Держи меня, соломинка…

Опубликовано: 23 апреля 2010 г. в 10:58 1 0Нет комментариев0

Актерский Дневник 23.04.10.Сегодня у нас в театре премьера. Позади первая встреча с пьесой, с ролью, когда, как в начале любого пути, вопросов больше, чем ответов, и пункт назначения рисуется лишь в воображении. Спектакль о войне. В дни юбилея Победы выбор театра оправдан, понятен, мотивирован. Но как отыскать живое слово там, где нагромождение дежурных фраз и стандартных формул упрямо не дает пробиться к сути того, что произошло в те «сороковые-роковые»? Вот и сейчас напрашивается стереотип: о войне уже, кажется, сказано всё. А может, всё, да не всё? Остается одно – постараться, хотя бы для себя, заново осознать, что есть для человека война, - для меня, для другого - такого же, как я. И что есть Победа в такой войне для такой страны. Взять, к примеру, то, как в прошедшие 65 лет менялось отношение к празднику Победы. Молодым судить трудно, а я помню, как в 70-е, в годы учения в театральном институте в Москве, мы каждое 9 мая ходили к Большому театру – традиционному месту встречи ветеранов. Веселье, смех, радость встречи людей в гимнастерках, кителях, пилотках, бескозырках, блеск майского солнца на медалях, обвал цветов. Мы тоже шли с цветами, чтобы раздать их этим веселым, открытым, здоровым людям. Под написанными от руки табличками с номерами и названиями дивизий, соединений и проч. собирались довольно большие группы, встречались друзья. Военных парадов в День Победы в ту пору еще не было. Это был праздник тех, кто эту Победу сотворил, и мы их поздравляли. Постепенно, с открытием мемориала у Кремлевской стены, праздник становился все более государственным. Но главные перемены начались с распадом СССР, когда рухнула, как рушится всякая ложь, идеология построения коммунизма, ничего не оставив взамен. Тогда-то и стало возрастать значение Дня Победы до национальной объединяющей идеи, без которой ни государству, ни обществу не жить, - значение, достигшее теперь своего апогея. Сейчас Победа 45-го – это вершина взлета национального духа, единства, светоч и надежда: смогли тогда – сможем и сейчас, и завтра, и всегда, - несмотря ни на какие провалы – экономические, социальные, моральные, - коих не миновала нынешняя Россия. Сейчас Победа – спасательный круг нации. И все же нет-нет, а забредет с опаской мысль: а не обратится ли она в соломинку? Способна ли национальная идея выжить, опираясь только на прошлое? Ведь должно быть еще что-то незыблемое, на все времена… В одном из последних интервью Александр Исаевич Солженицын, говоря о национальной идее, процитировал графа Шувалова, который на вопрос Екатерины о смысле государства ответил: «А смысл государства, Ваше Величество, один – сбережение народа». Человеческая жизнь – вот та незыблемая ценность на все времена, которая и должна быть главным ориентиром для всех и каждого. Которая и стала главной звенящей темой нашего посвященного Победе спектакля – «Не покидай меня» по пьесе белорусского писателя Алексея Дударева. Сценическое изложение отстроено режиссером Вадимом Радуном так, что зритель невольно всматривается, какими они были живыми и как могли бы жить эти четверо совсем юных девчонок, одевших гимнастерки, принесенных в жертву началу Белорусской наступательной операции: Вероника Кремис (Валентина Банакова), Аля Ладысева (Наталья Бульканова), Зинаида Батян (Ксения Хромова), Ядвига Гурская (Наталья Петрова). Потому и превращается из жесткого командира разведгруппы в родного отца капитан Михасёв (Сергей Попков), ведя их и идя вместе с ними на смерть: «Девочки, родные!.. Мы выживем, выживем!.. Я за вас всей Германии, всем гансам и фрицам глотки перегрызу!..»Самое глубокое и, на мой взгляд, вполне обоснованное режиссерское вмешательство претерпел мой персонаж – Полковник (автор не дает ему собственного имени). Собственно Полковника зритель и не увидит. Увидит вполне сегодняшнего человека (историка, журналиста, писателя, - назовите, как хотите), который, роясь в реликвиях, оставшихся после этого самого Полковника, наткнется на его дневник, начинающийся странными словами: «Каждый раз при воспоминании о тех днях меня не оставляет чувство вины…» И – почти в самом начале – послевоенное шестистишие Твардовского:Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... Стихи из дневника Полковника (их нет в пьесе) еще будут звучать в спектакле, расширяя контекст повествования, придавая ему объемность осмысления событий, заставляя моего героя с каждой новой страницей дневника все глубже ощущать себя в шкуре начальника разведотдела, отправившего группу на страшное задание:Земля прозрачнее стекла,В ней видно всё – кого убилиИ кто убил: на мертвой пылиГорит печать добра и зла… /А. Тарковский/Так, благодаря Дню Победы, который пока еще держит нас на плаву, от «за ценой не постоим» мы, через осознание этой цены, вырастаем до самых непреходящих ценностей. Вик. Яковлев

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.