Города без мэров

Опубликовано: 28 мая 2014 г. в 10:32 5 0Нет комментариев0

Владимир Путин подписал поправки в закон о местном самоуправлении, которые дают право региональным властям отменять мэрские выборы в крупных городах. Как сообщает polit.ru, теперь все регионы должны в течение 6 месяцев принять собственные законы, которые определят способ формирования муниципальных органов власти. О том, что еще нового закон принесет во взаимоотношения муниципальных образований и регионов, Владимир Путин рассказал на выездном заседании президентского совета по развитию местного самоуправления в Иваново.

Новые поправки также дадут региональным парламентам большую свободу в разграничении полномочий между разными «этажами» власти. Путин при этом подчеркнул, что «Никакого волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня власти на другой быть не должно». Региональный парламент, согласно подписанным поправкам, сможет передавать полномочия на местный уровень отдельным законом, причем только если в нем же будут прописаны способы финансирования.

Путин обратил особое внимание на то, что муниципальные власти должны быть защищены от постоянного изменения набора обязанностей. «Регион обязан гарантировать муниципалитету стабильность установленных правил. Если решение о перераспределении принято, оно должно действовать в течение всего срока, на который избран региональный парламент. Это своего рода договор о солидарной ответственности между регионом и муниципалитетом, и выполнение этого договора не должно зависеть от личных отношений губернатора и мэра, от партийных предпочтений, пристрастий или других конъюнктурных моментов текущего дня», — заявил Путин.

Однако самая главная новация одобренного Владимиром Путиным закона все-таки в том, что теперь региональные власти могут, не спрашивая разрешения у жителей или городских депутатов, отменять выборы в крупных городах. Для того, чтобы понять, как это будет оформлено, нужно помнить структуру местного самоуправления в России.

Каждый регион делится на муниципальные районы и городские округа, которые являются прямыми потомками советских городов областного подчинения. Муниципальный район, в свою очередь, делится на городские и сельские поселения. В каждом из этих образований есть свой глава, своя администрация и свой совет депутатов.

Крупные города иногда делятся на административные районы, которые нельзя путать с муниципальными. Если в муниципальных районах есть собственные органы власти, депутаты и т.д., то административные создаются просто для улучшения управления и никакой самостоятельностью не обладают.

Отдельно прописано устройство местного самоуправления в городах федерального значения — там оно одноступенчатое и осуществляется через внутригородские муниципальные образования.

В целом стройная и логичная схема устройства местного самоуправления в России натолкнулась на вертикаль власти. Дело в том, что чисто исторически, и не только в России, мэры крупных городов по влиятельности сопоставимы с губернаторами, так что между ними зачастую возникают конфликты, которые иногда перерастают в настоящую политическую войну.

Особенно обостряется ситуация, когда конфликта мэра и губернатора становится не только административным, но и политическим - а это очень легко происходит если на всенародных выборах мэра побеждает какой-нибудь ярый оппозиционер.

Для того, чтобы сгладить углы, в последнее время в России становится популярной идея назначения сити-менеджеров. Ее суть в том, что формального главу города могут избрать жители, или из своего числа депутаты городского совета, но реального управляющего всем городским хозяйством, главу администрации (сити-менеджера) отбирает специальная конкурсная комиссия. Минус этой схемы в том, что она должна быть прописана в уставе города — а он одобрен депутатами. Если городские депутаты по какой-то причине не хотят у себя вводить пост сити-менеджера, никто не сможет их заставить.

Подписанный Владимиром Путиным закон кардинально меняет две вещи. В первую очередь - вопрос о том, избирать жителям мэра или нет, а кто будет возглавлять администрацию, мэр или сити-менеджер, будет решать областная власть, принимая соответствующий закон. Федеральный законодатель установил четыре схемы, из которых региональные депутаты и выберут самую подходящую.

Первый вариант — самый очевидный. Жители выбирают и городских депутатов, и мэра, который возглавляет городскую администрацию, то есть никакого сити-менеджера нет.

Второй вариант существует сейчас во многих городах, например в Екатеринбурге. Жители выбирают и депутатов, и мэра, но мэр является лишь спикером городского совета и номинальным главой города, а сити-менеджер назначается специальной конкурсной комиссией.

Третий вариант похож на второй, но в нем отсутствуют прямые выборы градоначальника: избранная населением городская дума избирает себе спикера, который и является формальным мэром, а настоящего хозяина города, сити-менджера, отбирает конкурсная комиссия.

Четвертый вариант назначения глав крупных городов в новом законе и является второй главной новацией. Федеральный законодатель решил, что населению можно доверить только выборы районных депутатов, которые, в свою очередь, будут делегировать депутатов на городской уровень, а они уже изберут мэра. Глава города при этом будет лишь спикером городского совета, а управлять хозяйством будет сити-менеджер.

Закон также изменяет способ формирования конкурсной комиссии, которая должна выбирать сити-менеджера. Если сейчас она формируется на две трети из городских депутатов и на треть — из региональных, то со вступлением в силу поправок она только наполовину будет формироваться из городских депутатов, а вторая половина будет назначаться губернатором. Это практически гарантирует губернатору возможность назначать удобных ему сити-менеджеров.

Именно вопросом создания на территории городских округов муниципальных образований заинтересовались не только защитники местного самоуправления, но и региональные власти, которым федеральные депутаты дали отличную возможность оставить в крупных городах только районные выборы. Уже ведутся разговоры о разделении на муниципальные районы Читы, Иркутска, Братска, Волгограда, Нижнего Новгорода, а также городов Татарстана и Свердловской области.

О том, чтобы продлить вертикаль власти вниз, на муниципальные образования, разговоры шли со времени отмены губернаторских выборов — считалось, что раз президент отнял самостоятельность губернаторов, то те вправе вмешиваться в процесс назначения мэров крупных городов или хотя бы столиц регионов. Однако законодательное оформление этой идеи состоялось только сейчас — когда выборы губернаторов вернулись в российскую жизнь.

Илья Карпюк http://www.polit.ru/ фото: официальный сайт президента РФ

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.