СТРОЙЛОмания

Опубликовано: 13 ноября 2007 г. в 17:03 5 0Нет комментариев0

На простой, без затей, белой визитной карточке под лэйблом компании «Filmocom» значится: «художник-постановщик». На другой карточке, серебристо-розовой, почти невозможно разобрать печатные буквы. Бумага бликует, шрифт издевательски мелкий, и с трудом различаешь обозначение: «автор концепций». Любопытно, что обе «визитки» принадлежат не только одному человеку, художнику Александру Стройло, но и свидетельствуют о «киношном периоде» его творческой биографии. Впрочем, и «книжный период» успешно продолжается. В разных столичных издательствах готовятся к печати сразу несколько новых книжек. А еще недавно вышел авторский фотоальбом, один светописный день в монастыре, своего рода художественный фоторепортаж…Так что немного ироничное самоопределение: «автор концепций» - оказывается наиболее точной и емкой характеристикой, отвечающей актуальному пониманию искусства. Сегодня вовсе не обязательно быть искусным рисовальщиком или живописцем, технология замещает индивидуальные способности. Вернее, видео или компьютерная программа позволяют как бы «присваивать» художественные достижения, заимствовать приемы, когда-то признанные авангардистскими и новаторскими. То есть, так или иначе, ставить концепции на «поток», тиражировать визуальные идеи. Показательно, что студия Энди Уорхола, одного из пионеров этой тенденции, так и называлась: «Фабрика». Впрочем, к Александру Стройло подобная интерпретация справедлива только отчасти, там, где его концептуализм соприкасается с кинопроизводством. В остальном, в книжной графике, прежде всего, он вполне традиционен, если можно назвать традиционными его авторские книжки по произведениям русских абсурдистов – Даниила Хармса и Александра Введенского, своеобразные «раскадровки» в формате книги. Одна из многих, «Неожиданная попойка» Хармса, уже готова к печати. Вот прямо сейчас - бери и издавай. А ведь действительно, кто такой «художник-постановщик», как не автор концепций, которые реализуют другие? В кино это - режиссер, кинооператор, гример, актеры и прочие участники творческого процесса. - Как постановщик вы, Александр Георгиевич, работаете уже не на первой картине. Позади большой опыт: «9 рота» Федора Бондарчука, «Свои» Дмитрия Месхиева, другие интересные киноработы. Вы уже придумали дефиницию для того, чем занимаетесь в кино?- Да черт его знает! – Видимо, специфика собственного участия в разнообразных отечественных кинопроектах, - и в самом деле, - весьма неуловимая субстанция. - Ну, вы делаете портреты персонажей или там «раскадровки»?- Нет, это делают специальные люди. А художник-постановщик – это, скорее, бригадир некой сомнительной команды. Что касаемо эскизов, то вот они. Художник показывает на графические работы, выполненные в весьма «условной» манере.- И это режиссера устраивает?- Вполне.- И что он здесь может увидеть?- Что нужно, то и видит. – Смеется постановщик. – А нет, так его проблемы. Заметим, что в Псков Стройло приехал из Крыма через Питер, где участвует в масштабном проекте под названием «Беляев», экранизации фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». Съемки будут не только в Крыму и Санкт-Петербурге, но и, согласно сценарию, в Венеции, Греции, Норвегии. Кроме того, Стройло работает над производством «Степана Разина», и раздумывает над очередным предложением Федора Бондарчука – фильмом «Необитаемый остров». Раздумывает потому, что сомневается: успеет ли? - Со «Степаном Разиным» я целый год по стране мотался, а результат – нулевой, - досадует художник на превратности кинопроцесса.- Удивительно, как вам удается совмещать столь разные занятия: дизайн, кино, книжную графику? – Спрашиваю, памятуя о том, что часто художник выступает не только в роли постановщика, но и занимается оформлением линий пост-прдакшн, и как-то раз, к примеру, отклонил лестное предложение поработать для журнала «Плейбой».- А я не занимаюсь тем, что мне неинтересно. – Поясняет Александр Стройло, затягиваясь папиросой «Беломорканал» и аккуратно разрывая пустую пачку, бумагу от которой но потом использует для создания своих особых «книжек-раскладушек». (Тоже «ноу-хау», между прочим). – Основная часть того, чем я занимаюсь, никому не видно и не нужно. То, что никому не нужно и не видно, - это изобразительная коллекция «Ника». Рисунки православных (и не только) крестов, разбросанных по полям и погостам необъятной России. Ездит по всем «медвежьим местам», выискивает кресты и копирует, воспроизводит надписи. Пока что вышел первый томик. А можно издать – 25! Масштаб замысла и проделанной работы впечатляет. Вот уже больше двадцати лет Александр Стройло «коллекционирует» эти уникальные надписи и изображения, а, по сути, «собирает» пространство и время, делает родную историю и культуру - доступной для любого специалиста и профана. Именно такое занятие и называют подвижничеством. Незаметным и кропотливым подвигом. Во имя чего?Однако вряд ли художник ответит. Пафос ему чужд. И понятно, что в данном случае мы имеем дело с тем, что называется духовной потребностью. Это как дышать. Поэтому в своих путевых историях художник скуп, но точен, как бы походя, невзначай выказывая и дар талантливого рассказчика:- Приехал в деревню Большие Пети, под Славковичами. Нашел одного алкоголика. За бутылку попросил показать каменный крест. Нашли. Стою, рисую. Мимо старушка идет, местная жительница. «Ты крест, наш воруешь», - говорит. «Его же десять человек не поднимут», - отвечаю я. Она упрямствует: «Все равно воруешь». «Зачем?», - спрашиваю. «А ты его в металлолом сдашь», - отвечает она. «Как?» - Недоумеваю. - Он же каменный?..» «Все равно сдашь», - настаивает старушка. Вот такой у нас народ.Эскизы к фильму "Степан Разин"Эскизы к фильму "Беляев" Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.