Наталья Бржозовская о Пушкинском фестивале…

Опубликовано: 18 февраля 2009 г. в 12:45 11 0Нет комментариев0

­ Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль подошел к своему завершению. Как всегда, участники творческой лаборатории сошлись в горячих спорах друг с другом, зрители – вынесли свои суждения о тех спектаклях и концертах, которые смогли посетить. Участники фестиваля и его организаторы, в числе которых Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, уже сложили свое представление о том, воплотилось ли все задуманное на XVI Всероссийском Пушкинском театральном фестивале. Своими впечатлениями о прошедшем фестивале поделилась заслуженный работник культуры России, театровед, заместитель директора по творческим вопросам Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге Наталья Бржозовская, которая из года в год занимается формированием афиши Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля.   - Наталья Георгиевна, фестиваль был очень разнообразным по своей структуре, и каждый из нас смог определить для себя в афише мероприятие, на которое захотелось пойти. А что для вас – искушенного зрителя – представляло на этом фестивале особый интерес?   - Мне кажется, что XVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль был отмечен глобальным событием – презентацией четырехтомного энциклопедического издания «Пушкин в прижизненной критике». Презентация четырехтомника - это важное явление не только в российской филологии, но и, безусловно, в мировой. К нам на фестиваль приехали авторы-создатели этого уникального издания – Екатерина Олеговна Ларионова, Сергей Александрович Фомичев. Я считаю, что большая честь для фестиваля в том, что первая презентация прошла именно здесь, в Пскове. Мы даже отложили презентацию в Пушкинском Доме на 19 февраля. Я считаю, что это важное событие, которым был ознаменован XVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Другая положительная особенность в том, что из года в год на фестивале звучат молодые имена. Важно то, что Пушкин предстает не только в работах известных театральных коллективов, но и молодых. В этот раз нам представили свою эскизную работу над романом «Евгений Онегин» студенты 4 курса Школы-студии МХАТ. Понятно, что пока это только набросок, но вместе с тем мы увидели возможности этого курса, которым руководит народный артист России Константин Райкин и достаточно известный сегодня в Москве режиссер Марина Брусникина. Мы увидели также новую работу театра-студии «Пушкинская школа» «Прости, душа…». Все мы хорошо помним, как в недрах Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге зародился этот театр и практически с первых своих театральных опытов он был представлен на Пушкинских фестивалях. Сначала это были камерные спектакли, которые показывались только на малой сцене, а сейчас молодые артисты уверенно выступают на большой сцене. То, как в этот раз зал скандировал после спектакля «Прости душа..», по-моему, дорогого стоит. Кроме того, мы познакомились с новыми постановками известного Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя, театра «Галактика», который ориентируется на классическую литературу. Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко третий год участвует в нашем фестивале, уже стал другом и, несмотря на разного рода сложности, изыскивает возможности и приезжает в Псков. Этот театр всегда представляет безупречно выстроенную программу, что было отмечено зрителями, участниками творческой лаборатории и в этот раз.     - Какой из представленных спектаклей вы бы особенно выделили и назвали абсолютным по форме, художественной идее, актерскому мастерству? - Спектакль «Старосветские помещики» Театра юных зрителей имени Брянцева – это действительно абсолютно филигранная работа известных мастеров петербургской сцены. Народные артисты России Ирина Соколова и Валерий Дьяченко – это вообще легенды петербургской сцены. Спектакль «Старосветские помещики» является лауреатом множества различных фестивалей, и нам выпала честь представить эту постановку на Пушкинском фестивале. Кроме того, когда мы формировали афишу фестиваля и посвятили его 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, было понимание того, как важно представить зрителям эталонную работу, коей, безусловно, является спектакль «Старосветские помещики» как с точки зрения художественной целостности, так и с точки зрения языка, актерского мастерства, режиссерского прочтения. Я вообще думаю, что будущее Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля связано с расширением круга авторов пушкинского круга. Пушкин-Гоголь - это уже соединение академическое. Известно, что Пушкин подарил Гоголю сюжет, известны взаимоотношения двух писателей. Поэтому было более чем закономерно в год 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя посвятить XVI Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль ему. Мы воспользовались этой возможностью, показав близость и разность этих авторов. По прошлым фестивалям зритель помнит, что уже были представлены театрами спектакли по произведениям Грибоедова, Шекспира, то есть тех писателей, с которыми Пушкин был связан, и которые были ему близки. Важно понимать, что в большей степени пушкинское творчество повлияло на всю традицию русской литературы, чем творчество какого-либо другого автора. - На этот раз Псковский театр и театр-студия «Йорик» из Резекне предприняли попытку представить спектакли на пушкинские темы в интерпретации современных драматургов. Как вы расцениваете такой подход к трактовке пушкинских текстов? - Да, действительно на малой сцене Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина нам был представлен спектакль латвийского театра «Йорик» по «Моцарту и Сальери» А. Пушкина и Л. Филатова. Безусловно, интерпретации текстов современными драматургами все воспринимают по-разному. Например, режиссер Псковского театра Вадим Радун взял за основу пьесу современного драматурга Василия Сигарева «Метель», при этом в отдельные композиционные моменты внес пушкинский текст. Конечно, при просмотре возникают спорные вопросы, такие как адекватность относительно первоисточника, насколько это прочтение не разрушает целостность пушкинского материала. При этом, несмотря на все спорные моменты, само обращение в Пушкину, сама попытка приобщиться к этому материалу и в прозе, и в изложении современных авторов, быть может, более близких молодежной аудитории, на мой взгляд, стоит расценивать положительно. А вот художественный результат – это уже дело критики, профессионалов. Здесь могут быть высказаны и нелестные оценки, потому что не все было совершенно на нашем фестивале. Однако были и работы, которые достойны самой высокой оценки. Потому мне очень хочется сказать о том, что Псковский академический театр драмы имени Пушкина является не просто фестивальной площадкой, а театром, работающим над произведениями Пушкина. Все десять постановок, которые были представлены за эти годы на фестивалях, по своему художественному уровню различны. Но сам факт участия театра в фестивале я считаю позитивным.     - Можете ли вы выделить какое-то отдельное направление в работе творческой лаборатории, вокруг которого были завязаны дискуссии ученых все фестивальные дни? - Творческая лаборатория, как всегда, очень активно работала, были доклады известных пушкинистов, постоянных членов лаборатории. Я считаю, что Сергей Александрович Фомичев и Вячеслав Анатольевич Кошелев – это «золотой фонд» нашей лаборатории. Любой их доклад вырастает в диалог с практиками, который выходит за рамки какой-то конкретной темы. Они всегда строят свои доклады в связке с фестивальной афишей. Им хочется, чтобы возникло живое общение. И это очень важно. Выступали на лаборатории наши режиссеры- практики – народные артисты России Сергей Яшин, Вадим Радун. И каждый из них озвучил какую-то свою боль, поделились теми проблемами, которые возникают при сценическом воплощении тех или иных классических произведений. Я думаю, что в целом фестиваль можно оценить положительно, даже несмотря художественные проблемы, которые, бесспорно, очевидны.   - Понятно, что о 17 фестивале в целом задумываться пока рано, но, наверное, у вас есть какие-то отдельные планы, которые хотелось бы реализовать в следующий раз? - В планах – сохранить то соотношение известных театральных коллективов и начинающих. Сегодня мы узнаем новые имена, и все они связаны с пушкинским творчеством. В Государственный Пушкинский театральный центр поступила заявка от ГИТИСа, который желает принять участие в Пушкинском театральном фестивале. Кроме того, в следующем году мы планируем пригласить оперную студию Санкт-Петербургской консерватории, у которой есть интересная пушкинская программа, связанная с фольклорными темами. В этом году собирался приехать на фестиваль Петр Наумович Фоменко со своими учениками, но, к сожалению, у него не получилось. Вообще Петр Наумович Фоменко для нашего фестиваля знаковая личность. С первых фестивалей он постоянно занимается творчеством А. С. Пушкина. Он наиболее глубоко и фундаментально работает и с пушкинской прозой, и с драматургией. В прошлом году он был участником фестиваля, много сделал в программе творческой лаборатории, провел в Пушкинских Горах мастер-класс. Поэтому мы будем очень рады видеть его на нашем следующем фестивале. Не смог в этот раз приехать и Валентин Семенович Непомнящий. Мы не раз слышали не только его научные выступления, но и творческие. Псковичи были удостоены величайшей чести услышать в исполнении Валентина Семеновича роман «Евгений Онегина». Лишь годы спустя на российском телевидении была записана программа с его выступлением, и сейчас мы ее можем найти на дисках. Поистине, его выступление стало шедевром, а первыми эту программу услышали псковичи. И в этом тоже заслуга Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, нашей дружбы с крупнейшими пушкинистами страны, которые с уважением относятся и к работе фестиваля, и к этой святой земле, на которой мы его проводим.

Официальный сайт Псковской области. Новости Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.