Метафизика рекламы

Опубликовано: 12 марта 2008 г. в 14:02 1 0Нет комментариев0

Warning! Ниже следующий текст не претендует на научный статус, и, соответствуя жанру «пролегоменов» (предварительных замечаний), отвечает духу пресловутой «философии жизни», то есть свободных размышлений о познаваемости бытия и месте индивидуума в этой саморегулирующейся системе. Если уж реклама занимает в умах столь значимую лакуну, и часто растет, подобно раковой опухоли в мозгу, вытесняя физиологию, инстинкты и логическое мышление, значит, этот объект вполне достоин и философских рефлексий. Во всяком случае удельный вес навязываемых рекламой образов и информации (мега-байтов затрат и нервных клеток, потраченных на ее восприятие, не упоминая уже о деньгах) с каждым годом становится все существенней, и способен конкурировать с непосредственными реакциями организма, как-то: вкусовые рецепторы языка, тактильные ощущения и, разумеется, зрение. Трудно встретить пейзаж, в который не был бы вмонтирован какой-то рекламный лозунг или изображение. Времена девственно чистых ландшафтов, где Адам и Ева наивно предавались любви, остались за пределами искушения Змия. Так ротовая полость реагирует не на вкус газированного напитка, (вряд ли среднестатистический обыватель отличит пепси-колу от кока-колы), а о выборе этикетки, самоидентификации с товарной маркой, то есть, по сути, с концепцией жизни. Однако хотя реклама и является всецело порождением практического разума, обращена к конкретному человеку (потребителю) и сугубо функциональна (эффективное продвижение товара), вполне возможны и ее метафизические манифестации. Априори, то есть буквально «до опыта». Ибо если существует бесконечное число ее земных, эмпирических воплощений (в самых разных формах и материальных исполнениях), должен пребывать в мироздании и некий исходный «гештальт», идеальный объект, «вещь-в-себе». Рекламные технологии непрерывно развиваются, но, в самом деле! - не физический же «носитель» определяет жизнеспособность и действенность рекламного мессиджа? «Носитель», то есть текст, образ, дизайн, - это только средство. Плюс к средству доставки: газете, радио, ТВ, Интернету. Истинный же двигатель товара – это идея, мысль, озарение. Вообще представить себе некий идеальный рекламный продукт, «чистую» рекламу, которая существует сама по себе, попросту невозможно. Это - парадокс, нонсенс. Ведь реклама это всегда реклама чего-то: вещи, услуги, человека, Бога. Метафизическое измерение рекламы подобно дырке от бублика. И все-таки без «дырки» бублик не бублик, а нечто принципиально другое. Рогалик, например. В связи с чем спекулятивный (то бишь, умозрительный) подход к рекламе вполне возможен. Итак, что такое реклама в чистом виде?1) ЛОГОС. Нечто познаваемое, продукт мышления, текст. Вне четко сформированной системы понятийных координат, знак вряд ли будет дешифрован, осмыслен, понят. Самый простой пример: послание на непонятном языке, допустим, китайском. Но дело не только в адекватности перевода. Индивидуум должен быть готов к восприятию рекламной информации. Это значит, что реклама не должна противоречит знаковой системе, принятой в данном социуме, а самым полным регулятором любой системы является естественный язык. Все случаи языковых нарушений делают коммуникацию невозможной. 2) ОБРАЗ. Имеет отношение к чувственной (эстетической) реакции индивидуума, воспринимается непосредственно. Можно не понимать, но видеть и слышать. Образ – не только то, что воспринимается глазами, но и слухом. Понятно также, что образ может быть предметен и абстрактен, реалистичен и схематичен. Главное – сила суггестии, внушения. Опять же, следует помнить, что вовсе не всякий человек способен воспринимать образ. Человек может смотреть в картину, и ничего не видеть. 3) МИФ. Некое умственное построение (фабула, история), которое отрывается от «носителя» (Логоса и образа), существуя затем вполне самодостаточно, как бытие для себя. Миф – это то, что называют «легендой бренда». Собственно, первые две категории и работают на миф, который отвечает за вовлечение. Миф – латентная конструкция сознания, он способен самоуничтожаться и возрождаться (актуализироваться). Существенно, что видимо, именно миф и есть истинный «контент» (и сверхзадача) текста-образа. Именно «мифическое» побуждает сделать покупку той или иной услуги, либо товара. Или, по крайней мере, сделать эту услугу-товар фактом сознания, что уже само по себе немало. Здесь возникает вопрос, не обязательный, но принципиальный: а отличается ли чем-то чистая реклама как объект мышления от других объектов мышления? Получается, что нет. В противном случае, мы бы ее попросту не знали. Не видели и не ведали. Однако не стоит забывать, что реклама – это а) не природа; б) специфический продукт человеческого мышления. Иначе говоря, это по преимуществу эстетический феномен, имеющий четкую прагматическую составляющую, со всеми втекающими и вытекающими. «Логос-образ-миф» - компоненты познания вообще, и факторы существования рекламы в частности. В этом смысле ничто человеческое, физическое, - рекламе не чуждо. Равно как и метафизическое. Выражаясь пафосно: «Нет ничего в уме, чего не было бы у Бога». Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.