Любовь Жильцова об образовании и «идеальной тройке»

Опубликовано: 5 сентября 2016 г. в 10:19 2 0Нет комментариев0

1 сентября, в День знаний, гостем очередного выпуска программы «Особое мнение» в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стала учитель Харлапковской основной школы Палкинского района, депутат Псковского областного Собрания пятого созыва Любовь Жильцова. Напомним, героиня программы является кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва по единому избирательному округу (общерегиональная часть списка) и по одномандатному избирательному округу № 11 (Палкинский район; Печорский район). В прямом эфире она рассказала о проблемах системы образования Псковской области, о том, как сказался на ней процесс очередной оптимизации, что происходит с учительскими зарплатами. Кроме того, Любовь Жильцова рассказала радиослушателям о своей работе в областном Собрании, о предвыборной программе партии в части развития образования и о своих планах по участию в сентябрьских выборах. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Надежда Назаренко: Добрый день! На радио «Эхо Москвы» в Пскове программа «Особое мнение». В студии для вас работают Надежда Назаренко…

Елена Ширяева: … и Елена Ширяева.

Надежда Назаренко: Наш сегодняшний гость – учитель основной Харлапковской школы Палкинского района, кандидат в депутаты Псковского областного Собрания 6 созыва от партии «Яблоко», депутат Псковского областного Собрания 5 созыва Любовь Жильцова. Любовь Васильевна, здравствуйте.

Любовь Жильцова: Здравствуйте всем!

Елена Ширяева: Любовь Васильевна, мы поздравляем вас с Днем знаний. Хочется спросить, как ваша школа прошла период подготовки к новому учебному году? Были ли какие-то нюансы в сравнении с прошлыми годами, достаточно ли было выделено бюджетных средств?

Любовь Жильцова: Во-первых, разрешите поздравить жителей Псковской области с Днем знаний и пожелать общечеловеческих вещей – любви, верности, взаимопонимания, поменьше смотреть телевизор и побольше разговаривать друг с другом. Общение многое дает человеку и снимает многие проблемы. Здоровья всем и благополучия.

Елена Ширяева: Спасибо за поздравления.

Любовь Жильцова: Возвращаясь к подготовительному периоду. На протяжении последних пяти лет подготовка образовательных учреждений к новому учебному году (я говорю прежде всего про свою школу и свой район) ведется собственными силами и на собственные средства, которых нет. Обычно денег не выделяют ни на ремонт, ни на хозяйственные нужды, ни на выполнение предписаний надзорных органов. Это продолжается не менее последних пяти лет точно. Когда мы хотим подготовить школу к новому учебному году, нам в администрации говорят: «А вы помойте и замок повесьте». В такой ситуации очень сложно говорить с родителями, которые слышали, что в Псковской области выделено более 80 миллионов рублей на ремонт образовательных учреждений. Я бы хотела обратиться к руководителям всех уровней: если мы говорим о таких суммах, давайте хотя бы дадим цифры по районам, чтобы люди могли видеть и контролировать, куда эти деньги пошли и как расходуются. В общем, готовимся к новому учебному году своими силами.

Елена Ширяева: На спонсорские средства?

Любовь Жильцова: В основном да, либо это собственные средства учителей. Мы живем в таком режиме давно. Каждый год в сезон мы должны обеспечить какой-никакой ремонт, в а течение года обеспечивать выполнение требований санитарных норм и правил. Хотя бы обеспечить наличие туалетной бумаги в туалете, полотенец, обеззараживающих средств для мытья. Все это покупается за наш личный собственный счет. Содержание здания и территории в надлежащем виде – полномочия районного бюджета. Но он участвует своеобразно. Например, было у нас предписание прокуратуры о том, что необходимо огородить территорию школы. Это школа делала за собственный счет. Участие администрации района ограничилось тем, что чиновники приехали, сфотографировали забор и отправили фотографии в прокуратуру в подтверждение того, что нарушения устранены. Очень тяжело.

Елена Ширяева: Эта ситуация характерна для вашей школы или в целом для района?

Любовь Жильцова: Если бывают небольшие поступления, это касается базовой Палкинской школы. Ей дают на ремонт спортзала, кровли, но там этих средств тоже не хватает. Но у них более молодое здание по сравнению с нашим.

Надежда Назаренко: А что говорят ваши коллеги из других районов?

Любовь Жильцова: У них такая же ситуация.

Елена Ширяева: То есть это не результат какого-то особого отношения к Харлапковской школе?

Любовь Жильцова: Нет, мы получаем муниципальное задание каждый год и видим нули в статьях, где прописаны расходы на обеспечение санитарных норм и требований. Ответственность муниципального бюджета по всем хозяйственным расходам измеряется нулями.

Елена Ширяева: Как муниципалитет объясняет это? Это ведь… незаконно?

Любовь Жильцова: Это ненормально. Требования есть, а финансирования под требования нет. Это распространяется и на требования пожарной безопасности. Меня вообще возмущает такой документ как муниципальное задание. Он содержит только зарплату учителей. Мы обязуемся дать образование, нам обязуются выплатить зарплату. А то, что нам нужна пожарная сигнализация, и требования пожарной безопасности ужесточаются с каждым годом, остается за кадром. Ситуация доведена до абсурда. По закону мы должны иметь передачу сигнала о пожаре напрямую на пульт, в пожарную охрану. Например, у нас сработала сигнализация – они автоматически получают сигнал и выезжают по тревоге. С 2014 года мы обязаны иметь такой прямой вывод. Это вопрос примерно 80 тысяч рублей. Но дело не только в деньгах. Уже суды состоялись, а мы не можем второй годы выполнить требования предписания надзорных органов. Потому что нас закон обязывает иметь этот прямой вывод на пульт, но не обязывает службу пожарной охраны иметь сам пульт. И у пожарной охраны его нет.

Елена Ширяева: Любопытнее решение. Палка об одном конце.

Любовь Жильцова. Да, и получается, что мы нарушаем закон. А они нет. Я этот вопрос поднимала на согласительной комиссии по бюджету. Получила ответ, что будет проведена работа с МЧС.

Елена Ширяева: Но в рамках бюджета 2016 года никаких решений не состоялось?

Любовь Жильцова: Нет. Было сказано что-то о сотрудничестве, что будут способствовать в разговорах с надзорными органами.

Елена Ширяева: Какое настроение у родителей учеников? Они не говорят о том, что, может, уже пора прекратить бороться?

Любовь Жильцова: История отстаивания Харлапковской школы началась в 2008 году. Оптимизацию сейчас делят на «кузнецовскую» и «турчаковскую», а у нас волна была ежегодная. Каждую весну у нас начиналось это. Нет, родители не отчаялись, наоборот – сегодня звучало на линейке, что этого праздника могло бы и не быть, но он состоялся. И они нас благодарят, и мы их. Сейчас другое дело – опять появились на сайте губернатора сообщения, что не дают учебников в школе. Да, вопросы есть. У меня в классе не хватает детям учебников и я просила купить на Avito недостающие учебники и привезти их, у нас есть преподаватель, она живет в Пскове, и ей было бы удобнее это сделать. Когда у нас было районное педагогическое собрание, учителя обсуждали ситуацию. Директор Палкинской школы говорила о том, что было бы неплохо завести электронную базу учебников в общем доступе, чтобы все могли видеть, где есть свободные учебники и куда можно обратиться, если есть потребность в конкретной учебной литературе. Неплохая идея, которая могла бы помочь решить эту проблему. Деньги на учебники выделяются, но в таких объемах, которые не позволяют закрыть эту проблему окончательно и бесповоротно. Так, в этом году было выделено 9000 рублей. 32 ученика. Не нужно говорить, сколько стоит один учебник. У меня в прошлом году в классе появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья (мы никак не могли это планировать) и ему нужен учебник математики. 618 рублей, небольшенькая такая книжечка. Но эта книжечка нужна мне и ребенку, и не только математика, а вся образовательная программа. И это проблема. Два ребенка переехали из других регионов, и, заказывая учебники, мы такую ситуацию рассчитать не могли. Но больше всего меня напрягает то, что администрация сталкивает лбами родителей и руководителей образовательных учреждений. Александр Всеволодович Седунов, начальник областного управления образования, заявляет, что все 100% обеспечены учебниками, и крайним оказывается руководитель школы. Нынче всплыли еще и рабочие тетради…

Елена Ширяева: Министр образования заявила, что это ответственность школы…

Любовь Жильцова: Да. И все страдают. И родители попадают в двоякую ситуацию, и учитель страдает, когда у части детей есть тетради, а у части – нет.

Елена Ширяева: Еще одна системная проблема, и тоже касается в основном финансирования. Любовь Васильевна, недавно у нас был начальник управления образования, и он традиционно говорит, что средств, которые доводятся до школ, достаточно, и бюджет Псковской области полностью выполняет свои обязательства перед муниципалитетами. И как это стыкуется с тем, что говорите вы?

Любовь Жильцова: Это высказывание надо на две части разделить. То, что «муниципалитетам все выделяется в полном объеме», - правда. А «достаточно» - уже другая история. Еще в начале декабря на бюджетной сессии я говорила об этом и приводила цифры, иллюстрирующие, как снижались объемы нормативно-подушевого финансирования с 2014 по 2016 год. Причем снижались по всем видам учреждений - и по городским, и по сельским, и по малокомплектным. Город и районные центры – с 24 до 18 тысяч рублей в 2016 году, сельские – с 42 до 26,5 тысячи рублей. Идет уменьшение финансирования, и этих средств не хватает. Я приводила расчеты по своему району – не хватало 4 с лишним миллиона, этот вопрос был вынесен на согласительную комиссию. Я не была включена в состав комиссии, просто присутствовала. Уже по 2015 году денег не хватало, а на 2016 их закладывали еще меньше. И я не могла не воспользоваться этой сессией, чтобы не повлиять как-то на процесс. Мне было сказано, что все хорошо, взяли бюджетный кредит, и зарплаты мы закроем, а на будущий год там так и написано: «Продолжить оптимизацию образовательной сети Палкинского района».

Елена Ширяева: То есть вопрос филиализации для вашей школы с повестки дня не снят?

Любовь Жильцова: Периодичность возникновения этого вопроса зависит от периодичности выборов, процессов смены каких-то значимых фигур – губернатора, например. Даже Андрей Анатольевич (Турчак) в свое время приложил руку к тому, чтобы нас не закрыли с первого раза. Когда администрация района вынесла решение о закрытии школы, он как раз заступи на пост главы региона.

Елна Ширяева: Да, тогда ему слово «оптимизация» еще не нравилось…

Любовь Жильцова: Да, а потом все случилось наоборот.

Елена Ширяева: Александр Всеволодович Седунов также рассказывал, что нормативы будут изменены, работает специальная комиссия, которая была создана, чтобы решать проблему со снижением учительской зарплаты. По крайней мере, администрация знает об этой проблеме. Вы, кстати, участвовали в работе комиссии?

Любовь Жильцова: Нет, меня не пригласили, хотя это же странная вещь. Именно про эти нормативы я и говорила на бюджетной сессии, и согласительная комиссия эти вопросы обсуждала. И я не пойму, то ли там всерьез решили обсудить вопрос, то ли это предвыборная вещь. Вам открытым текстом говорили, что нельзя работать по таким нормативам. Но я услышала, что дополнительных средств не будет, а будет распределение этих же средств внутри района. Грубо говоря, у нас 6 школ, из одного ручейка будет перетекать в другой. Но река-то неполноводная, не хватает средств всему району. В Харлапковской школе на начало года по муниципальному заданию не хватало порядка 200 тысяч. Мы собрались коллективом и стали разговаривать. Я ведь, помимо всего прочего, - председатель первичной профсоюзной организации. Вот директор, вот я, вот коллеги. Либо мы хотим работать за зарплату, либо нам на последние два месяца не хватит заработной платы на коллектив. Есть компенсационные выплаты – за проверку тетрадей, заведование кабинетом, интенсивность, еще какие-то. Давайте убирать. И мы сами своей волей сократили себе заработную плату в части компенсационных выплат. Мы убрали 0,25 продленки – хотя родители 25 учеников начального звена просили сохранить. Потом, так сложилось, много народу у нас уходило на больничный, и оплата шла из другого фонда. Наша зарплата, таким образом, практически свелась к должностному окладу и надбавке за работу в сельской местности. Стимулирующая выплата исчезла у нас с введением второй или тридцать второй новой системы оплаты труда, она исчезла, мы не стали ее получать. В законе звучит, что стимулирующая выплата, согласно фонду заработной платы, если в фонде не хватает на это средств – то никто и не получает эти деньги. В общем, так ситуация складывалась, складывалась вроде по году благополучно, и мы в конце года спрашиваем у нашего бухгалтера: наверное, теперь-то мы начнем получать стимулирующие выплаты за наши подвиги, за наши участия в олимпиадах, за высокие показатели в региональном, прости Господи, квалиметрическом мониторинге? Нет, с 1 сентября ваши денежки пойдут в Палкинскую школу – им полтора миллиона не хватает. Нам всем не хватает. Когда-то нам тыкали, что мы живем за счет Палкинской школы, теперь наши деньги туда ушли. Я не надеюсь на решение проблемы без дополнительного вливания денег. Перераспределение средств ничего не даст.

Надежда Назаренко: Любовь Васильевна, прежде речь шла о том, что кризис, и денег нет. А сейчас, как вы считаете, есть ли возможность увеличить финансирование образования? И если да, то где взять средства?

Любовь Жильцова: Думаю, возможность есть. У меня не было возможности вносить конкретные поправки в бюджет в этом году и полноценно участвовать в работе согласительной комиссии, так как я поздно туда вошла.

Елена Ширяева: Если не ошибаюсь, это была вообще ваша третья по счету сессия в Собрании…

Любовь Жильцова: Я буквально в ночь не знала, буду ли я выступать, все было бегом. У нас Лев Маркович (Шлосберг) более 100 поправок вносил – он показывал, откуда можно брать деньги и куда перекладывать, но Собрание не приняло ни одной. Отчет Счетной палаты можно почитать, посмотреть, где валяются немереные деньги.

Надежда Назаренко: Вы считаете, что есть возможность…

Любовь Жильцова: Да, есть. Это невеликое откровение, но остановлюсь на этом. У нас, учителей, средняя заработная плата должна быть не ниже средней по региону. И у нас по региону была средняя зарплата 21 тысяча, а теперь у нас зарплата средняя по региону снизилась и стала 20 тысяч. Задача администрации региона стала легче на одну тысяч рублей на душу населения. Галина Анатольевна Антипина пояснила, как идет расчет. Есть формула, но пляшут от обратного – от денег, от количества выделенных средств. Идут от обратного, подгоняя эту формулу. Потому и нормативы снижаются.

Надежда Назаренко: Это очень удобно.

Звонок радиослушателя: Беспокоит профессор Степанов, Евгений Николаевич. Любовь Васильевна, поздравляю вас с наступающим учебным годом. Хотел бы как учитель задать вам вопрос. Существуют три основных составляющих политики администрации области в образовании: филиализация, оптимизация руководителей и технического персонала, новая региональная система оплаты труда. Насколько положительно, на ваш взгляд, они повлияли на качество образования детей?

Любовь Жильцова: Приятно слышать вас, спасибо за звонок. Вы выделили три позиции, а у меня блокнотик лежит, где записаны четыре позиции из вашего гневного обращения на сайте губернатора Турчака, и я хотела об этом говорить – что у нас не хотят прислушиваться к педагогическому профессиональному сообществу. Все перечисленные моменты убивают и разрушают, я согласна с вашим возмущением. Четвертый пункт был про бумаготворчество и бюрократию. Что касается сокращения административно-управленческого персонала. Это умные интеллигентнее люди, и они никому не мешают, а наоборот делают все, чтобы останки и развалины образования поддержать и склеить, чтобы система образования существовала. Сокращение административно-управленческого персонала изначально было заявлено целью оптимизации, но Александр Всеволодович Седунов в своем докладе в конце 2015 года привел такие цифры, которые никак не подтверждают достижения этой цели. Например, всего сокращено полторы тысячи ставок, их них АУП составляет всего 94 единицы. То есть из школ ушли педагоги, ответственные за воспитательный процесс, социальные педагоги, логопеды, психологи, даже те, кто на четверть ставки были, ушли. Ушли ставки часов дополнительного образования. Это отвратительно. Оптимизация прокатилась таким колесом. Это ошибка. Я приведу примеры, как это «работает». Родовская школа стала филиалом Качановской школы, и на августовском педсовете был только директор, коллектива не было. Садик в Слопыгино стал филиалом – от него вообще не было ни одного представителя. Впервые за лето не производилось никакого ремонта. Они действительно «все вымыли и ушли». Как говорится, почувствуйте разницу: вот это – родное, наше, мой дом, а это – коммунальная квартира. Мы, учителя в Харлапковской школе, тратим собственные средства, потому что это «наш дом». Возвращаясь к звонку. Я, выступая с презентацией на бюджетной сессии, использовала цитаты из писем и выступлений профессора Степанова на сайте губернатора. Письма были датированы (самые ранние) сентябрем 2012 года, последние – октябрем 2015-го. Речь шла о том, чтобы остановить разрушение системы образования, восстановить кадровый состав, включая административно-управленческое звено, отменить несправедливую систему оплаты труда, потому что идет интенсификация труда, за меньшие деньги – больший объем работы, предусмотреть увеличение расходов на реализацию основных и дополнительных образовательных программ. Или, если не все это, - доложить президенту прямо, что мы с вами, Псковская область, не готовы, что у нас не выполняются требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Хотя, на мой взгляд, это государственная проблема, а не только Псковской области (хотя Псковская область и старается - что в оптимизации медицины, что в оптимизации образования - бежать впереди планеты всей).

ФГОС предусматривают обязательные требования, которые нужно соблюсти для выполнения основной образовательной программы. Они состоят из трех пунктов. Это требования к содержанию, структуре и объему самой программы, требования к ресурсам – кадровым, финансовым, материально-техническим, и к результатам освоения. Но беда в чем. По пункту первому. Программным наполнением является учебный план. У нас базисный учебный план, по которому мы сейчас работаем и составляем программу и расписание, - 2004 года рождения. Закон об образовании 2012 года, стандарты – 2009-2010 года, и все это не стыкуется. По базисному учебному плану русского языка в пятом и шестом классах предусматривается всего лишь 3 часа в неделю. А требования образовательных стандартов сейчас подразумевают 6 часов русского языка в неделю. В наших госстандартах прописано, что образовательная программа строится по формуле «70 на 30» - то есть 70 процентов это инвариантная часть, то, что в базисном учебном плане обязательно для всех, а 30% - школа сама решает, кому какое направление нужно усилить: естественное, физико-математическое… Мы это реализовать не можем никак. Часы вариативной части мы были вынуждены, во исполнение требований госстандартов, отдать учителю русского языка. И никакой вариативной части больше нет. То же касается кадровых ресурсов. По стандарту должны быть логопеды, тьюторы и прочие люди, я приводила список из 15 наименований должностей так называемого дополнительного педагогического персонала. Их всех вывели из школ, вымыли.

Елена Ширяева: Слушая вас, можно прийти к выводу, что образовательная система в Псковской области не соответствует ФГОС.

Любовь Жильцова: Я считаю, что нет, не соответствует.

Елена Ширяева: Но убрать все нестыковки можно только на законодательном уровне?

Любовь Жильцова: Естественно. У нас даже на государственном уровне нет единой стратегии, общего подхода. Вы посмотрите, как мы мечемся с ЕГЭ. Подобное было и с введением ФГОС в начальной школе. Результаты освоения программы начальной школы оценивали по тому, как ученики выполняли комплексное задание – работу, которая включает в себя и математику, и русский язык, и окружающий мир. И вроде все делали эту работу, а в прошлом году взяли и придумали ВПР - всероссийскую проверочную работу. Дети в четвертом классе должны были писать комплексную работу, но ВПР опять развела все предметы по отдельности. Нет адекватных инструментов оценки результатов освоения программы. Например, инструментария для оценки личностных результатов обучения нет в принципе. Первыми стандарты были введены в начальной школе, и этот процесс хоть как-то подкреплялся методически – наш областной институт повышения квалификации работников образования проводил курсы, семинары, лекции. Потом стандарты стали вводить в среднем звене. Я была на одной из площадок, и нам открытым текстом сказали: а организацию методической поддержки никаких средств не выделено, госзадание не существует, никакой поддержки и подкрепления, и сопровождать педагога никто не будет. Кроме того, разрушены все методические службы. Раньше в управлении образования сидел методист, теперь его там нет. Все образовательные программы учителя пишут сами. И это проблема не только Псковской области. Юристов, кстати, в системе образования теперь тоже нет. Так что проблемы с надзорными органами мы тоже решаем сами.

Елена Ширяева: Проблем масса, находят ли они свое отражение в вашей предвыборной программе? Ставит ли партия «Яблоко» эти вопросы?

Любовь Жильцова: Конечно, в партийной программе отражены все отрасли жизнедеятельности, в том числе и проблемы образования. В первую очередь, мы говорим о том, что должно быть перераспределение средств от военного бюджета в бюджеты образования, здравоохранения, культуры. Необходимо увеличение бюджета образования до 5% ВВП, у нас на настоящий момент 3,6. Это помогло бы решить многие проблемы. Если Конституцией и Законом об образовании гарантирован равный доступ к образовательным услугам, почему в Псковской области норматив при нормативно-подушевом финансировании составляет 18 тысяч рублей на ребёнка, а в Московской области – 120 тысяч рублей? Мы все под стандартом ходим, мы все должны их реализовывать, и ребёнок должен равно получать – в Слопыгино, в Пскове, в Москве, и это ответственность федерального центра в том числе. Можно ведь законодательно прописать норматив, ниже которого нельзя опускать планку. Мало того, в программе говорится о том, что таким, как наш, регионам должны выделяться бюджетные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Надежда Назаренко: Вы возглавили фракцию «Яблоко» в областном Собрании после того, как Льва Шлосберга лишили мандата. Возможно ли решить эти проблемы на областном уровне?

Любовь Жильцова: Если человек борется, он может проиграть. А если он не борется, то уже проиграл. Нельзя молча сидеть, сложа руки. Я тоже мгла бы отсидеться и отмолчаться, но не буду. Проблемы в образовании возникли не сегодня. Профессор Степанов выделяет периоды разрушения. С 1992 по 1995 год это был период «помогите нам» - когда школы не поняли, куда они попали и что делать дальше в этой новой действительности. Потом, с 1996 по 2006 год, школы говорят – «не мешайте нам». Тогда был всплеск инновационной деятельности, я сама помню, как проводились разные конкурсы, шла работа над концепцией воспитательной системы. Школа бурно работала, учителя сами начали искать выход из положения и использовать разные образовательные методики. С 2007 года начался период «не разрушайте». Пошла волна оптимизации, и этот период ещё длится, хотя можно говорить и о начале следующего – который пройдёт под девизом «так жить невозможно».

Надежда Назаренко: Вы считаете, что стоит добиваться чего-то?

Любовь Жильцова: Если бы люди не молчали, может, что-то и изменилось бы, проблема не достигла бы таких размеров.

Надежда Назаренко: Любовь Васильевна, вы представляет партию «Яблоко». Почему именно она, и как давно вы состоите в партии?

Любовь Жильцова: В 2008 году районная администрация шествовала с флагом оптимизации, обманным путём закрывая школы. Это все подавалось под соусом реорганизации основной школы в начальную. После этого школа работала ровно полгода. Так в районе было закрыто несколько школ. Когда очередь дошла до нас, в поле зрения появился один человек, который был другого цвета – и как его только не называют, и «пятой колонной», и «врагом народа», и «иностранным агентом». Вот с того момента и началось моё общение с председателем Псковского регионального отделения партии «Яблоко» Львом Марковичем Шлосбергом. Я читала газету «Псковская губерния», и он тогда занимался аналогичной проблемой в другом районе. Нам он помог в плане работы с документами. Все делалось безграмотно, незаконно, и он многое разъяснил. В 2012 году я стала членом партии. Там состоят очень достойные люди, мне приятно общаться с теми, кто сейчас идет в команде «Яблока» на выборы. Я, когда попадаю в общество этих людей, как здоровее становлюсь. Я вижу адекватных людей, и приятно попадать в ту атмосферу, где разделяют твою точку зрения. Атмосферу, отличную от той, что царит в Собрании депутатов Псковской области.

Надежда Назаренко: Как вы считаете, какие у вас шансы на победу и сколько мандатов могут поучить «яблочники»?

Любовь Жильцова: Не буду гадать. У нас активно идет избирательная кампания, и как минимум на «идеальную тройку» я рассчитываю.

Елена Ширяева: Скажите, а граждане не допускают высказывания вроде «вы, конечно, молоды, правильные вещи говорите, только ничего у вас не получится»?

Любовь Жильцова: Да, мы постоянно это слышим. Большинство с таким настроением – «не пойдем на выборы, надоело все, ничего не изменится». Мы говорим, убеждаем, объясняем. Среди нас – люди, которые сделали что-то на своей земле, добились каких-то улучшений, не имея депутатского статуса, решили проблему. И мы приводим эти примеры, доказывая, что народ может отстаивать свои пава – надо только встать с дивана. Всегда есть люди, которые помогут. Мы помогаем.

Надежда Назаренко: Особенно если что-то делается незаконно с точки зрения юридической практики.

Любовь Жильцова: Конечно. Есть большой объем работы по написанию запросов, обращений в прокуратуру. Люди обращаются, зная, что существует человек с гражданской позицией. И, невзирая на результат обращений, люди верят, что есть кто-то, кто желает помочь, выслушать. Меня удивляют те представители администрации, которые не хотят ни видеть, ни слышать проблему. Поражает, когда тот же Александр Всеволодович Седунов говорит, что «всё хорошо». Значит, и делать ничего не надо.

Елена Ширяева: Рано или поздно всякое «хорошо» заканчивается, и это становится очевидным для любого чиновника. Любовь Васильевна, скажите, как вы оцениваете ваш опыт в областном Собрании, что он дал вам?

Любовь Жильцова: Он не всегда был приятным, но сейчас я положительно оцениваю свое решение о том, чтобы пойти на замещение мандата, хоть оно мне и нелегко далось. Это возможность стоять на одном ковре с теми, кто решает проблемы. До этого я писала те же гневные обращение на сайт и получала стандартные ответы бюрократа. Теперь я смотрю глаза в глаза, и человеку сложнее отговориться штампом, так или иначе, но состоится разговор. Я говорила с губернатором, с Верой Васильевной (Емельяновой) по еще одной проблеме - оплате труда обслуживающего персонала…

Надежда Назаренко: Профсоюзы даже акцию проводили.

Любовь Васильевна: Могу задать математическую задачку. Есть сторож и техничка, у них одинаковый должностной оклад. Один получил премию 500 рублей, другой 2,5 тысячи. У кого будет зарплата больше? А ни у кого, одинаковая будет – 7,5 тысячи рублей. Они, работники этой категории, остались на базовой расчетной единице, которая составляет 4600 рублей. У них чистый должностной оклад составляет 4600, а минимальная заработная плата составляет 7,5 тысячи рублей. И они получают компенсационные выплаты, потому что нельзя платить меньше минимума. Если она получит 2,5 тысячи премии, у нее будет компенсационная выплата одна, если 500 рублей – другая, но все равно будет 7500. Человека невозможно простимулировать никаким образом. Или вот еще – должностные оклады: девочка пришла работать в детский сад после института, специалист с высшим образованием. А должностной оклад у нее 7700. Я, как фермер про сенокос, могу долго говорить про образование.

Надежда Назаренко: Время передачи подошло к кону, вы хотели бы что-то еще сказать?

Любовь Жильцова: Хочу обратиться ко всем – чтобы не были равнодушными, поднялись и проголосовали, как им подсказывает сердце. Я не буду призывать проголосовать за нашу партию – смотрите по делам. Но призываю, как минимум, не отсиживаться.

Публикация оплачена из средств избирательного фонда Псковского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко».

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.