том и не крестися…» Однако во имя кого ставила Ольга церкви на своей северной родине - неизвестно. Наверняка среди них были и богородицкие. Поэтому, где именно в пределах обширного Киевского государства находилась эта церковь - неясно. По-видимому, именно эти соображения заставили украинских составителей «Этимологического словаря летописных географических названий Южной Руси» не включать Будутину весь в состав этого капитального издания. Иначе говоря, нет никакой гарантии, что этот пункт находился в районе Киева и вообще где-либо в южнорусских землях. Таким образом, локализация церкви Святой Богородицы столь же плавающая, как и летописной Будутиной веси. Немаловажны и косвенные обстоятельства. Во-первых, село едва ли могло быть завещано маленькой домовой церкви, а во-вторых, наверняка разгневанная (!!!) княгиня Ольга отослала провинившуюся Малушу с глаз подальше, в порядочную глушь, а вовсе не в ближние окрестности Киева.

В Пскове краеведческая традиция связывает с именем княгини Ольги основание первой церкви на месте Троицкого собора, а также постройку первой Власьевской церкви. Теоретически возможно, что в окрестностях Пскова могли быть какие-то ранние церкви, сведения о которых не дошли до нас даже в преданиях. Среди них могла быть и церковь во имя Богородицы. Впрочем, здесь немаловажен и тот факт, что Будник вместе с деревней Плаксино (см. ниже) составляет восточную окраину довольно плотного скопления ольгинской топонимики и сопутствующих ей преданий о св. княгине Ольге, то есть зоны устойчивой фольклорной традиции, восходящей к летописному времени. Так что, не исключено, что в конце концов, церковь Богородицы 969 года придется привязывать к «веси Будутиной», а не наоборот

Древнерусское же наименование веси - Будутино или Будятино - притяжательное от личного имени типа Будимир, сокращенно - Будята. Если же собрать все варианты названия этой деревни, и принять отождествление ее с летописной весью Будутина - Будятина, то можно построить следующую цепочку:

Будутина весь

Будятин - Будятник - Буденик - Будник

Будетино село

Итак, для локализации летописного названия «Будутина весь» или «Будутино село» в Буднике есть некоторые основания, тем более, что легендарная родина княгини Ольги в районе Выбут, то есть, совсем недалеко от Будника, соотносится с многочисленной топонимикой и микротопонимикой в зоне освоения не позднее первой половины Х века, что явствует из результатов археологических исследований. Кроме того, современные историки все более склоняются к мнению, что на севере Восточной Европы в районе Пскова и его окрестностей у княгини Ольги были собственные земельные владения, своего рода ранний феодальный домен, и она самостоятельно распоряжалась в пределах этого домена. В этом случае, понятно, что и ключницу Малушу она сослала именно в эти свои владения, под бдительный надзор.

В связи с тем, что князь Владимир родился в Будутиной веси, которая с большой долей вероятности отождествима с Будником, для нас представляет интерес и личность его матери. Весьма осведомленная «Подробнейшая История Государей Российских» сообщает: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира…».

Итак, Малуша была ключницей при княгине Ольге. Должность эта ответственная - ведение всего хозяйства. Летопись сообщает:

«Володимер бо бе от Малуши (вариант: Малки), ключнице (вариант: милостьнице) Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй (дядя по матери - А.А.) Володимеру». Должно быть, Малк Любечанин, то есть житель города Любеча, был знатным и известным человеком, если уж летопись его знает. Да и Малуша была в милости у Ольги - «милостьница».

С другой стороны, известно, что «милостник» - это должность; «милостники», наряду с «отроками» и «детскими» входили в число дружинных элементов. И.Я. Фроянов полагает, что милостники - это, прежде всего, младшие дружинники, поскольку летописях есть упоминания о «милостьных конях» и «милосьном оружии». Эти люди находились на княжеском содержании. Однако делается допущение, что им приходилось заниматься и вопросами домашнего хозяйства. В самом деле, трудно представить Малушу на коне и с оружием в руках. А вот известный социальный статус должность «милостника» обеспечивала. Прежде всего, это, несомненно, вольные люди в силу своего военного статуса. То же самое можно говорить и о Малуше. Итак, это определенная должность с фиксированным статусом.

В 980 году, когда князь Владимир сватался к полоцкой княжне Рогнеде, та ответила гордым отказом: «... не хочю разути робичича», то есть, сына рабыни. Здесь имеется в виду древнерусский обряд разувания мужа женой. Робичич - сын рабыни. Отсюда следует, что мать Владимира Малуша - рабыня. Что-то здесь не так. Сначала - в милости у княгини, на ответственной должности - и вдруг рабыня. Одно из житий также сообщает, что Владимир родился «... от Малуши, от Мауси». Под 1000 годом в летописи находим короткое сообщение: «Преставися Малфредь». Есть предположение, что это известие о смерти матери Владимира Малки - Малуши, где она названа полным именем. А имя это - скандинавское. По-видимому, на ответственные должности Ольга - Helga брала своих людей. Но тогда может быть понятно и таинственное «мауся». В германских языках - шведское mys, немецкое Maus и других означает «мышь». Малуша - мауся, Малуша - мышка - прозвище в смешанной славяно-скандинавской среде ранней Руси вполне вероятное и для должности ключницы вполне подходящее. Наверное, роста она была небольшого, а должность у нее была хлопотливая.

Как же Малуша могла стать рабыней? Здесь может быть два ответа. Первый ответ - это то, что сказался тот же гнев княгини Ольги, который отправил ее далеко от Киева и который низвел ее из милостницы и ключницы до рабыни. А кто такая была княгиня Ольга в гневе, видно хотя бы по тому, что она приказала перебить у могилы ее мужа князя Игоря 5000 древлян. Так что, Малуша в этом случае еще дешево отделалась. Летопись знает еще и не такие мгновенные метаморфозы. Когда в 980 году в ответ на отказ Рогнеды выйти замуж за князя Владимира, новгородские войска взяли Полоцк, воспитатель Владимира Добрыня в ярости на Рогнеду «... нарек ей робичица», то есть, саму ее назвал дочерью рабыни и выдал замуж за Владимира принудительно. Примечателен здесь диалог, приводимый летописью: «И посла ко Рогволоду Полотьску, глаголя: «Хочю пояти дщерь твою собе жене». Он же рече дщери своей: «Хочеши ли за Володимира?» Она же рече: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». После такого ответа «…Володимер же собра вои многи, варяги и словени, чюдь и кривичи, и поиде на Рогволда. В се же время хотячу Рогнедь вести за Ярополка. И приде Володимер на Полотеск, и уби Рогволода и сына его два, и дчерь его поя жене».

Есть и еще одно любопытное разночтение - в Летописце Переяславля Суздальского речь Рогнеды немного иная: «не хочю розути кривитина…». Это означает, что Владимир для Рогнеды еще и «кривитин», то есть, кривич. Д.А. Мачинский справедливо заметил, что «Слово «кривитин» было столь же «укоряющим», как и «робичич»». Учитывая, что по отцовской линии Владимир был потомком Рюрика, а матерью его была «милостница» Ольги Малуша, Малка с явно германским прозвищем Мауся или Мауса - «Мышка», вероятно, та самая летописная Малфрида-Малфредь, которая, хотя и не названа по имени, но с большим почтением упомянута в «Саге о йомсвикингах». Владимир был потомком двух скандинавских линий. Единственное, что могло быть ему поставлено в упрек наименованием «кривитин», так это рождение в земле кривичей, вероятно, под Псковом, в «Будутиной веси».

И здесь я вправе задать вопрос: а была ли вообще когда-либо Малуша рабыней? Ведь Рогнеда в запальчивости отказывая Владимиру, могла иметь в виду как раз не истинное положение вещей, а не очень высокий социальный статус должности ключницы, то есть то, что на этой должности, в том числе, могли служить и рабыни. Сейчас, правда, появилось предположение, что женщина, имевшая внебрачные связи с конунгом, автоматически воспринималась как его рабыня - в силу сложившейся в скандинавском обществе традиции. Но Малуша, как «милостница», в силу своего статуса, рабыней быть не могла.

В истории с Рогнедой была еще одна маленькая историческая загадка - в своей книге «Псков» известный архитектор Ю.П. Спегальский написал: «После нападения на Псков полоцкого князя Рогволда, то есть после 977 года, укрепления Крома, вероятно, были значительно усилены». После некоторых поисков первоисточник этого уникального сообщения сыскался у Н.С. Ильинского в его «Историческом описании города Пскова» 1790 г. издания Ильинский, понятное дело, не ссылается ни на кого. Вот что он об этом пишет: «В 977 году Владимир по смерти своего отца, имея неудовольствие на Полоцкого Князя Рохволда, который воевал волости Новгородские и град Псков взял, отъезжал к Варягам и тамо собирал войска за деньги». Очередной внелетописный источник, который эти события тоже откуда-то взял, - возможно, из какой-то недошедшей до нас летописи. Дошедшие же до нас летописи ни о каких таких подвигах Рогволода в Псковской и Новгородской землях не сообщают - «Повесть временных лет» отмечает только: «Слышав же се Владимир в Новегороде, яко Ярополк уби Ольга, убоявся бежа за море. А Ярополк посадники своя посади в Новегороде, и бе володея един в Руси». Произошло следующее: старший сын Святослава, законный наследник киевского престола великий киевский князь Ярополк, действуя жесткой вооруженной рукой, произвел объединение всех русских земель. Один его брат - Олег древлянский - был убит войсками Ярополка, другой сводный брат - Владимир, - не дожидаясь той же участи, бежал за море в Скандинавию собирать наемное войско. Согласно сообщению источника, приводимого Н.С. Ильинским, это произошло не сразу, а после некоторого вооруженного сопротивления, организованного Владимиром: в неких новгородских волостях людям Ярополка пришлось вести боевые действия, а Псков, который не хотел сдаваться, по-видимому, пришлось брать штурмом. Несколько другую окраску приобретают и последующие события. На три года раньше, чем в летописи, упоминается полоцкий князь Рогволод, который действует в интересах и по поручению Ярополка. Становится ясно, что это его ставленник, им же в Полоцке и посаженный.

Через два года, в 980 г., Владимир появляется с войском: «Приде Володимир с варяги Ноугороду, и рече посадником Ярополчим: «Идете к брату моему и рцете ему; «Володимер ти идеть на тя, пристраивайся противу бится». И седе в Новегороде». «Подробнейшая история» уточняет: «…приде Великий Князь Владимир из за моря со многими Варяги в великий Новград, и согна Наместники и Посадники Ярополковы…». Пауза в войне закончилась. Обе враждующие стороны активно готовились к боевым действиям. Очевидно, что Владимир, снова вокняжившись в Новгороде, отбирает у Ярополка и Псков. Возможно, что это произошло не сразу.

Затем Владимир предпринимает попытку «перетащить» на свою сторону полоцкого князя Рогволода, для чего отправляет сватов к его дочери Рогнеде: «И посла ко Рогволоду Полотьску, глаголя: «Хочю пояти дщерь твою собе жене». Он же рече дщери своей: «Хочеши ли за Володимира?» Она же рече: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». После такого ответа «…Володимер же собра вои многи, варяги и словени, чюдь и кривичи, и поиде на Рогволда. В се же время хотячу Рогнедь вести за Ярополка. И приде Володимер на Полотеск, и уби Рогволода и сына его два, и дчерь его поя жене». То есть, Рогволода с сыновьями убили, а Рогнеду взяли в жены Владимиру принудительно.

Софийский список новгородской летописи имеет любопытное расхождение: «И посла Добрыню ко Рогволоду, князю Псковскому…». Возможно, что к моменту владимирова посольства, Рогволод все еще владел Псковом и даже мог там находиться; та же летопись иначе отмечает начало похода Владимира на Рогволода: «…и приде Володимер на Псков, и уби Рогволода…».

То, что попытка переманивания Рогволода могла иметь место, косвенно подтверждает точно такая же история с «перетаскиванием» на свою сторону Владимиром главного ярополкова воеводы Блуда. Там это сработало. Воевода Блуд даже организовал убийство Ярополка. И пережил Ярополка ровно на три дня - Владимир не простил ему убийство брата.

А вот под 991 годом летопись сообщает: «Крестися Володимер [и вся Руская земля]… […Того же лета в Киеве Леонт митрополит всея Руси постави] Новугороду [и Пскову] архиепископа Иоакима Корсунянина, [а Ростову архиепископа Федора] [Гречина], а по инем градом епископы, и попы и диаконы, иже крестиша всю землю Русьскую…». Для моей темы существенно, что наряду с Новгородом в числе городов, подвергшихся крещению, сразу упомянут Псков. Как дружинники Владимира - Добрыня и Путята - крестили Новгород, хорошо известно из текста, написанного от первого лица и приводимого В.Н. Татищевым: дело закончилось грандиозной сечей новгородцев с киевской дружиной, сопровождавшей крестителей, и затем пожаром города. Подобного описания по Пскову нет, но там наверняка происходило то же самое. С той только разницей, что в Пскове с 988 г., казалось бы, мог быть уже свой князь - один из младших сыновей Владимира, - Судислав, «посаженный» туда Владимиром. По другим же сведениям, Владимир из всех сыновей «…трех у себя остави: бе бо млади, Станислав, Судислав, Позвизд…». В этом случае, Судислав мог обосноваться в Пскове позднее, уже после крещения Что же касается связанных с крещением событий 991 г. и соотносимых с этим - весьма вероятных - военных коллизий, то о них ничего не известно. Горел при этом Псков, или нет, мы не знаем.

А в 1015 г. умирает престарелый князь Владимир и между его сыновьями начинается борьба за великое Киевское княжение. Но это уже другая история.

Анатолий Александров, Псков

Один из лучших фестивалей раннесредневековой культуры - фестиваль военно-исторической реконструкции «Хельга» - пройдет в поселке Выбуты, на родине княгини Ольги, с 16 по 19 июля. Дни для посещения зрителями - 18 и 19 июля.

Фестиваль, на который приезжают участники из разных городов России и из-за рубежа, традиционно проводится в июле, в Дни празднования города Пскова и чествования Великой княгини Ольги. Он посвящен воссозданию традиций, быта и духа раннего средневековья на территории Руси и Скандинавии. Основной целью фестиваля организаторы видят создание исторического «музея под открытым небом» и привлечение внимания общества к истории своей Родины. Фестиваль посвящен Великой княгине Ольге, которая сыграла ключевую роль в становлении государственности Руси.

Фестиваль ранней средневековой культуры «Хельга» уникален тем, что, помимо основной боевой составляющей, огромное внимание уделено истории и этнографии, восстановлению быта и ремесел того времени. Участники фестиваля создают военный лагерь «эпохи викингов», за которым могут наблюдать посетители фестиваля. У посетителей фестиваля так же есть возможность ставить палаточный лагерь на специально приготовленной для этого территории. Для посетителей фестиваля это возможность прикоснуться к истории Руси и перенестись во времена правления великой княгини Ольги. Проводимые мастер-классы позволяют на собственном опыте понять, чем жили предки. Историчность места и воссозданный быт на территории фестиваля «Хельга» дают возможность полностью погрузиться в атмосферу раннего средневековья. Также есть возможность приобрести памятные сувениры, попробовать настоящую медовуху, отведать вкусной еды и научиться стрельбе из лука. На фестивале можно насладиться живой музыкой, уютно посидеть в одном из двух полевых ресторанов, покупаться в карьере с чистой водой.

Участники фестиваля получают возможность обменяться опытом и поучаствовать в боевых поединках, а также на несколько дней полностью перенестись на территорию Руси и Скандинавии в IX-XI веков. Кроме того, есть возможность поучаствовать в бугуртах, метательном многоборье, лучном турнире, различных мастер-классах. Представительницы прекрасного пола могут поучаствовать в конкурсе «Великая княгиня Хельга». Также есть возможность заняться древним искусством торговли.

ЭПИ «Псковская Лента Новостей» - генеральный информационный партнер фестиваля «Хельга» уже третий год подряд.

Отметим, в этом году Псковская Лента Новостей отмечает свое 15-летие. В этот юбилейный год ведущий региональный интернет-портал запланировал для своих читателей и партнеров много приятных сюрпризов. Кроме того, ПЛН будет оказывать информационную поддержку в проведении наиболее интересных и социально значимых мероприятий.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.