Иконы примиTVизма

Опубликовано: 14 января 2008 г. в 17:40 0 0Нет комментариев0

Русский национальный день абсурда – Старый Новый год – в который раз высветил со всей электронной наглядностью, что законы диалектики не только не работают на отечественном TV, но и прямо протекают вспять. Понимая, что зрительская аудитория в ночь с 31-е на 1-е пребывала в состоянии, подобном миллионам пробок из Шампанского, то есть вылетало в небытие, вслед за петардами, руководство телеканалов, по давно сложившейся традиции, повторило свои новогодние концерты в вечер с 13-го на 14-е. И деваться от этого музыкального ширпотреба было некуда. Однако, призадумавшись, не трудно заметить одну странную и весьма показательную тенденцию. Чем высоко технологичней становится «тиви» в целом, тем примитивней его форма. Способ высказывания. Количество визуального продукта не то что бы никак не перерождается в качество, а как раз наоборот: чем больше телеканалов и шоу-клонов на единицу измерения (выражаемую потенциальным зрителем), тем ниже художественный уровень, да и вообще эстетические притязания создателей. Повторы новогодних «голубых огоньков», дружно переформатировавшихся в сплошное караоке по-русски, свидетельствуют о неуклонной примитивизации российского телеэфира.Телевидение нулевых годов как будто возвращается к истокам вещания, к наивной поре прямых эфиров и телетрансляций. Но возвращается на новом техническом витке. Свет, декорации, качество картинки превосходят архивные записи Гостелерадио примерно так же, как жидкокристаллическая панель – ламповый телевизор КВН с линзой для дистиллированной воды. А вот что касается собственно содержания, которое якобы не отделимо от формы, то здесь наблюдается полный уход в так называемое «реалити». То есть простую фиксацию (ретрансляцию) шоу. Аналогия почти такая же, как с художническими понятиями «наив» и «примитив». Что такое наивное искусство? Творчество художников, которые не имеют академической школы, а значит, изображают мир, как видят и чувствуют. По законам обратной, причудливой и непредсказуемой перспективы. «Примитив» - сознательное снижение школы. Отмена академии. Нарочитое упрощение приема, осуществляемое технически совершенным мастером.Нечто подобное происходит с российским ТВ. Наличие новейшей аппаратуры не гарантирует ничего: ни творчества, ни эксперимента. А ведь еще совсем недавно телевидение, как никак, считалось видом искусства, отдельным, специфическим, но все-таки искусством. В 21-м веке актуализировался аттракцион. Или еще того проще – средство передачи телесигнала. Вроде наружных камер слежения. Ничем не лучше, чем механическая передача изображения в 30-ые годы. «Дом-2» убил всякий креатив. А ведь еще лет 10 назад все обстояло совсем иначе. Достаточно вспомнить новогодний проект «Старые песни о главном», своего рода многосерийный музыкальный кинофильм, не шедевр, конечно, но претензии авторов читались в каждом кадре. Как так вышло? В чем причина явного регресса федеральных телеканалов? Предположу, что примитив концептуален, и просто напросто отвечает вызову времени. Никто не собирается зомбировать плебс, дебилизировать население, согласно зловещему плану какого-нибудь Збигнева Бжезинского. В середине 90-х казалось, что визуальная культура полностью переместилась в ТВ-формат. Большое кино дышало на ладан. Интернетом пользовались единицы. С новинками пиратского видео среднестатистический россиянин знакомился в формате «ви-эйч-эс». Кинематограф и новости, пропаганда и развлекуха, секс и РПЦ, то есть всё про всё, уместились в прямоугольнике импортного приемника. И первая кнопка, и вторая старались угодить как высоколобым интеллектуалам, так и поклонникам латиноамериканских сериалов, просчитывая рейтинги на утро, обеденный перерыв и прайм-тайм. Еще лет 5 назад по федеральным каналам показывали видеоклипы. Сейчас вы их не увидите. Для трансляции видеоклипов есть МУЗ-ТВ. Для разговора о Боге – «Благовест». О сексе – «Телевизионный женский клуб». О художниках и писателях - «Культура». И так далее. Конкурировать со специализированными каналами не имеет смысла. А рейтинг, то есть рекламные доходы, никто не отменял. Ориентация же на массового зрителя порождает внедрение «проектного подхода». Игра, шоу, сериал. Ну и пресловутый «реалити», на деле чаще всего функционирующего с префиксом «псевдо», вроде постановки «Суд идет», когда профессиональные актеры и любители изображают судебные страсти-мордасти.Любой проект (даже называющийся художественным телефильмом) изначально не рассчитан на какие-либо визуальные изыски. Все равно целевая группа не поймет. Тут главное процесс, зафиксированный на видео, смонтированный и выданный в эфир. В этом смысле «Татьянин день» принципиально не отличим от «Фабрики звезд», а «Времена» - от «Пусть говорят». «Караоке» - самый примитивный вид концерта, вошедший в моду в начале 90-х. Парадокс упрощения заключается в том, что в 2008-м году «караоке» стало главной новогодней фишкой на «Первом» и «Пятом», как бы ни различался зритель этих телеканалов. Можно сказать, что от ориентации на кинематограф и видео-арт, современное ТВ вернулось к банальной фиксации событий. Только предполагается, что эти события необходимо организовать. Не важно что: «сфабриковать» очередную звезду или нового президента.А пластиковая рамка телевизора станет для этой аттракционной иконы идеальным окладом. Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.