Как нам обустроить КУГИ?

Опубликовано: 7 сентября 2007 г. в 13:30 3 0Нет комментариев0

В последнее время вопросы управления государственным имуществом приобретают весьма актуальное значение. Все-таки, это одна из наиболее интересных сфер госуправления, во многом определяющая ход экономических преобразований… Думаю, заниматься вопросами эффективности использования собственности и работы государственных предприятий не только крайне сложно, но и довольно таки интересно. Да и желающих прикоснуться к этому, полагаю немало. И речь идет не о каких-то локальных меркантильных интересах. Дело в другом. Если собственность – это основа экономических отношений, то грамотная политика в этой сфере – залог успеха региональной экономической политики в целом. А нам осталось, чем управлять?Как известно, все объекты, которые находятся в госсобственности, но не нужны власти для реализации ее функций и полномочий, рано или поздно будут проданы на аукционах. Вообще объектов недвижимости, находящихся в ведении власти, у нас в области свыше 3000. Если продать каждый, можно получить определенные (не могу сказать, что очень большие) средства в бюджет. И быть вполне довольными, потратив их впоследствии на насущные нужды (или жалеть, когда эти деньги закончатся).Вообще вопрос продавать или нет весьма спорный (если, конечно, это не определено законодательством). Я имею в виду, с точки зрения экономической выгоды. К примеру, если у вас есть помещение и вы его продаете, то получаете единовременный доход. Если же сдаете в аренду – то доход, можно сказать, на всю жизнь. Обратим внимание, что строительные компании, которые первые этажи жилых домов в Пскове предназначают под коммерческое использование, не спешат расставаться с ними. Вероятно, подсчитав все плюсы и минусы, они решили, что целесообразнее сдать эти площади в аренду, нежели их продавать.Проблема госсобственности несколько отличается, дело в том, что многие объекты требуют вначале существенных капиталовложений, и только затем смогут приносить прибыль. Пример тому, проданное в этом году в Пскове здание типографии. Эту сделку можно считать весьма успешной. Бюджет получил 85,5 млн. руб. единовременно. Понятно, что и для инвестора выгода очевидна – стратегически перспективное месторасположение здания, возможность его реконструировать (достроить, расширив, таким образом общую площадь). Но для получения выгоды инвестору нужно произвести дополнительные (и полагаю немалые) вложения в реконструкцию. Соответственно в этом случае государство сняло с себя затраты на реконструкцию, пожертвовав тем самым упущенной выгодой от использования здания под торговый комплекс, к примеру.Пардон, а кто будет этим заниматьсяВозможно, кто-то скажет, «зачем государству вообще возиться с использованием собственности, продать все, у него и без того дел хватает». Позвольте не согласиться. Есть такое понятие как доверительное управление нежилыми площадями. Это когда у муниципалитета или области есть какой-то комплекс (стадион, торговый центр, гостиница и т.п.), который способен приносить прибыль. На условиях конкурса производится выбор управляющей компании по критерию минимального дохода (кто предложит его наибольшим, выигрывает) от использования объекта. В Санкт-Петербурге, к примеру, доверительное управление, очень даже практикуется и при этом вполне успешно.Но, говоря о доверительном управлении, речь идет, как правило, о весьма привлекательных объектах. Если в областном центре таких может быть немало, то в районах ситуация другая. Порой продажа недвижимости может быть единственным способом спасти ее от разрушения. Самое интересно здесь касается памятников культурного наследия. Кто-нибудь был в Волышово? Если нет, стоит побывать и посмотреть, что может стать с прекраснейшей усадьбой, если не инвестировать средства в реставрацию. Если у государства таких средств нет, или они есть, но нет желания вкладывать именно в это направление, почему бы не передать усадьбы в частные руки (не забыв об ограничениях, коих немало, сохранив первоначальный облик зданий и т.п.). На Западе продажа, к примеру, замков практикуется, и в этом нет ничего предосудительного. Еще один немаловажный аспект. Вопросы собственности – одни из наиболее острых. Судебные процессы здесь обычное явление. Соответственно в КУГИ или КУМИ должен быть целый штат профессиональных юристов, не так ли? Впрочем, возможно, стоит позаимствовать опыт Санкт-Петербурга, где было создано Государственное учреждение «Фонд имущества Санкт-Петербурга», которое впоследствии было акционировано и стало единственной структурой, которая имеет законные полномочия по продаже и приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга. Координацию и регулирование деятельности фонда осуществляет Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.ИнкубаторПредставим себе ситуацию, что государство расстается со всей своей недвижимостью. Представили? Соответственно сфера недвижимости попадает целиком в рыночный сектор экономики. Готов ли он к этому? Предположим, ставка арендной платы для использующих муниципальные площади равна 150 рублей за 1 кв. м. (пока абстрагируемся от коэффициентов, чтобы не усложнять расчет). В условиях рынка эта ставка может повести себя непредсказуемо. У крупных сетевых компаний есть возможности для влияния на эту ставку. Иными словами, если ставка будет чересчур высока, то компания инвестирует в строительство собственных площадей. У малого бизнеса таких рычагов нет. Если при высокой ставке его часть уйдет в теневой сектор, государство потеряет на налогах.К примеру, вы мастер своего дела и работаете на себя как предприниматель (ремонтируете часы или шьете одежду, к примеру) и арендуете помещение, скажем, 25 кв.м.. При ставке 150 руб., в месяц вам необходимо заплатить за использование помещения (без учета коэффициентов) 3750 руб.+ НДС. Если вы работаете пять дней в неделю, то 170 руб. 45 коп. + НДС – это ваш расход на аренду в день (22 раб. дня). Понятно, что у вас есть и другие расходы (освещение, отопление и т.п.). В условиях конкуренции на рынке ваших услуг, ваш чистый доход, очевидно, мало чем отличается от дохода наемного рабочего (только в отличие от наемного рабочего, вы более самостоятельны и не ждете от государства «манны небесной», чем должны быть выгодны государству). А теперь представьте себе, что государство отказалось от регулирования арендной платы, и она возросла, к примеру, в 3 раза. Что будет с вами? Будете работать дома, и государство лишится в вашем лице налогоплательщика? Проблему начинающего малого бизнеса, думаю, вполне могли бы решить так называемые бизнес-инкубаторы. К примеру, человек теряет работу. Государство его переобучает. Для успешной работы «на себя» ему не хватает опыта. Если его поместить в рыночные условия, не факт, что он выживет как предприниматель (ведь он никогда не занимался предпринимательской деятельностью). Соответственно на первоначальный период необходимо создать ему определенные условия (освободить от арендной платы, обеспечит консультационную поддержку). Именно для этого и создаются бизнес-инкубаторы (ведь поддержка должна быть построена так, чтобы с одной стороны помочь начинающим, а с другой не повредить самому рынку, не нарушить конкурентный режим).ЗемелькаВпрочем, недвижимость – не единственная сфера, с которой соприкасаются госорганы, занимающиеся управлением собственностью. Земельные отношения, куда более интересные и запутанные. Здесь, полагаю, самое важное внимательно изучить каждый объект, его историю (чтобы не возникло впоследствии споров), документально подтвердив все изменения в правах (вот если документов за какой-то период просто нет, то это серьезная проблема). Юридическая чистота сделки – то, что может и должно обеспечить государство. И, пожалуй, именно в этом и заключается здесь его основная задача. Чем проще и доступнее земля под промышленное строительство, тем скорее мы увидим инвестора и новые производства. Чем прозрачнее механизм земельных аукционов, тем быстрее мы достигнем тех показателей в жилищном строительстве, о которых говорил президент.Как известно, назначение земли бывает различным. Возможность его изменить способно породить высокую активность инвесторов к спекулятивным операциям и одновременно вызвать дефицит земель (к примеру, земли сельхозназначения, если их можно перевести в земли под жилищную застройку), именно здесь важна принципиальность позиции государства (поговаривают, что не менее 20% земель сельхозназначения скуплены, вопрос зачем).Думаю, интерес к земле будет только возрастать. А значит и работы в этом направлении у КУГИ явно прибавится.Нужны ли нам госпредприятия?Государственные предприятия, акционерные предприятия со сто (или иным) процентным государственным участием – это тоже часть государственного имущества. Что лучше, оставить предприятие в форме ГП или акционировать? Хотят ли их работники акционирования? А может их руководители просто мечтают об этом? Это также весьма интересный вопрос. Если есть коммерческие предприятия, способные приносить высокий процент рентабельности их владельцам, возможно, таковыми способны стать и госпредприятия. Разобраться в этом способен лишь высококвалифицированный специалист по финансовому анализу. И дать свои рекомендации руководителю ГП или МП. Вспомним бурную реакцию в прессе на факт финансирования газеты одним муниципальным предприятием Пскова. Если бы такой специалист проверил предприятие раньше, чем этим занялась Дума, возможно, неприятной для предприятия ситуации можно было бы избежать.Впрочем, говорить об оценке эффективности менеджмента на государственных и муниципальных предприятиях не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь многие предприятия выполняют социально-значимые функции, и здесь экономический критерий не единственный. Поэтому здесь уместен сравнительный анализ, когда берутся точно такие же предприятия в других (схожих) регионах и городах. Другой аспект – достойная зарплата и высокая ответственность. К примеру, когда руководителю (и его помощникам) устанавливается достаточно высокая зарплата, но при этом руководство несет реальную ответственность за эффективность работы компании. Представьте, что вам дают зарплату, скажем 150 000 руб. в месяц, но при этом вы понимаете, что если не справитесь, то вас в любой момент могут уволить. С одной стороны страшно. Но с другой есть и стимул (хотя, конечно, для кого-то и 150 000 руб. не деньги).Выход есть?Одно понятно на 100% - работы у КУГИ, как, впрочем, и у КУМИ, очень много. И это весьма неблагодарная работа, большую часть которой мы не видим. Проверить каждый объект, наладить учет, сформировать большой пакет документации… Работа с заявлениями на выделение участков и с арендаторами объектов недвижимости… Но именно эта работа во многом определяет условия функционирования экономики региона и на ближайшие годы, и на более отдаленную перспективу. И возможно, формирование «Фонда имущества Псковской области» (можно назвать и по-другому), доверительное управление крупными объектами собственности (с привлечением профессиональных управляющих компаний), в том числе и пакетами акций, развитие концессионных отношений для объектов культурного наследия, а также системный контроль за работой ГП и МП стали бы неплохим подспорьем в этой работе.Андрей Новосельцев

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.