Зал ожидания

Опубликовано: 25 апреля 2014 г. в 11:50 6 0Нет комментариев0

Вчерашний парламентский марафон в стенах Псковского областного Собрания вроде бы должен был обрадовать тех, кто избирал депутатов, ожидая от них работы «от рассвета до заката»: народные избранники провели в большом зале областной администрации почти целый рабочий день. Правда, на качество законотворческой работы это повлияло, по моему мнению, несильно: депутаты вновь чересчур увлекались предвыборными спорами и попытками «уесть» друг друга.

Показательной в этом смысле стала история с региональным законом «Об образовании в Псковской области». Когда журналисты обратились к одному из представительных парламентариев с просьбой прокомментировать документ, тот долго отнекивался – дескать, ничего интересного там нет. «И все же?» - «Да что там такого», - отмахнулся депутат. «Хотя бы расскажите детали и новые нюансы». «Да там ничего нет, все по стандарту федерального закона», - нехотя и слегка пресно проговорил он.

Вторая «законодательная инициатива», поданная чуть ли не как революция в избирательной системе Псковской области – это принятие закона, «расширяющего возможность участия в выборах политических партий». На поверку документ всего-навсего исправлял несоответствие регионального документа федеральному (та самая лазейка «и (или)» при прохождении муниципального фильтра): исправлять ее все равно бы пришлось – оппозиция спохватилась, а посему было озвучено, что «поправки были внесены по инициативе непарламентских партий» - так, как подарок.

В целом ситуация в сегодняшнем областном Собрании весьма напоминает конец 2011 года, когда на носу были парламентские выборы – где каждый чих расценивался как попытка свержения власти с одной стороны и покусыванию по поводу и без оного с другой. Правда, тогда, 2,5 года назад фракции ЛДПР и «Справедливой России» чуть ли не открыто клялись региональным чиновникам в вечной любви и дружбе. Сейчас многое поменялось.

Ныне, очевидно, все депутаты живут в ожидании выборов. И в ожидании врио губернатора Андрея Турчака: потенциальный кандидат в губернаторы вновь отсутствовал на сессии. Отмечу, после ряда сессий, на которых региональный руководитель становился объектом для нападок со стороны оппозиции – прежде всего, вероятных соперников на выборах, за врио губернатора вступилось региональное отделение «Союза женщин России», попросив оппозицию использовать сессии регионального парламента для конструктивной работы и не делать грубых заявлений в адрес исполнительной власти. Сейчас, по мнению женщин, время, предоставленное членам фракций для выступлений, фактически используется для собственной предвыборной агитации потенциальных кандидатов в губернаторы.

«Стабильные ухудшения» и «улучшения проблем»

В общем-то не особо помогло. Эсер Олег Брячак воззвание женщин не просто проигнорировал, но и зачитал спич, над которым, кажется, корпели несколько литераторов. «Сегодня довольно распространенный вид бизнеса – продажа рецептов быстрого обогащения, - воодушевленно начал он. - Рецептов, как стать миллионером за несколько месяцев. Рецептов по продаже мечты легковерным людям. То, что уважаемые, скажем так, служители Андрея Анатольевича лапшу навешивают жителям области уже пять лет, это как раз тот самый рецепт по продаже мечты. Мечты о высокой достойной стабильной заработной плате. Вот только продать мечту у вас удалось, а воплотить ее в реальность у вас не получилось. …Присутствие Андрея Анатольевича на территории нашего региона начинает напоминать радиоактивное заражение местности», - с особенным выражением зачитал последнюю фразу Брячак.

Причем перед выражением «радиоактивное заражение» справедливоросс запнулся и пару секунд смотрел в листок – то ли удивляясь собственной дерзости, то ли забыв фразу целиком.

Коммунист Александр Рогов был значительно спокойнее, чем на прошлой сессии, тоже вспомнил про письма и заявил, что говорить может все, что хочет. А посему решил немного «подмогнуть» своему кандидату на выборах в Куньинском районе, где выборы пройдут уже в ближайшее воскресенье. Правда, больше всего Рогова обидела статья в одной из газет, которую персек обкома КПРФ разобрал по косточкам. «В газете, издаваемой областной властью, написано: руководитель псковских коммунистов негласно поддерживает кандидата от «Единой России». С чего вдруг? Что это за вранье? А если кандидат от единороссов выигрывает, он что – Рогову и КПРФ потом будет должен?», - ехидно спросил коммунист у невидимого врага, вызвав смех в зале.

Кстати, Рогов тоже расстроился, что в зале не было врио губернатора. «Раз его нет, хочу передать Турчаку: во время его следующего визита в Псковскую область пусть займется проблемами ЖКХ», - достал еще одну заготовленную шутку Рогов, которая вновь вызвала в зале заметный шум.

В перерыве сессии Александр Рогов продолжал переживать, что Андрей Турчак не хочет приходить на сессии и просил журналистов сподвигнуть псковского врио губернатора инициировать всестороннюю помощь «республике Донбасс» со стороны Псковской области. «Это обязательно должен делать руководитель региона. Мы хотим ему об этом сказать, а его нет. Уже давно выступил бы перед псковичами о поддержке востока Украины. А знаете, почему не выступает? Боится санкций со стороны Запада!», - твердо уверен лидер коммунистов. Продолжает ли он по инерции шутить, как в ходе сессии, или все это серьезно, так и не удалось понять.

Ну а лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг уже не впервые своей 10-минуткой воспользовался относительно буднично, не отмечая увеличение радиоактивного фона в регионе и, видимо, принципиально не вспоминая врио губернатора. На сей раз демократ поднял проблему реформы местного самоуправления.

«За неделю до юбилея местного самоуправления в России власть приняла поправки в закон, согласно которому МСУ в четвертый раз за четверть века переживет реформу, - напомнил Шлосберг. – Если смотреть на эти 20 лет местного самоуправления, сейчас оно находится в предсмертном состоянии. Я хотел бы призвать обсудить эту реформу, методы смягчения этой реформы, что сделать, чтобы оно могло выжить. Псковская область не ведет эффективной политики в области местного самоуправления. Да – это общегосударственная политика, таков сейчас подход к МСУ у российской власти, но это не значит, что мы в своей области должны сидеть и ждать», - заявил Шлосберг и предложил подумать о программе по поддержке местного самоуправления в Псковской области.

Надо сказать, предложение не вызвало никакого отклика ни со стороны партии власти, ни со стороны оппозиции. Возможно, только пока.

Неожиданно в «десятиминутке ненависти», как выступление руководителей фракций называют в кулуарах, решил выступить глава фракции «Единой России» Валентин Каленский, сделав это кулуарное название более не актуальным. Почему-то особенно Каленского задели заявления на прошлой сессии коммунистов о «геноциде местного населения».

«В прошлом месяце были выступления, что в Псковской области идет геноцид русской нации. Не было ни предложений, ни констатации фактов. Хотелось бы, чтобы это навешивание ярлыков было сопряжено с реалиями. Демографическая ситуация – в том числе в соседней Белоруссии – это большая проблема, над которой бьются демографы, - степенно и, кажется, даже немного волнуясь, рассказывал залу Каленский. - Эта проблема началась в Псковской области значительно раньше. С 1967 года началась уменьшаться численность нашего населения. И пик падения пришелся на 2005 год. И с 2006 года благодаря принятым мерам ситуация стала меняться. …Ситуация показывает, что работа начинает приносить свой результат».

Валентин Григорьевич действительно чувствовал себя, видимо, не в своей тарелке, отчего ввел пару достаточно забавных терминов. Первый в речи Каленского прозвучал как «стабилизация ухудшения демографической ситуации», а второй – «улучшение демографической проблемы». Очевидно, что фракционный лидер партии власти имел в виду что-то другое.

«Я почему останавливаюсь на этой проблеме? Потому что это важно, и огульно шельмовать власть было бы неправильно. Надо всем фракциям объединиться и решать эту проблему», - завершил речь Валентин Каленский.

«Не понимаю, о чем вы говорите»

В дальнейшем сессия перешла в монотонное русло – во многом потому, что два «живых» вопроса были нарочито отодвинуты под конец сессии: это отмена голосования по доверенности и очередной виток тяжбы по закону о «Детях войны». Единственный всплеск до этих вопросов (не считая парламентского часа с Сергеем Аржаниковым) – это очередной этап борьбы члена фракции КПРФ Игоря Савицкого за «гласность». На одном из голосований депутат неожиданно встрепенулся. «Александр Алексеевич, - обратился он к спикеру Александру Котову. - Почему мы опять не можем видеть, как идет голосование? Я не вижу, куда идет мой голос. Я консультировался с юристами: мы голосуем с нарушением регламента: общественность должна знать, как мы голосуем, избиратели, журналисты должны знать!».

«Не понимаю, о чем вы говорите – у нас есть три вида голосования: открытое, открытое поименное и тайное. При открытом мы видим общий результат, открытое поименное может проводиться по решению депутатов, - повторил уже какой раз одну и ту же речь Котов, после чего произнес почти крылатую фразу. – Наше голосование не обз должно быть достоянием общественности. Можно попросить и нам принесут результаты, кто как проголосовал»

«А я не знаю, куда приписали мой голос, как голосуют мои коллеги. …Некоторые думают, что их, понимаешь, никто не видит, и они скроются за спинами своих товарищей. Это манипуляция голосованием», - возмутился бизнесмен. «Ну, не надо бросаться такими словами – манипуляция… А нас никто никем не манипулирует. Например, в Госдуме при голосовании не высвечивается список всех 450 депутатов, как они проголосовали», - ответил Котов. «Я не депутат Госдумы. И вы тоже», - огрызнулся Савицкий.

«Александр Алексеевич, на прошлых сессиях вы обещали изменения, а теперь, получается, говорите, что их не будет? Так понимать?», - включился в беседу Александр Рогов. «Да, вы скажите конкретно – мы пойдем тогда в суд. Каждое решение мы обжалуем в суде!», - пригрозил Котову Савицкий. Тот в очередной раз ответил, что все делается в соответствии с принятым регламентом. «Значит надо менять такой регламент», - в сердцах кинул Савицкий. На этом беседа закончилась – видимо, до следующей сессии.

Рассказы про мальчика и Батьку

Вновь жаркий спор разгорелся на законопроекте о «Детях войны», который рассматривают в парламенте уже энный раз. С инициативой его принятия выступали ранее и КПРФ, и «Справедливая Россия», и «Яблоко», но единороссы давно дали понять, что закон принимать не намерены. Поэтому каждое новое рассмотрение законопроекта – это, скорее, политический ход со стороны оппозиции. Так получилось и в этот раз.

Представитель фракции ЛДПР Василий Салопов, в общем-то, с этого и начал, заявив, что данный законопроект связан с желанием коммунистов попиариться. «Я не понимаю, что такого тяжелого пережил ребенок, родившийся, например в 1944 году, если он только через год начал говорить и через пять лет после окончания войны пошел в школу?», - традиционно грозно высказался Салопов. Его поддержал и единоросс Виктор Антонов, который мастерски равномерно размазал «краски» по всему «холсту», что уже было непонятно, где начало и зачем вообще депутаты здесь собрались.

«Само название «Дети войны» уже звучит некорректно. Давайте называть ветераны каких-то годов или как-то еще», - вдруг предложил вице-спикер, как будто весь года рассмотрения этого вопроса именно этот факт тормозил его принятие. - «Этим законопроектом мы внесем массу противоречий среди населения», - убежден Виктор Антонов. – А еще мне непонятно, почему из категории «Дети войны» в законе исключены люди, находившиеся в местах лишения свободы. Это 12- и 13-летние дети? Или речь о тех, кто за особые заслуги просидел с 1945 года и по сегодняшний день?», - иронично уточнил он.

Но это все были «цветочки»: практически как декабристы Герцена, депутаты разбудили (или по-гоголевски подняли веки) Михаила Мурашкина, известного умением рубить оппонента почище, чем Алексей Севастьянов, Ирина Богачева и Александр Козловский вместе взятые. На этот раз Мурашкин по-нашенски, по-деревенски сказал все, что думает, Александру Рогову, когда тот пытался отстоять закон о «Детях войны». «В сентябре, когда власть у нас наконец-то сменится, я первым делом найду денег не «детей войны», - пообещал Рогов. «А кто ты такой? Ты никто и губернатором никогда не станешь, не надо тут. И тебе батька [Лукашенко] даже колхоз не даст, и руководитель ты с одной буквы», - был на редкость «любезен» депутат из Невеля, (заодно он напомнил о том, что Рогов некогда являлся главой Печорского района, но затем был лишен должности).

Так и хотелось обратиться к Мурашкину: есть такая буква в этом слове! Вы готовы назвать все слово целиком?

Реплика вызвала в зале шум, однако комментариев о парламентской этике от сотоварищей Мурашкина не последовало. Все нормально, поехали дальше.

Завершалась сессия вопросом о регламенте, а именно – о голосовании по доверенности. Вопрос, видимо, не случайно был перенесен под конец, потому что в прошлый раз (тогда регламент тоже рассматривали в заключение повестки дня) представители оппозиции покинули свои места и перешли в «зрители». Что-то похожее случилось и в этот раз.

Отличился еще и Алексей Севастьянов: депутат, вечно цепляющий оппонентов, и в этот раз слегка позлил оппозицию: досталось на сей раз Олегу Брячаку, которому в начале сессии Севастьянов сказал: «Как же меня достало слушать эти рассказы про мальчика с влиятельным папой! Кажется, один мальчик забывает, что у него папа тоже достаточно влиятельный».

Ну а сессия в этот раз была крайне длинной, и Алексей Анатольевич не смог досидеть до конца, передав при этом карточку для голосования коллеге Юрию Сорокину. «Подождите, Севастьянова нет, а голосует то же количество человек, - удивился после перерыва глава фракции ЛДПР Сергей Макарченко. «Он передал мне свою карточку», - бодро отозвался Сорокин. У него даже оказалась доверенность от Севастьянова (тот вроде как отбыл в командировку), написанная, правда, на другой стороне листа повестки дня сессии. «Это доверенность… - ехидно улыбнулся Макарченко и заявил оставшимся коллегам. - Мы не хотим участвовать в этом фарсе, и покидаем сессию».

Их примеру последовали и коммунисты. Оставшийся в зале Лев Шлосберг попытался убедить коллег-единороссов в неправоте. «Новыми пунктами регламента депутаты подвели мину замедленного действия, и сегодня эта мина сработала. Нам надо эту ошибку исправить и перейти к прежней работе, когда депутаты присутствуют и голосуют на сессии лично», - высказался демократ.

Впрочем, снова мимо цели – большинство депутатов отклонило предложение о возвращении старой нормы – той самой, где «каждый за себя». И если еще на днях Виктор Антонов высказывался, что в самой идее нет ничего страшного, потому что никто из депутатов до сих пор новой нормой не воспользовался, то вот – первый пошел…

В целом вчерашнее заседание Псковского областного Собрания, как и ряд предшествующих сессий, оставило весьма странное впечатление и заставило задаваться многими вопросами. Зачем менее чем за пять месяцев до единого дня голосования парламентская оппозиция пытается нагнетать страсти, в принципе понятно. А вот для чего фактически то же самое делает парламентское большинство, так и остается загадкой.

Денис Камалягин.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.