1 января Русская Православная Церковь чтит память святого богатыря и монаха Илии Муромца, Печерского

Опубликовано: 29 декабря 2006 г. в 13:15 3 0Нет комментариев0

Преподобный Илия был родом из Мурома, по прозвищу Чоботок, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Возможно, именно Преподобный Илия дал былинному богатырю свое имя, а воинские подвиги будущего монаха послужили основой для первых былин об Илье Муромце. Главные действующие лица русских былин богатыри-воины защищали Святую Русь от посягательств иноверцев, а центральной фигурой всего русского былинного эпоса стал Илья Муромец. Богатырство на Руси представляло собой особый вид церковного (а возможно, даже иноческого) служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры.

Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, о преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития Святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения. Священник о. Иоанн Лукьянов, настоятель Собора Василия Блаженного в 1701 году посетивший Киев, сообщает об Илье Муромце, как о богатыре: "Видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покровом златым, ростом, яко нынешние крупные люди; рука у него пробита копием... а правая его рука изображена крестным знамением". Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в Лаврские пещеры.

"Если посмотреть наши святцы, то большую часть святых составляют воины, защитники нашего земного Отечества, как, например, святой монах Илия Муромец, память которого мы празднуем 1 января, и это не идет в разрез с учением Православной Церкви", - рассказал о святом богатыре настоятель храма Святой Троицы в Себеже, благочинный, протоиерей Петр Нетреба. "В народной памяти богатырь Илья Муромец остался защитником Русской земли, и направлял всю силу против врагов и внешних, и внутренних. Будучи в подростковом возрасте, я думал, что Илья Муромец только былинный герой, а потом с удивлением узнал, что Илия Муромец - монах, молитвенник. Жизнь святого начиналась необычно - с болезни ног. Он скорбел об этом, но, как впоследствии выясняется, та могучая сила, которая была ему дарована, могла бы послужить ему во вред. Болезнь до времени его очистила, подготовила, и он смог воспользоваться своей могучей силой, направив ее на служение и защиту своего Отечества. Его Житие очень небольшое. Известно, что родом св. Илия Муромец из Мурома, а мощи его покоятся в Киево-Печерской Лавре, где он подвизался и почил.

Св. Илия Муромец является молитвенником за нас, но все-таки защищать Отечество наше дело. Есть духовные обязанности, а есть наш гражданский долг по отношению к нашей родине. И как мы знаем, сейчас многие мамы скорбят сердцем, что их дети уходят в армию, где существуют неуставные отношения. Позволю себе привести высказывание профессора А.И. Осипова: "от этого есть отцы". Есть отцы для того, чтобы могли помочь своему сыну подготовиться к армии, а матери должны молиться и молиться о своих детях. Конечно, скорбно, что у нас такая армия, но она состоит из тех же людей, которые воспитываются в нашем обществе. И тот дух, которым живет общество – есть и в армии. Наше общество скорбно, оно утратило духовные ориентиры, такие качества как милосердие, сострадание, взаимопомощь, мы не видим в человеке образ и подобие Божие. Но, я думаю, все равно нужно пройти те стадии, когда человек должен отдать какую-то часть своего времени, своей жизни Отечеству, службе Отечеству. В армии учатся принимать решения, учатся ответственности за то поручение, которое возложено старшим по званию. Естественно, в армии солдат лишается родительской опеки и того внимания, которое он испытывал дома, но это только ему на пользу. Хотелось бы прибавить, чтобы в нашей армии больше учили защищать Отечество, учили выполнять необходимые для этого нормы, чтобы в очах других людей это уважалось.

Армию должно уважать, но и армия должна вызывать это уважение, которое в последние годы было утрачено. Защита Отечества – это служение, и Церковь всегда службу в армии оценивала как почетную, а гибель за Отечество – христианским подвигом. За русское воинство в Церкви никогда не откладывалась молитва: "О Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся!" – это звучит за каждой Божественной Литургией. И одни эти слова уже указывают на отношение Церкви, на ту необходимость, что воинство должно быть, а негативные моменты в армии общими усилиями нашими будем искоренять с Божией помощью".

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.