На заборе тоже написано…

Опубликовано: 23 марта 2014 г. в 20:14 17 0Нет комментариев0

Еще не остыли впечатления псковичей от сумасшедшей, бесшабашной «Свадьбы», которую подарили нам артисты московского Liquid Theatre на День города. На этот раз спектакль проходил в помещении - на большой сцене Псковского драмтеатра, но помощь зрителей актерам независимого театра вновь понадобилась. ФОТОРЕПОРТАЖ

«Пока ты здесь, мир живет без тебя» - фраза на заборе во дворе у наркологической больницы №17 в Москве, в народе именуемой «семнашка». Именно плод этого народного творчества в качестве названия для своего спектакля позаимствовали артисты Liquid Theatre. В клинике они оказались неслучайно. Министерство культуры предложило независимой театральной труппе, то есть не имеющей господдержки, поучаствовать в программе «Театр + общество», а взамен обещало помощь, естественно, финансовую. Актеры должны были выбрать незащищенную социальную группу и в нее внедриться с целью помочь. Liquid Theatre выбрал людей с аддикциями. Как рассказал режиссер спектакля Андрей Смирнов, труппа очень долго пыталась найти к пациентам наркодиспансера подход, разговорить их, решала, как может помочь.

В итоге ребята рассказывали зависимым о себе, о своих пристрастиях, о театре. Пожалуй, это и стало связующим звеном в их отношениях. Актеры водили их на спектакли разных театров, обсуждали постановки. «Мы добивались, чтобы они рассказали нам, что чувствуют. И тогда мы столкнулись с таким понятием, как алекситимия - трудности в словесном описании собственных эмоций. Это, кстати, нас с ними и объединило», - улыбнулся автор спектакля.

На самом деле, все семь человек, которые участвуют в спектакле, - Светлана Ким, Дарья Демидова, Елизавета Дзуцева, Олег Толкунов, Дмитрий Мелкин, Кирилл Плешкевич и Андрей Смирнов - все они его авторы. Они все прошли от начала и до конца этот эксперимент, а затем, на основе ощущений, создали постановку. «Из лоскутков, фрагментов сознания, которые получили в реабилитационном отделении, стали получаться сцены», - заметил режиссер Андрей Смирнов.

«Пока ты здесь» - это не спектакль о наркозависимых. Он о жизни, о счастье, о горе, о боли, о нас... Пластичная постановка с интересными техническими и звуковыми приемами. Практически без слов, но с массой жестов, в которых заложены потаенные смыслы.

В постановке огромное количество метафор, которые рождались в процессе работы над ней. Качающиеся и падающие на стульях мальчики и девочки - секундное ощущение полета, эйфории настолько шатко и быстротечно. Сохранить его не удается никому. Герои с силой и злостью вновь и вновь пытаются удержать равновесие, но с грохотом и досадой снова падают на пол.

Брошенные бумажные человечки, чучела, которых нельзя любить, на которых нельзя положиться... Они пассажиры одинокой маршрутки под названием жизнь, попадающие то и дело в один и тот же сон. Друг другу они случайные попутчики. Они учатся заново переживать эмоции, чувства, заново любить и жить.

Это не просто спектакль, местами он похож на фильм. С помощью камер актеры снимают друг друга и выводят изображение для нас, зрителей, на экран. Порой мы тоже становимся участниками постановки, они запечатлевают и нас. Я видела свое лицо на экране. На нем были отчаяние, боль, страх - за них, за нас, за себя...

За мной сидели две женщины, которые во время спектакля задали извечный вопрос: «Нужно ли ТАКОЕ показывать в театре?» Одна твердила, что, наверно, нужно, просто она не все понимает. Вторая утверждала, что жизнь настолько ужасна, что театр должен веселить людей, а не вводить их в еще большее уныние. Когда спектакль закончился, одна из них сказала: «Ничего не поняла, но поблагодарить надо». Вторая предложила ей остаться и послушать обсуждение спектакля. «Ты что? Что тут обсуждать», - негодовала подруга.

Я не одна могла «похвастаться» такими наблюдениями. Руководители Псковского драмтеатра заметили, как люди смеялись, хотя, поверьте, забавных и веселых моментов в спектакле нет. Наверно, это некая защитная реакция на происходящее на сцене и в жизни, как и у моих соседок.

Художественный руководитель Пушкинского театра Василий Сенин признался, что выбор пал на Liquid Theatre не только потому, что «ребята обласканы славой», а, прежде всего, потому, что проблема, которая описывается в спектакле, не так уж далека от Пскова. «Пока ты здесь, ты должен об этом думать, - обратился он к зрителю. - Театр, который говорит о том, что проблем нет, находится в трупе. У трупа проблем нет».

«Пердимонокль со зрителем», как сам выразился Сенин, его очень удивил. «Мне это странно, потому что мы предупреждаем честно, с самого начала: "Это про конкретную жесть". А люди смеются», - недоумевал он.

Куратор проекта «Пока ты здесь» Ольга Коршакова убеждена, подобное случается лишь потому, что люди не отождествляют себя с героями. «Это происходит со всеми остальными, кроме меня. Это меня не касается», - так прокомментировала она реакцию зала.

Известный театральный критик Глеб Ситковский в беседе с местными журналистами после спектакля назвал главное слово, которое описывает эту постановку, - эмпатия. Актеры попытались отождествить себя с наркозависимыми, прожить с ними этот путь и выйти с этим на сцену. По сути, для них этот эксперимент тоже стал своего роде реабилитацией. Актриса и художник Елизавета Дзуцева призналась, что стала человечнее относиться не только к зависимым людям, но и ко всем в целом. «Мы сами пришли к ним с протянутой рукой», подчеркнул актер Дмитрий Мелкин. «Главное - никого не учить и никого не лечить», - поддержал коллегу Андрей Смирнов.

По мнению Глеба Ситковского, это спектакль состоялся только потому, что здесь присутствует любовь. Любовь к тем людям, с которыми артисты общались. «Есть ощущение общего духа, единства. Вы можете делать спектакли, только пока вы единомышленники. Вы становитесь посредниками между нами и ними. Главное - это всеобщее одиночество, нелюбовь, которые и становятся причинами саморазрушения для человека», - сказал он, добавив, что подобный социальный театр в наши дни важен, поскольку в обществе вырос градус взаимной ненависти и нетерпимости.

После увиденного, услышанного и прочитанного у меня остался лишь один вопрос - для кого этот спектакль? Спектакль крайне талантливый, красивый, чувственный, душевный, с потрясающими техническими приемами и авторскими задумками. Если это своеобразная прививка, то кто пациент? Люди, способные сопереживать, научатся этому и без Liquid Theatre, а те, кому это не дано, просто встанут и уйдут: «Что тут обсуждать?»...

Светлана Аванесова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.