Православные храмы Великих Лук

Опубликовано: 19 марта 2002 г. в 8:01 366 0Нет комментариев0

Городу Великие Луки в прошлом году исполнилось восемьсот тридцать лет, Воскресенская, Ипатьевская и Новгородская летописи указывают разные даты основания города. Несколько гипотез возникновения Великих Лук существуют и у ученых - археолога М. А. Миролюбова, историков А. Е. Дмитриева, А. И. Вершинского, других исследователей "Предсердия Москвы", ключа южных владений Великого Новгорода, построенного на водном пути из варяг в греки.

Крупнейшие русские дореволюционные историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев и более поздние знатоки "великолукской старины" А. Редик, К. Случевский, Н. Н. Василев, М. И. Семевский также полемизируют друг с другом.

Луки (так до начала XV века назывался наш город) за свою многовековую историю терпели частые разорения от литовцев, удельных князей, Стефана Батория, Лжедмитрия, насильственно и неоднократно "изничтожавших его величие". Но каждый раз после пожара и погрома отстраивались заново, возводя одновременно с жилищами городские укрепления и церкви.

К концу XIX века в городе с десятитысячным населением было шестнадцать самостоятельных церковных храмов, а помещений для богослужения и того больше. Например, в здании Спасо-Преображенской церкви было две: Преображенская и Благовещенская, в Предтеченско-Тихвинской церкви Троице-Сергиева монастыря располагались церкви Иоанна Предтечи и Тихвинской Божьей Матери.

Первые же церкви города появились в X-ХI столетиях. Они рубились из бревен и отличались от изб горожан только своими невысокими куполами, притвором и алтарем. И колоколен они не имели. Последние заменяли звонницы с билом (металлические или березовые бруски, изогнутые в форме коромысла). Деревянных церквей в Великих Луках было значительно больше каменных. "Их интенсивное строительство объясняется не религиозным рвением горожан, а, в основном, практической необходимостью: надо было хоронить усопших, а по христианскому обычаю хоронить полагалось на кладбище, на "освященной земле, то есть на земле, где была церковь. Поэтому жители нескольких соседних улиц строили в складчину свой храм...". Деревянные храмы старели, ветшали, горели вместе с городом, разорялись, исчезали с лица земли, а затем строились заново "по старым печищам". Как правило, новую церковь возводили на месте прежней.

Первые каменные храмы Великих Лук были построены в XVII-XVIII веках. В 1600 году была закончена постройка Троицкой церкви на правом берегу реки, напротив крепости. Существует древняя легенда о ее возникновении, записанная А. Мошиным со слов своего деда Александра Тимофеевича Мошина, состоявшего в течение тридцати лет на службе в городской управе. Последний, по совету А. С. Пушкина (с ним познакомился на ярмарке в Святых Горах, побывал в гостях у поэта в Михайловском, хранил подарок - его "собственноручные рукописи") собирал предания о Луках по рассказам старожилов.

Долгие годы на месте будущей церкви лежал огромный камень, возникший на глазах великолучан из облака. Возле него совершались чудеса: больные или униженные получали исцеление. Когда великолучане решили построить Троицкий храм, "...опустилось на камень облако, светившееся, как радуга, и в облаке том исчез камень, как утренний туман исчезает от солнца, и стало место свободным, и заложили на нем храм во имя Святой Троицы. Официальное название ее - церковь Живоначальная Троица. Церковь была двухъярусная: верхняя - Троицкая, нижняя - Рождественская - и имела пять престолов.

В хоре благовеста церковных колоколов Старого города великолучане "безошибочно на слух" различали баритон праздничного колокола Пятницкой церкви и бас большого колокола Троицкой". А всего на колокольне Троицкого храма висело девять колоколов. Самый большой весил 311 пудов 15 фунтов. На бортах его огромной чаши по краю была выполнена надпись: "Вылит сей колокол в царствование Александра Николаевича II, пожертвован в Троицкую церковь купцом Михаилом Саввичем Глодовским в 1839 году, вследствие трещины, произошедшей в 1872 году, означенный колокол вновь возобновлен 30 октября 1876 года попечением протоиерея Ивана Соловского на собранную сумму от прихожан означенной церкви. Отлит сей колокол в царствующем граде Москве на заводе купца Николая Дмитриевича Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин".

В 1909 году в священники Троицкого храма был рукоположен родной дядя академика И. М. Виноградова Нил Невский, отличавшийся в среде священнослужителей большой просветительской деятельностью. Нил Федорович на свои средства организовал в погосте Ново-Богородицком Великолукского уезда церковноприходскую школу и двадцать один год безвозмездно преподавал в ней Закон Божий. Многие церковные документы Троицкого храма 1904-1929 годов подписаны благочинным II Великолукского округа Виноградовым Матвеем Авраамовичем, отцом ученого-математика, протоиереем Покровской церкви города. Троицкой церкви была приписана единственная некаменная церковь Великих Лук - Введенская или официально Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь была беспридельная и бесприходная. Нижняя часть ее и колокольня были кирпичные, верхняя - деревянная. Она была построена прихожанами Троицкого храма в 1670 году. Основной капитал в строительство вложил бывший казак Иван Мурашов. Богослужения в ней совершались в воскресные и праздничные дни.

При Введенской церкви имелась каменная фундаментом, деревянная верхом часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра, в честь которых 17 и 18 августа совершались службы. Шесть колоколов висело на колокольне этого храма. Один из них был с автографом: "Приобретен этот колокол в 1839 году усердием Троицких священнослужителей и братьев Поповых". Троицкая церковь была закрыта в 1920 году. Введенский храм города "продержался" еще пять лет. В городе было три собора. Главный из них назывался Первый Воскресенский. "Собор Великих Лук о пяти синих куполах, с зеленым шпилем колокольни, помещается между валами старой крепости; подле него находятся все воинские учреждения. Старейшая часть постройки, кубическая, резко выделяется от позднейших пристроек. Плоский купол накрывает церковь: железные связи и голосники виднеются в обилии; иконостас двухъярусный, довольно плоской профили, золоченый: иконы Спасителя и Богоматери по сторонам Царских врат сияют в богатых ризах; над иконостасом нарисовано синим по белому подобие шатра, под короною. Воскресенский собор заложен Петром I в 1682 году и в нем имеются две иконы, пожертвованные царями Петром и Иоанном Алексеевичами. Оба придела - 1819 и 1826 годов, иконостас - 1792 года". Молодой царь Петр и его брат присутствовали при закладке храма.

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.