Медиаобзор: пусть говорят

Опубликовано: 14 февраля 2014 г. в 17:19 5 0Нет комментариев0

Минувшая неделя в псковской прессе вновь изобиловала историями о достижениях псковского драмтеатра и прорывах XXI Пушкинского фестиваля. О фестивале писали много, вычурно и пафосно. Рефреном почти ко всем статьям о театральном празднике стала фраза, которой комментировали премьеру "Графа Нулина": обсуждают - значит, постановка удалась. Логика достаточно странная - Сергея Зверева или Джастина Бибера тоже обсуждают, да еще как обсуждают. И что?

То Сталину, то его секретарю приписывают фразу – дескать, неважно, как проголосуют, важно, как посчитают. В данном конкретном случае – важно, не как сыграют, важно, как об этом напишут. И как много.

«Гениальная КВНщина»

Итак, на этой неделе псковские газеты были более чем предсказуемыми: уверен, что три из четырех трендов недели журналистам могли обрисовать сами читатели до выхода печатной продукции – настолько все было очевидно. Отработка очевидной тематики на медиаполе, конечно, неизбежна, однако и сами СМИ должны формировать информационную повестку. Но, как показывает практика, увы…

Основными спикерами недели вновь стала самая цитируемая тройка 2013 года – и в этом году они вновь в центре внимания, хоть и немного в другом порядке.

Напомню, о Пушкинском фестивале писали практически все, с трудом успевая смахивать слезы восторга с лица. Нынешний руководящий кулак театра имеет не последнее отношение к «журналистской тусовке», что предсказуемо дало свой результат. Для театра это, конечно, замечательно, а вот для газет? Не знаю.

«Псковская правда» дает о театре большой материал под названием «Лучи Пушкина», где рассказывает о фестивале и пытается объяснить, почему Василию Сенину удался «Граф Нулин». К чести «ПП», в этом номере СМИ все же опубликовало те критические отзывы, которые на прошлой неделе были весьма читаемыми на сайте областной газеты.

После подробного рассказа о фестивале «Псковская правда» перепечатывает с одного из информагентств интервью председателя комитета по культуре Александр Голышева с недвусмысленным заголовком «Ничего нового о Пушкине постмодернизм нам не скажет». Читатель ждет уж рифму «гадость» (да-да, сию строку из Пушкина уже использовал на этой неделе Алексей Семенов в «Псковской губернии», но постмодернизм приветствует передачу «приветов» от одного автора другому), но нет, дальше вновь идет елей: «И если эта, как вы называете, «КВН-щина» гениальная, если она впечатляет зрителя и убедительно доносит до него пушкинские идеи, то нельзя от нее предвзято отказываться. Мы обязаны привлечь как можно больше современных зрителей в театр, а это зрители новой формации, которые по-новому видят мир, нежели приверженцы театральной классики. И по тому интересу, который сейчас возник вокруг театра - у меня нет сомнений, новые зрители появились».

Гениальная, значит, и убедительно доносит до него пушкинские идеи. Ну о гениальности судить не будем, а вот реплика с предыдущей полосы «ПП»: «Выйдя из театра, я не понял: причем здесь Пушкин? Зато я пришел домой, перечитал «Графа Нулина» и получил истинное наслаждение от текста классика». Это позиция вице-спикера областного Собрания Бориса Полозова. Так что насколько убедительно? На мой взгляд, хорошо, когда после просмотра постановки человек приходит домой и перечитывает произведение, чтобы еще раз насладиться или посмотреть, где режиссер слегка изменил сюжет. А когда перечитывает, чтобы понять, о чем вообще речь и Пушкина ли ставили – это как-то странно. Хотя – извините, я забыл слово, которое все объясняет: постмодернизмъ.

«Псковская губерния», от которой можно было ждать остро критических и сатирических заметок и рецензий, тоже попала под обаяние организаторов фестиваля, львиную долю своего внимания уделив событиям на театральных подмостках. Главный редактор Светлана Прокопьева даже сделала по этому поводу отдельную отповедь: «И тут я поняла, что на самом деле происходит. Происходит театр. К чему отрицать очевидное?.. Не случилось ничего более резонансного, чем «Граф Нулин», ничего более содержательного, чем лекция Ольги Седаковой, более осмысленного, чем французские «Декабристы», поставленные по пьесам Бориса Голлера, – и можно продолжать до бесконечности. Не было на прошедшей неделе другого такого ньюсмейкера, как Василий Сенин. Даже Владимир Путин на Пушкинском фестивале остался героем второго плана».

Алексея Семенова, от которого стоило ожидать наиболее аргументированной рецензии, тоже раздирало на две части: с одной стороны – хороший Василий Сенин, с другой – нелюбимый «ПГ» и Семеновым Путин его похвалил. Что делать? «Читатель ждёт уж рифмы «Сенин». Если Путин одобряет, не глядя, то это надо ругать», - вроде бы как заранее оправдывается Алексей Владимирович за «пушистую» рецензию на постановку человека, которого похвалил Владимир Путин.

В итоге материал «Двадцать одно» стал довольно любезным и сверхподробным рассказом о Пушкинском фестивале. Я не удивлюсь, если эта статья стала самой крупной в истории современной псковской журналистики: в «ПГ» фундаментальные опусы – это нормально, но здесь даже для «резиновой» «Губернии» масштаб впечатляющий.

«Аргументы и факты – Псков»тоже выдают очередную порцию восторга о фестивале: Ольга Миронович в материале «Гений и злодейство» (и безапелляционным подзаголовком «Когда весь Псков – театр») рассказывает, что «…Как бы то ни было, псковичи всю минувшую неделю, похоже, только тем и занимались, что обсуждали «Графа Нулина». И в этом смысле премьера Василия Сенина явно удалась».

Ключевое слово здесь – «похоже». Все же круг общения псковских журналистов легко может создать впечатление, что все «только тем и занимались, что обсуждали «Графа Нулина». Сходили на него 450 чиновников, бизнесменов и журналистов, но обсуждают, безусловно, все.

Но, впрочем, хватит уже о фестивале. Отыграли.

Триумф «ручного управления»

А других новостей, на самом деле, немало: «Курьеръ» и «АиФ-Псков» написали о разгорающемся конфликте в Локне, где уже практически закрыта местная райбольница: здесь осталось лишь терапевтическое отделение. Две тысячи человек подписались под письмом президенту Владимиру Путину по данному поводу. Ну, если с «Курьером» еще понятно, то активность «Аргументов», входящих в государственный медиахолдинг, в этом смысле удивляет.

«Псковская правда» выдала достаточно насыщенный номер с рядом заметных материалов: тех, кого интересует судьба «Псковавиа», могут прочитать интервью с советником губернатора Геннадием Безлобенко, любителей истории привлечет материал о нашем земляке, служившем на легендарном «Варяге» (материал «Варяг из Палкино»), а мне, например, было интересно почитать про подробности жизни программы «Умники и умницы» и про участие в олимпиаде ребят из Псковской области (статья «Умница и умник»).

Рассказывает «ПП» и об очередной «тусовке», то есть вручению каких-то наград псковскому бизнесу. Но здесь другие герои – не те, что встречались с главой Пскова Иваном Цецерским: он собрал свой «ударный блок», в котором были замечены Игорь Савицкий, Александр Пайст, Елена Косенкова, директор «Псковэлектросвар» Вячеслав Стрелин и другие. Об этой встрече написали «АиФ» и, в особых красках, разумеется, «Псковские новости». К чему именно сейчас, за несколько дней до назначения и.о. губернатора, была эта встреча с «финансовым дивизионом», понять сложно: до Ганзейских дней, которыми «прикрыли» эту встречу организаторы, еще 5 лет, и не разойтись в несколько дней с заметным политическим событием… Очень сомневаюсь, что городская Дума не догадывалась, что журналисты и, тем более, представители областной власти могут (и должны, в общем-то) рассматривать подобные встречи как определенный посыл.

Впрочем, возможно, дело даже не в областных, а в городских перспективах, но, как говорится, вы хотя бы намекайте.

У «Псковской губернии», которая «отдалась» театру практически без остатка, даже не осталось сил на местную политику. Но, слава богу, почитать в свежей «ПГ» все же есть что: газета рассказывает, например, о небольшом скандале в Гдовском районе, где власти включили в список приватизации ряд школ. Ну и для тех, кто внимательно следит за «Делом Пчелинцева», любопытно будет прочитать продолжение истории в материале «Убийство как последствие травмы».

«Псковская провинция» репортажем номера сделала материал Александра Мильки, который инспектировал псковские школы на внимательность к посторонним. Получилось занятно, однако мне давным-давно, в начале 2000-х бывший начальник подобный материал завернул. Получился он, разумеется, критическим, и, по мнению главреда, рассказывать всем подряд о слабых местах псковских школ все же не стоило. Надеюсь, в данном случае такого эффекта все же не будет.

Ну а завершить обзор свежей прессы хочу легким и слегка забавным интервью «Провинции» с псковским квнщиком Алексеем Шамутило. Он в подробностях рассказывает о том, как работает «литературным рабом». Слава богу, я знаю Алексея и не сомневаюсь, что ему можно верить, однако в целом звучит забавно: я «раб», чей – сказать не могу, что написал – тоже не могу озвучить. Просто поверьте.

Ладно, поверим. Как любит говорить мой дед, доверяющий печатному слову донельзя – «Это все правда, в газете же написано!». Хотя, псковские газеты в последнее время слишком часто выдают желаемое за действительное.

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.