В культовом для всякого уважающего себя рекламщика тексте Виктора Пелевина «Generation П» имеется один занятный и весьма симптоматичный диалог. Когда главный персонаж романа вольный копирайтер Вава Татарский нанимается на работу в рекламное агентство, то будущий шеф, впечатленный способностями неудавшегося поэта, спрашивает: «-
А насчет позиционирования. Будем считать, что ты себя отпозиционировал и я твою мысль понял. Пойдешь ко мне в штат?Татарский еще раз посмотрел на плакат с тремя пальмами и англоязычным обещанием вечных метаморфоз. Кем? спросил он. Криэйтором. Это творцом? переспросил Татарский. Если перевести? Ханин мягко улыбнулся. Творцы нам тут на хуй не нужны, сказал он. Криэйтором, Вава, криэйтором». Смешно, но верно. Пусть старое и немного обидное словечко «творец» (иронично употребляемое в любой конторе, где соприкасаются так называемые «творческие кадры» и технический персонал) и является почти полным синонимом к англоязычному варваризму «криэйтор», разница здесь не только стилистическая, но и витальная, то бишь жизненная. «Творец», согласно обывательским представлениям, это, по определению, именно что «нечто». Человек, быть может, и не без талантов, но вечно витающий в небесах, в фантазиях, мало практичный и неорганизованный. Словом, художник, которого легко обидеть, «не мужчина, а облако в штанах». Напротив, «криэйтор» циничный деляга, персонаж, вышедший из американского фильма, этакий клон Энди Уорхолла, мечтающий о своих пяти минутах славы, то же не без способностей, разумеется, но направленных не на поиски каких-то «духовных измерений», красоты там или истины, а исключительно сконцентрированный на бизнесе. Такие персонажи ходят на художественные выставки не для того, чтобы восторгаться искусством, а чтобы воровать дизайнерские идеи. Именно они самые внимательные зрители и читатели разнообразной рекламной продукции, засоряющей пространство и эфир, а также всяческих учебников и пособий по «пиару и науке продвижений». Все это к тому, что, несмотря на доминирование чисто организационного момента (оформление договора, бюджет, освоение, размещение и прочее, чем, собственно, и занимаются РА), кто-то все ж таки должен сесть и написать текст, нарисовать картинку, подобрать шрифт, снять на фото или видео, смонтировать, отрежессировать и т. д. Сделать конкретную работу. Включить мозги. Элементарно пошуровать руками. Выдать продукт. Так вот. По моим скромным наблюдениям, как раз эти самые «криэйторы», по крайней мере, в нашем местном варианте, все ж таки ближе к пресловутым «творцам». Или вернее так: ни два ни полтора, ни рыба ни мясо, ни «криэйтор» в полном смысле этого неоднозначного понятия, но и не совсем уже «творец», если уж застрял на пропаганде пельменей из медвежьих ушей и пластиковых окон. Более того. Псковские «криэйторы» самый забитый и бесправный, случайный и необязательный, элемент местного рекламного ширпотреба. Любой рекламный агент этот факт прекрасно понимает, и распоряжается гипотетическими кандидатурами на свое барское усмотрение. Иначе говоря, главное в этом бизнесе «сшибить баблос». Уладить трения, если возникают, где надо, подмазать. Уломать, уболтать клиента. Сорвать банк. Те, кто это умеют делать, наверху. Все остальные (и в первую очередь несчастные же «криэйторы») простые исполнители, делающие от «сих до сих», желательно в срок. Следующий момент. В большинстве своем, псковские «криэйторы», конечно, самоучки. В лучшем случае, у них может быть художественное образование, то есть элементарное знание законов композиции; все прочие актуальные «фишки» они «добирают»самостоятельно в свободно распространяемых источниках-образцах. В этом факте нет ничего удивительного. Слово «творчество» предполагает вообще-то некую гипертрофированную способность к чему-либо, Божий дар. Первый и главный Творец, как известно, и он же «криэйтор» Господь Бог, а Бог не фраер, видит все. Кому-то, стало быть, творческий дар (в отличие от образования) дается свыше, а кому-то фиг, как ни пыжься. Научить творчеству нельзя, это знает всякий художник, да и просто человек с жизненным опытом. Я, к примеру, встречал легион профессиональных журналистов с красными дипломами, не годных ни к чему, кроме написания официальных отчетов. И множество инженеров, врачей и просто обычных раздолбаев, способных выдавать живые и увлекательные тексты. Реклама как специфический, но все-таки вид творчества здесь не исключение. Единственное «но»: чтобы стать «криэйтором»творец должен научиться продавать свои мозги. Но тогда какой он «творец»? Замкнутый круг. Сочетание гениальности и практической сметки настолько редки, что становятся достоянием энциклопедий. В реальности все проще и глупее. Сермяжней и грубее, так сказать. Просто рекламным агентам не хочется делиться. Зачем? Если все можно сделать самому. На причитающиеся проценты жить мало охоты. Поэтому обычно у нас «агент» и «криэйтор» это одно лицо. И чтец, и жнец, и на дуде игрец. Поэтому и плодятся (при нынешнем техническом прорыве это стало вполне возможно) малюсенькие семейные фирмочки, занимающиеся съемкой и монтажом рекламных роликов в перерывах между свадьбами. Свадьбы это святое, но более или менее зарекомендовав себя на тесном местечковом рынке, эти «семейные подряды», получают все новые и новые заказы и, надо признать, успешно конкурируют с более крупными фирмами. Потому что по качеству они мало уступают, и у заказчиков геморроя меньше. Опять же цены. Какие в семейном бизнесе затраты? Электричество, еда-питье да «человекочасы». А фирмам со штатом надо выплачивать зарплату, аренду и черта в ступе. Цены на услуги, соответственно, выше. Однако от абстрактных размышлизмов, обратимся к конкретному примеру. Взять ту же телерекламу. Если еще лет 15 назад монструозными монополистами на рынке этих рекламных услуг были ГТРК «Псков» и отпочковавшийся «Телеком», то нынче всяческие ЧПшники и ПБОЮЛы по части «креатива» спокойно их «делают». И дело не в том, что у телерадиокомпании креативщики дурнее. Большинство ПБЮОЛов из «гтрки» как раз и вышло. Обладая кой-какими талантами и набив руку по принципу «Мы все учились понемногу чему-нибудь да как-нибудь», погорбатившись на дядю, и быстро осознав, что благодарности (в первую очередь материальной) не дождешься до Второго пришествия, ребята «с мозгами да с руками» сваливают в свободное плаванье. Ведь как устроена система? Начальник и, быть может, узкий круг должностных лиц имеют свой стабильный процент от реальных рекламных доходов. Это процент прописан в уставе, договорах и прочих документах. В связи с этим фактом начальнику «по барабану», что производится его компанией и как. Деньги-то, и не малые, все равно капают в карман, хотя бы от размещения. Заинтересованы в процессе, по сути, только агенты, которые ищут клиента и составляют нужные бумаги. Они и бьются за жизнь. «Криэйторы», или, точнее, штатные работники всей фирмы, если только не готовы удавиться за копейку, заинтересованы мало: это не деньги это слезы. Нет, какую-то премию им кинут с барского плеча, но расшибаться в лепешку из-за этих подачек никто не станет. Поэтому все делается, руководствуясь критерием: «Сойдет по сельской местности». Есть фюрер, и рабы, которые, как водится, немы. В результате «шедевры», имеющие одно точное название: «залепухи». Их и видим. Ну, а поиски «оптимальных решений» (насколько это в нашем замкнутом и затхлом рекламном мирке вообще возможно) остаются на откуп свободным «криэйторам», пусть не кровно, но трудом и личным временем заинтересованным, чтобы репутация была по круче, без «косяков». Какой-никакой, а «креатифф».Саша Донецкий
Комментарии
Еще никто не оставил комментариев.
Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.