Моцарт и Сальери должны дружить. Фестивальное

Опубликовано: 18 декабря 2013 г. в 21:55 4 0Нет комментариев0

«Пушкинский утренник. Уроки Анатолия Васильева» - этот спектакль знаменитого московского театра «Школа драматического искусства» псковичи увидят 6 февраля 2014 года – в рамках XXI Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля.

Хотелось сначала написать: «скорее всего, увидят» - всё же 20 лет фестивальной истории приучили быть осторожнее в ожиданиях. Но к черту суеверия: художественный руководитель «Школы драматического искусства» Игорь Яцко вчера побывал в Пскове и лично подтвердил серьезность намерений. Театр не просто приедет на фестиваль: он вернется в Псков со спектаклем, биография которого в каком-то смысле началась именно здесь.

Между двух «Онегиных»

Поэтому Игорь Яцко не просто рассказывает, он вспоминает: «Пушкинский театральный фестиваль - это значительная веха жизни нашего театра. Ведь до сих пор работают те люди, те актеры, которые в 1994-м году впервые приехали в Псков и Пушкинские Горы по приглашению Владимира Рецептера. На первый фестиваль мы привезли «Разговоры с поэтом». А Васильев нас тогда по России ездить не отпускал, мы ездили заграницу. Но в Псков, а потом и в Петербург мы стали ездить - именно в связи с Пушкиным. И Псков был для нас землей счастливой. То, что мы репетировали в театре и не решались показывать в Москве, мы показывали в Пскове. Это всегда была земля премьер, мы показывали первый раз здесь то, что находилось в работе, то, что было очень живо и не оформлено… Поэтому Псков для нас стал такой лабораторией, что соответствует и нашему названию - «Школа драматического искусства».

На том же первом фестивале в 1994 году свои «Пушкинские уроки» в Пскове показывала мастерская Петра Фоменко. Ученик Петра Наумовича (выпуска 2001-го года) - нынешний художественный руководитель Псковского академического драматического театра имени Пушкина Василий Сенин в том фестивале еще, конечно, не участвовал. Но 20 лет спустя он приложил все усилия, чтобы «Школа драматического искусства» привезла в Псков «Пушкинский утренник».

«Мы с этой работой тоже приезжали, и она тоже была в такой… лабораторной ситуации. Но с того времени многое изменилось: появился собственно спектакль, появились декорации, появилась история этого представления. И я увидел в этом логику. В том, чтобы привезти спектакль в том состоянии, в котором он существует сейчас. Ведь это была работа программная, подготовительная к «Онегину». Но со временем оказалась, что она очень интересна», - рассказывает Игорь Яцко.

Он, к слову, своей лучшей в жизни работой считает роль тоже «из Пушкина» - Сальери.

«Как мы репетировали «Моцарта и Сальери»! Он у нас шел 2 часа 15 минут – 5 страниц текста. Васильев отправлял нас с Лавровым (Владимир Лавров исполняет роль Моцарта – прим.авт.) в Париж, чтобы мы просто гуляли по красивым местам и дружили. Моцарт и Сальери - мы должны были дружить!» - вспоминает Игорь Владимирович.

«Пушкинский утренник» в Пскове будут играть на большой сцене. «Но всё-таки спектакль камерный, поэтому зритель будет сидеть на сцене», - поясняет худрук «ШДИ». Человек 150 можно будет охватить этим камерным показом, который будет буквально «обрамлен» двумя постановками «Евгения Онегина».

Дело в том, что господин Сенин рискнул назвать ещё нескольких участников фестиваля (буквально по датам - даже пальцы хочется скрестить). Так вот: пятого февраля - «Евгений Онегин» «Театра на Таганке», шестого - «Пушкинский утренник» «Школы драматического искусства», седьмого февраля - новосибирский театр «Красный факел» - и тоже «Евгений Онегин» в постановке Тимофея Кулябина.

«…храни свою соху»

«Ещё у нас шестого февраля будет очень интересная лекция Ольги Седаковой* «И не оспаривай глупца». То есть начнется этот день лекцией Седаковой, а завершится спектаклем «Пушкинский утренник»… К концу декабря выйдет большая программа фестиваля: с лабораторией, семинарами, там будут все подробности. Но нам по-прежнему хочется, чтобы фестиваль (он, на самом деле, таким и был, просто его качает как маятник) стал… Понимаете, само выбранное время - не июнь, а февраль, да и сама сегодняшняя реальность, она тяготеет не к моменту развлечения, осуждения или даже высказывания, а к моменту размышления. Есть искусство писателя, а есть искусство читателя. И вот есть «Пушкинский утренник», который приезжал много лет назад…Как отразится этот спектакль в людях, которые видели его много лет назад? Это же очень интересно! И концепция фестиваля (мне не очень нравится слово «концепция», но тем не менее) должна быть именно такой: фестиваль-размышление», - говорит Василий Сенин.

А Пушкин, по его мнению (да и кто бы не согласился?) - это же такой повод для размышлений. «Размышление о Пушкине, который прожил 37 лет, - это всегда размышление о времени. И о том, на что оно было потрачено. И фестивальный период всегда должен оставить какой-то след. Очень грустно, если после этого мы будем ждать чего-нибудь попроще», - продолжает Василий Сенин.

Но ждать чего попроще, слава богу, не приходится. Приходится ждать еще одной нефестивальной уже встречи со «Школой драматического искусства» - опять же с легкой (будем в это верить) руки Сенина: «Мне осенью посчастливилось увидеть замечательный спектакль Игоря по Оскару Уайльду. Его название невозможно перевести на русский язык дословно, поэтому перевели «Как важно быть серьезным». Это замечательный, потрясающий спектакль! Такое соединение театра, вроде бы традиционного, с чем-то очень неуловимым, легким… Мне кажется, что это настоящий театр… Я не могу объяснить словами: почему этот спектакль должен быть показан в Пскове. Просто должен! Там тоже есть свои технические моменты, потому что сцена псковского театра для него маловата, но мы надеемся, что эти моменты каким-то образом решим. И в этом сезоне, или хотя бы в календарном году у нас возникнет такая замечательная возможность: принять у себя еще один спектакль «Школы драматического искусства» уже по Оскару Уайльду».

Игорь Яцко комплименты слушал внимательно, не смущаясь. Не в силу профессионального мастерства - просто, похоже, ценит искренность, а Василий Сенин в этот момент был искренен. Взаимопонимание у двух художественных руководителей двух таких разных театр (один – уже состоялся, второй – только открывается) было полным. Вот, например, Игорь Яцко к слову вспомнил: «Ко мне тут приезжал этой осенью молодой профессор искусствоведения из Бразилии. Он сказал очень занимательную вещь: «Удивительно, что у вас в России театр – это культура. У нас это просто развлечение. О нем никто не говорит серьезно». А мы этого даже не замечаем, живем обыкновенно, но очень важно посмотреть со стороны, чтобы увидеть свои ценности. Потому что это важно: знать ценности, хранить их, содействовать тому, чтобы они были». А Василий Сенин ему тут же ответил: «Ты, сеятель, храни свою соху, а мы взойдем, когда нам колоситься. Они свою соху не сохранили». И добавил почти назидательно, из той же оперы (из того же стихотворения Иосифа Бродского «Остановка в пустыне»), но тремя строчками выше: «…Непаханое поле заросло».

И еще добавил, совсем уж назидательно: «Вот чтобы этого не произошло, и проводится Пушкинский фестиваль».

Ну и мы добавим, что спектакль «Граф Нулин», над которым сейчас работает Василий Сенин, в фестивальную программу не входит. «Всё-таки фестиваль – это событие, а я еще успею надоесть псковскому зрителю со своими спектаклями. Поэтому наша премьера будет второго-третьего февраля», - обещает худрук псковского театра.

Елена Ширяева

* Ольга Седакова - поэт, прозаик, переводчик, филолог и этнограф, кандидат филологических наук и лауреат многочисленных литературных премий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.