На «Мангусте» по Псковскому морю

Опубликовано: 23 мая 2014 г. в 14:48 42 0Нет комментариев0

Если бы я не была журналистом, то, наверное, подалась бы в пограничники и охраняла государственную границу Псковской области с Эстонией, проходящую по Псково-Чудскому водоему. Такая мысль пришла мне в голову вчера во время пресс-тура, организованного Пограничным управлением ФСБ России по Псковской области. В преддверии своего профессионального праздника (он будет отмечаться 28 мая) псковские пограничники пригласили журналистов на борт пограничного сторожевого катера второго ранга «Мангуст», который эстонцы уже окрестили «Летучим голландцем», продемонстрировали, как охраняется водная граница между Россией и Эстонией, и познакомили с условиями быта и несения службы. Еще одна цель пресс-тура - поднять престиж пограничной службы среди молодых людей, которые еще не определились с будущей профессией.

Деревня Наволок Псковского района. Здесь, на берегу реки Каменка, располагается база пограничников, охраняющих водную границу. Рабочие помещения находятся в деревянных бараках, но в скором времени личный состав переедет в новое административное здание, которое строится неподалеку. На территории базы также планируется построить новую площадку для сторожевых катеров. Пока же они стоят у понтонов на берегу реки. Катер «Мангуст» своей ослепительной белизной и габаритами привлекает еще издали. Собственно, на него мы и поднимаемся для того, чтобы совершить шестичасовое путешествие по «морю», как называют между собой Псково-Чудской водоем пограничники.

На «Мангусте» нас встречает экипаж из шести человек во главе с командиром судна Валерием Егоровым, а также заместитель командира дивизиона пограничных сторожевых катеров псковского Погрануправления по электро-механической части Юрий Покатов. По пути следования они нам демонстрируют технические возможности катера, от которых порой чуть не сдувало за борт, и посвящают в тонкости несения службы на водной границе.

Надо сказать, в Пскове «Мангуст» - один-единственный. Он был произведен в 2011 году в Рыбинске и включен в дивизион сторожевых катеров 8 декабря 2011 года - этот день команда «Мангуста» отмечает как День рождения катера. На воду катер был спущен в 2012 году. С тех пор он курсирует по Псково-Чудскому водоему в зоне от деревни Наволок Псковского района до деревни Козий берег Гдовского района и выполняет задачи по патрулированию территориальных вод, обеспечению пограничного режима государственной границы и охране биоресурсов в прибрежных районах. Также «Мангуст» участвует в проведении поисково-спасательных операций, борьбе с контрабандой. Были случаи, когда этот катер спасал любителей рыбалки и оказывал помощь катеру МЧС, который потерпел бедствие, спасая рыбаков. Время патрулирования «Мангуста» зависит от конкретной обстановки на участке. Порой экипажу приходилось выходить в «море» на месяц.

«Наш катер - самый лучший по боевым возможностям и условиям проживания», - рассказывает Валерий Егоров. На нем, как мы смогли убедиться, есть все, что помогает сделать несение службы пограничников комфортным: уютные каюты, санузел, небольшая обеденная зона с кухней.

Кстати, еду для экипажа готовит радист. Он очень любит готовить по жизни, поэтому с удовольствием использует это свое умение на службе. Рацион питания пограничников определен руководством управления. В нем все выверено до грамма: сколько соли класть, сколько овощей. Если захочется изысков, - это не возбраняется, но уже за свой счет.

Официальный подъем на «Мангусте» в 10 утра, отбой - в 23.00. После завершения рабочего дня на судне постоянно находятся двое дежурных. Но, в случае тревоги, остальные пограничники должны в течение часа прибыть на борт, где бы они ни были.

Если говорить о технических характеристиках «Мангуста», он оборудован двумя американскими двигателями, которые хорошо воспринимают российскую солярку. Катер способен выдержать шторм до 5 баллов и развивает скорость до 50 узлов - это больше 100 километров в час. У нас была возможность на себе испытать чудеса его быстроходности. Когда стоишь рядом с пультом управления и смотришь в окно, кажется, что горизонт заваливается, как-будто ты летишь на кукурузнике. А если стоишь на палубе, то лучше держаться за что-нибудь, иначе снесет за борт вместе со всем, что на тебе ненадежно одето, будь то панамка, очки, шарф или еще что-то в этом роде. Пробовали вы когда-нибудь дуть себе в лицо из пылесоса? Так вот, когда стоишь против ветра на палубе движущегося на полной скорости «Мангуста», ощущения приблизительно те же.

Разгоняясь до 50 узлов, катер оставляет за собой высокие боруны. Если борунов нет, эстонские пограничники теряют «Мангуст» из вида. «Эстонские катера намного медленнее, поэтому не могут с нами соперничать. За эту способность появляться внезапно эстонцы окрестили наше судно «Летучим голландцем». Да и вообще, мы чувствуем с эстонской стороны внимание к своему катеру - его скорости и возможностям», - рассказывает Валерий Егоров. «Мангуст» оборудован по последнему слову техники: компьютеры, навигационная система, радиосвязь, видеокамеры, электродатчики, помогающие найти цель. На борту также имеется вооружение (по понятным причинам более конкретные данные, касающиеся наименования и количества, не разглашаются).

В рамках пресс-тура журналистам также продемонстрировали, как происходит обмен информацией на участке охраны границы между сменяющими друг друга катерами береговой охраны, и познакомили с работой радиотехнического поста (РТП). Он располагается в деревне Медли, на острове Колпина - крупнейшем острове Псково-Чудского озерного комплекса. Сюда мы добирались в два захода на бортовом катере, имеющемся на борту «Мангуста».

Сотрудники РТП выполняют задачи, связанные с радиолокационным освещением надводной обстановки. При выявлении цели (нарушителей границы) данные передаются с поста на пограничные катера, которые, собственно, задерживают нарушителей. На них составляется протокол и выписывается штраф, после чего нарушители выдворяются за пределы границы. Зачастую люди нарушают российско-эстонскую границу неумышленно, когда, к примеру, лодку отнесло «в другое государство» во время шторма. Но если человек умышленно нарушил границу, он доставляется на берег и направляется в комнату административного задержания. Активную помощь при задержании нарушителей пограничникам оказывают местные жители, которых они называют дружинниками.

На РТП в одной смене работают 4 человека, за станцией следит один оператор, который при помощи компьютерного оборудования следит за надводной обстановкой.

Поскольку пограничникам приходится здесь и дневать, и ночевать, для них созданы комфортные условия: помимо рабочих помещений имеются комнаты отдыха, оборудованные двухэтажными кроватями, кухня и санузел. В свободное от работы время пограничники занимаются спортом: на острове есть хорошая асфальтированная дорожка, по которой можно побегать, и турники.

Пока мы были на острове, пограничники смоделировали для нас ситуацию задержания нарушителя границы. Смоделировали потому, что вот так спонтанно найти на озере реального нарушителя на радость журналистам практически нереально. В роли этого самого нарушителя границы выступил один из колпинских дружинников.

По возвращении на «Мангуст» мы отправились через Теплое озеро в Чудское. Поскольку траектория движения проходила по территории Эстонии, радист экипажа запросил у эстонских пограничников разрешение на мирное прохождение по их водам. Так, не имея при себе загранпаспортов и виз, мы побывали на территории Евросоюза. Правда, во время прохождения по водам Эстонии выходить на борт было запрещено. Зато, находясь внутри катера, мы смогли узнать у пограничников много интересного, например, о том, какие в их среде бытуют приметы.

Если чайка села в воду, жди хорошую погоду,

Чайки ходят по песку - моряку сулят тоску,

Если солнце погасло к вечеру, моряку бояться нечего,

Если красно по утру, моряку не по нутру...

Вот некоторые из примет, которыми зачастую руководствуются пограничники, охраняющие водные границы. А еще они стараются не выходить в «море» 13 числа и по пятницам и, как все моряки, верят в примету «женщина на корабле - быть беде».

«В примете сказано только про одну женщину. Значит, когда на корабле несколько женщин, - это ничего страшного», - шутит командир экипажа Валерий Егоров. Так или иначе, но сразу после того, как женщины уходят с «Мангуста», члены экипажа посыпают борт солью - так сказать, чтобы устранить негативное влияние женской энергетики на свою «обитель». Новичков, которые впервые выходят на охрану водных просторов, принято поить озерной водой или выбрасывать за борт, независимо от времени года.

В разговорах о приметах и поверьях мы дошли до Чудского озера и остановились в районе островов Вороний и Городец. Именно здесь, как сообщили пограничники, находится предполагаемое место Ледового побоища 1242 года, в котором Александр Невский разгромил немецких рыцарей. Большая их часть провалились под тонкий лед (есть предположение, что их доспехи до сих пор покоятся на дне озера под двухметровым слоем ила).

Время возвращаться назад пришло незаметно. На максимальной скорости мы в течение часа добрались до базы «Наволок» и неуверенной покачивающейся походочкой вышли на понтоны. Ночью мне снилось, будто я плыву. И пусть горло подуло, и руки обгорели на солнце, но этот пресс-тур (надеюсь, не последний) мне запомнится как один из самых ярких.

Татьяна Иванова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.