Пушкин и Путин. Странные сближения

Опубликовано: 4 февраля 2014 г. в 16:38 10 0Нет комментариев0

Вчерашнее заседание в Пскове Совета по культуре и искусству при президенте РФ оставило весьма двойственное впечатление - увы, из-за псковских его участников, которым удалось выступить на совещании.

Дело в том, что почти каждый собеседник главы государства имел цель не засвидетельствовать «своё нижайшее» перед Владимиром Владимировичем, а привлечь его внимание к конкретной проблеме (часто - с конкретным адресом). Все пользовались случаем, но по существу. И так же, на удивление по существу, реагировал Путин. Он вникал в проблему, задавал уточняющие вопросы, мягко осаживал слишком эмоциональных спикеров, а других там было мало: когда театральные деятели да еще с участием министра культуры обсуждают свои дела - все в укрытие, им не до политесу (и ситуация вокруг псковского театра - лишнее тому подтверждение).

«Она правильно думает на самом деле»...

Вот всего лишь один пример нормальной реакции господина Путина на не совсем нормальный задор, с которым участники заседания «за глаза» обсудили Татьяну Доронину. Вышло это случайно. Сначала художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов в своем выступлении поднял целый сонм проблем, которые требуют разрешения при государственной поддержке. Взять, к примеру, гранты молодым режиссерам, которых тот же Театр наций (как же себя не похвалить - ничего дурного в том нет) «выращивает» и потом засылает в маленькие российские театры. И они в итоге имеют двойную выгоду: и повышение профессионального мастерства актеров (молодые режиссеры это дело любят - повышать да воспитывать), и обновление репертуара, потому как режиссеры воспитывают не словом, а делом - новыми постановками. Нужны гранты на такое дело? Разумеется! Говорил Евгений Миронов и о просто вопиющей проблеме «оптимизации», когда, например, в Тюменской области все театры и филармонии объединили в одно управление, чиновникам которого не хочется вникать, чем театр кукол отличается от той же филармонии. Они чуть что сразу советуют труппу сокращать! Владимир Путин, кстати, этой оптимизацией очень заинтересовался, выслушал всех экспертов и заявил, что готов разобраться: как это работает, и работает ли вообще.

Так вот в контексте важнейших вопросов, которые касаются каждого российского театра, Евгений Миронов и воспользовался случаем - обрисовал ситуацию с театральным кварталом у Театра наций, созданию которого мешают гаражи МХТ имени Горького (того, что нынче зовут «театром Дорониной»). А что, опять же, стесняться? В Псковской области водопроводный кран без обращения к губернатору починить не могут, а тут - гаражи, да еще такого театра! Ситуацию взялся комментировать министр культуры Мединский. И сколько сарказма было в голосе у Владимира Ростиславовича, когда он поминал Татьяну Васильевну (больше, наверное, было только у самого Евгения Миронова): «..Мы предложили им мену: гаражи на подземные места... Она отказывается! Она говорит: пусть мне прикажет правительство». «Или вы, Владимир Владимирович. Она так и сказала: или правительство, или Владимир Владимирович», - подлил масла в огонь Евгений Миронов. «Она сказала, что только два человека: правительство или Владимир Владимирович, всё», - поддакнул министр культуры.

«Правительство - это не человек», - автоматически поправил президент.

«Она об этом не знает», - понесло вдруг Евгения Витальевича, который затем признал: Доронина думает, что ее могут обмануть.

«Она правильно думает на самом деле. У неё большой жизненный опыт... Это неправильно, но это бывает. Поэтому ей нужен не просто разговор, ей нужны гарантии какие-то. И она полагает, что если на таком высоком уровне будет сказано, то уж будет исполнено», - неожиданно заметил Владимир Путин. И предложил эти гарантии обсудить отдельно. И обошелся как-то без ёрничанья, без этого понимающего подхихикивания: «Доронина? Ну понятно»...

Длинная получилась цитата, но представление о всем происходившем дает. Главное: Владимиру Путину на заседании в Пскове было интересно. Может быть, ему в принципе нравится общение со звездами, а в Совете их россыпью: Валерий Фокин, Константин Хабенский, Александр Калягин, Олег Табаков (вот кто не упустил ни одного шанса - и свою школу прорекламировал, и меценатствующий банк, и слово о воспитании главных режиссеров молвил веское). Может быть, Путин действительно любит театр. Но вернемся к региональной компоненте встречи - то есть к псковичам на Совете.

«Вы решили их покритиковать за это?»

Псковский губернатор Андрей Турчак, кстати, всё заседание промолчал. Так же, как и худрук псковского театра Василий Сенин. А вот о них говорили - и конкретно, и иносказательно.

Как волновался член Совета, псковский писатель, критик Валентин Курбатов! Все мы знаем его особую интонацию, в которой заложена половина смысла сказанного. Тем удивительнее оказалось ощущение - насколько не уместна эта интонация при деловом, проблемном разговоре. Да и начал Валентин Яковлевич с таких высот и обобщений, после которых крайне трудно «приземлиться» в зале областной администрации: «Не первый год я участвую в заседаниях Общественной палаты или в нашем Совете, и всякий раз мне кажется, что мы начинаем сразу с частных вопросов, опасливо обходя самые общие: товар наша культура или народное сердце; продаём мы её, матушку, или строим; какого человека ждёт от культуры государство?» Он говорил о театре, который есть «прямое дитя общественных забот». Исторически вспоминал о «натиске постмодернизма», о детской привычке оглядываться на Европу, о том, что сами себя стыдимся...

Если честно, то это прекрасное выступление слушалось, как игра слов, не поддающаяся последующей расшифровке. А немой вопрос слушателей был ужасным: «К чему это? К чему ведет Валентин Яковлевич?».

Наверное, только псковичам могла быть понятна задача, которую, возможно, ставил перед собой писатель. Он заступался - не только за дорогие его сердцу традиции, но и за конкретных людей. И вот в его выступлении промелькнуло (буквально промелькнуло!) «...не мы ли были 20 лет главной пушкинской сценой и пушкинской театральной лабораторией страны? Спасибо основателю и бессменному руководителю Владимиру Эммануиловичу Рецептеру». Конечно, спасибо! Но, если Валентин Яковлевич хотел сказать, что на XXI фестивале, который начался в Пскове в день заседания Совета нет ни Рецептера, ни лаборатории, то... То он этого не сказал. И прямых вопросов нынешнему хозяину положения Василию Сенину не задал.

Возможно, не счел уместным. Хотя Владимир Путин был готов обсуждать даже гаражи МХТ. И за Татьяну Доронину он, напомним, заступился...

Но о Василии Сенине, точнее о его постановке «Графа Нулина» писатель и президент всё же поговорили. Валентин Яковлевич помянул его так: «Признаться, от родного нашего псковского театра при его великой традиции после без малого 10 лет ремонтного молчания хотелось бы открытия поосновательней «Графа Нулина» из чужих краев. Зритель-то ведь не весь из телевизора, есть и воспитанные нашим театром с великими стариками, отмеченными в Пскове мемориальным досками. И заботиться о новом зрителе надо, но не заигрыванием, не массовым переездом в цивилизованное человечество, а уважением своего Отечества и своей великой культуры, на которую мир оглядывался».

Опустим «10 лет ремонтного молчания» (театр был на реконструкции с весны 2011 года), возможно, это была метафора. Но «Графа Нулина» опустить никак нельзя — уж больно оживился в этом месте Владимир Путин: «Я только не очень понял, что вы имели в виду по поводу сегодняшнего спектакля? Вы же критик, вы решили их покритиковать за это или что?»

Пришлось объясняться: «Критик. Я уже видел, как это называется, тизер, простите, этого спектакля. Поглядел и подумал: десять лет мы ждали театра нетерпеливо, на цыпочки привстав, он был для нас действительно знаменем, мы в этот театр бегали сломя голову и ночевали в нем, так он был важен, сущностен. И ждали, естественно, что нам либо «Бориса» покажут, либо что-нибудь еще более серьезное, властное, основательное, упорядочивающее. Та самая культурная государственная политика, а не только «Граф Нулин», который будет нежен, прелестен, очарователен, но частен, не для открытия даже театрального Пушкинского фестиваля и тем более не для сегодняшнего определяющего заседания».

Критическому мнению Владимир Путин обрадовался: так, мол, и надо Сенину — не всё же власть критиковать. А за выбор материала худруком заступился, показав по случаю знание вопроса: «Не знаю, чем вам «Нулин» не понравился, хорошая вещь, пушкинская, написанная здесь тоже, недалеко от Пскова. Он сам сказал, что за два утра написал, по-моему, это произведение, это такая пародия на пародию, на Шекспира. Мне кажется, что это любопытно, интересно. Так как Василий Георгиевич его прочитает, интересно, мне кажется, посмотреть... Уверен даже, что и у Сенина Василия Георгиевича, и у его коллектива есть все возможности показать зрителю, не только псковскому, кстати говоря, а всему северо-западу и всей стране и другие вещи, и не пародию на Шекспира пушкинскую, а самого Шекспира». Есть о чем задуматься Василию Георгиевичу — в контексте репертуара...

Валентин Яковлевич еще пытался заметить, что Пушкин «Нулиным» не гордился, ибо закончил эту легкую вещь 14 декабря 1825 года - «бывают странные сближения». Но Владимир Путин опасную декабристскую тему, неотделимую от выходов на площадь, замял: «Так получилось. История такая». Кстати, 9 февраля в Пскове состоится всероссийская премьера спектакля французского театра L’Union и Лиможской театральной академии: Les Décembristes. Saint-Pétersbourg 1825 (Декабристы. Санкт-Петербург 1825) по пьесам Бориса Голлера. В рамках Пушкинского фестиваля, конечно.

Здесь был Путин?

Но по сравнению с директором музея-заповедника Пушкина Георгием Василевичем Валентин Курбатов был даже дерзок. Георгий Николаевич жанр своего выступления на Совете определил точно: три благодарности, одно приглашение и одно доброе пожелание. Считаем благодарности: «Владимир Владимирович, прежде всего спасибо за то, что вы сейчас делаете пушкинскую работу. Александр Сергеевич всю жизнь пытался связывать эпохи, которые были до него, со своей собственной жизнью и с тем, что будет после. То есть сделать Россию по-настоящему единой, и вот то, что предлагается — это простая, повседневная и очень важная работа. Я двадцать лет работаю в глубокой провинции, и иногда кажется, что жизнь из провинции уходит. Удерживают ее, безусловно, театры, удерживают ее музеи, библиотеки и доброе, правильное понимание губернаторов... Я смотрю сейчас на Андрея Турчака и благодарю его за поддержку, потому что он из умеющих слушать и умеющих делать людей. Это была вторая благодарность. Третья связана с тем, что сегодня начинается 21-й год Пушкинского театральному фестивалю».

Дальше с ясностью стало как-то хуже. Георгий Василевич довольно витиевато попросил оказать поддержку созданию в Научно-Культурном центре Пушкинских Гор своеобразного театра одного автора — понятно какого. Есть же Шекспировский королевский театр, так было бы неплохо ответить Великобритании Пушкиным. Тем более, что в Петербурге есть Пушкинский театральный центр с его уникальным коллективом. Напомним (и Георгий Василевич тоже всем напомнил), что этот коллектив воспитан Владимиром Рецептером, набравшим в свое время актерский пушкинский курс и сделавший молодых артистов практическими пушкиноведами.

Чего они только не сыграли на наших глазах — от рукописей до писем Пушкина. В общем, есть на кого опереться, отвечая Шекспиру в Пушкинских Горах. Во всяком случае, Владимир Путин понял эту инициативу именно как идею создания театрального центра. И пообещал помочь, хотя без жаркого энтузиазма.

А вот с приглашением у Георгия Николаевича вышел легкий конфуз: «115 лет назад вся Россия собирала деньги на то, чтобы выкупить имение Пушкина в государственную собственность. Это состоялось, мы получили Пушкинский заповедник... И я обещал закончить приглашением. Был бы рад, если бы вы это место увидели! Я знаю, что вы хорошо знаете Псковскую область, но не были еще в заповеднике. Там могила Пушкина, там можно пройти свой путь, очень важный для каждого русского человека».

«Спасибо, я в Пушкинском заповеднике был. И неоднократно. Знаю это место хорошо. Вы сказали, что живете в глубокой провинции, но если вы так считаете, то вы еще в глубокой провинции не были», - радушно откликнулся Владимир Путин.

Заседание вскоре закончилось. Президент пожелал всем успехов и «новому-старому» псковскому театру — особенно (на премьеру «Графа Нулина», правда, не пошел).

А псковские участники и наблюдатели всё пытались вспомнить: когда же Путин был в Михайловском? Потому что многие из нас так же, как и бесконечно благодарный Георгий Василевич, забыли, что Владимир Путин не произошел на свет в возрасте 47 лет в мае 1999 года по приказу Бориса Ельцина, назначившего его премьер-министром. Ему, коренному ленинградцу, окончившему в нашей северной столице и школу, и университет и так далее, знакомства с Пушкинским заповедником было просто не избежать. В советские времена особенно интенсивно исполнялось пророчество «не зарастет народная тропа».

«Где уж ей, бедной, зарасти. Ее давно вытоптали эскадроны туристов», - написал году в 1977-м другой ленинградец, до этого поработавший в Михайловском экскурсоводом.

Владимир Владимирович в это время уже тоже работал - «по линии контрразведки в следственном отделе Ленинградского управления КГБ.

А еще в 1977-м году в Ленинграде родился Василий Сенин, который, когда вырос, стал режиссером и поставил «Заповедник» Довлатова на сцене театра Ленсовета. Привозили этот спектакль в Псков весной 2010 года. На показе побывал губернатор Андрей Турчак (ленинградец, да), по чьей протекции в 2012-м году Василий Сенин стал худруком псковского театра.

И 3 февраля 2014 года ленинградец по рождению Василий Сенин водил по Псковскому академическому театру драмы ленинградца Владимира Путина. А потом сидел на президентском Совете по культуре и слушал всё, что говорят о российских театрах вообще, о псковском театре в частности. И о нем самом. И о Пушкине, сосланном когда-то в Псковскую губернию, а потом оставшемуся здесь навеки в возрасте 37 лет.

«Бывают странные сближения».

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.