Собственное желание

Опубликовано: 17 марта 2015 г. в 20:18 2 0Нет комментариев0

Несколько часов назад стало известно, что художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени Пушкина Василий Сенин написал заявление об увольнении по собственному желанию. Нет сомнений, что оно будет удовлетворено. Потому что против собственного желания, как правило, нет приема. Особенно если это собственное желание Василия Сенина. За те два года, что он официально проработал в Пскове, театральное сообщество (и профессиональное, и зрительское) не раз имело случай в этом убедиться.

Можно вспомнить, как год назад губернатор Псковской области Андрей Турчак встречался с коллективом псковского театра. И в конце этой встречи с некоторым нажимом заявил, что Василий Сенин «работал, работает и, даст бог, будет работать в театре». Но, видимо, бог все же не дает — личные обстоятельства непреодолимой силы заставляют Василия Сенина покинуть пост худрука. Он желает псковскому театру достойного продолжателяи благодарит всех. Правда, в социальных сетях. Поэтому, видимо, благодарит только тех, кого по тем или иным причинам еще не «забанил» в свой бурный псковский период. Но, тем не менее, благодарит.

Что же, два года — это небольшой срок. Еще очень хорошо помнится, с каким энтузиазмом в Пскове восприняли это кадровое решение Андрея Турчака: пригласить на должность художественного руководителя (специально созданную) в псковский театр молодого, но известного столичного режиссера Василия Сенина. Я сейчас намеренно не называю его петербургским режиссером, потому что первая и самая громкая слава настигла Василия Сенина в Москве: он прогремел со своим дипломным спектаклем «Фро», получил немало авансов. Но следующие его работы критика встретила значительно прохладнее.

Впрочем, удостоверение «молодой талантливый режиссер» в России действительно долгие годы. И Псков искренне радовался, что удалось залучить к себе человека, поработавшего и в лучших театрах России, и за рубежами Отечества. От Василия Сенина ждали всего самого нового, свежего, модного (а что в этом плохого?). И дождались.

«В глуши, в деревне все вам скучно»

Хотя с самого начала не могли избавиться от ощущения временности этого явления, чему немало способствовал и демонстративный настрой нового худрука. Василий Сенин вошел в город, как уставший Онегин в театр: «Все видел: лицами, убором ужасно недоволен он». И никаких жестов вежливости в отношении провинции Василий Георгиевич делать не собирался. Иногда создавалось впечатление, что он физически страдал от своего пребывания в Пскове (первое время очень нечастого), как будто на лице читалось: «Уж лучше бы я улетел в какой-нибудь другой город».

Василий Сенин (справа) и Андрей Турчак

Несколько позже псковские журналисты будут подсчитывать, сколько раз в посте в социальных сетях или в интервью какому-нибудь федеральному изданию Василий Сенин употребит слово «провинциальный». Причем в контексте, не оставляющем сомнений: провинция тут слово ругательное, но раз уж привела судьба — надо же что-то делать, научить чему-то, что-то показать... Народ читал, видел и качал головой: нет, это ненадолго. Потому что невозможно долго так себя мучить.

Да и Василий Георгиевич не любил вопросов о том, почему же эта провинция показалась ему перспективной для работы. Он, надо отдать ему должное, вопросов вообще не любил, всюду подозревая подвох и провокацию. И от обороны легко переходил в нападение, демонстрируя еще одну свою удивительную способность: слышать только себя и разговаривать только с собой. Поэтому ему мог показаться провокационным вопрос: «А почему вы пригласили на главную роль в «Графе Нулине» Илону Маркарову?» (да, было несколько репетиций, после чего сотрудничество не состоялось). Оскорбительным — вопрос о творческой лаборатории, об участии в Пушкинском театральном фестивале Владимира Рецептера или о пушкиногорской части фестиваля вообще. И так далее.

Не «Тангейзер»

По итогам службы Василия Сенина в псковском театре, наверное, можно сказать, что лучше всего ему удавалось делать три вещи: производить впечатление, производить конфликты и привозить на гастроли в Псков разные театры, в том числе очень хорошие.

"Граф Нулин". Фрагмент спектакля

Хуже всего удавалось то, чего все ждали: производство спектаклей. Не в том смысле, что Василий Сенин ставил плохие спектакли, а в том, что не ставил их вообще. Главным вкладом в репертуар псковского театра на данный момент остаются «эскизный» (как вначале уверяли) «Граф Нулин» и два детских спектакля, собранных в «ночь перед экзаменом» после возвращения из Новосибирска, где Василий Сенин осуществил масштабную постановку «Декамерона» в «Красном факеле». Псковичам же оценить режиссерское мастерство, творческое бесстрашие, силу таланта Василия Сенина до сих пор не удалось. Сейчас обещано, что уже после увольнения Василий Георгиевич закончит работу над своими спектаклями в Пскове — аж тремя. Поживем — и, возможно, увидим, что он действительно захотел оставить после себя в Пскове. Ведь до сих пор сделать что-то настоящее в театре, где официально работал, он как будто бы боялся.

Вспоминая сейчас о сильных, пусть не работах, но о поступках художественного руководителя, понимаешь, что таким стала разве что подпись Василия Сенина под петицией в защиту «Тангейзера» Тимофея Кулябина. Многие псковичи (и журналисты в том числе) тоже ее подписывали, но со стороны Василия Сенина даже это можно расценивать как поступок. Особенно после того, как Дмитрий Месхиев, советник псковского губернатора по культуре и руководитель концертно-театрального объединения, в эфире «Эха Москвы» заметил, что был бы против такой постановки в Пскове. Но Василий Сенин и до этого заявления не поставил в Пскове ничего спорного. Не считать же отзывы о «Графе Нулине», когда с одной стороны неслось «какая прелесть», а с другой «какая пустота» - спором о произведении искусства? Спорить можно было о гонораре за него, да уж отспорились.

«Я-ошибка»

И все же странно, почему человек, обладая абсолютной полнотой власти в театре, располагая такими финансовыми и техническими ресурсами, которые не предоставлялись в Пскове (да и не только) еще ни одному творческому человеку, потратил эти два года так... Тут опять же просится слово «пусто». Или даже слово «мелко» - вот оно, пожалуй, приложимо ко всему, что сделал (или точнее будет — не сделал?) Василий Сенин в Пскове.

Василий Сенин

Мелко было постоянно придумывать или создавать себе врагов — в труппе, в культурном сообществе, среди журналистов и даже чиновников. Мелко было видеть кругом предательство и жить в какой-то постоянной готовности к отпору (или к побегу?). Мелко было ради собственного, простите за банальность, пиара не щадить город, который дал все и ждал многого. Ведь до сих пор болтается по интернетам «псковичи угрожают расправой ученику Петра Фоменко» - все из-за той анонимки, которую Василий Сенин счел обязательным придать гласности. Но бюджет театра в «золотом» 2014 году никто придавать гласности не спешил, а ведь там в общей сложности вышло под 90 млн рублей. В таких условиях, конечно, трудно быть плохим антрепренером — гастроли других театров, повторимся, лучшее, что было в псковском театре за эти два года.

Но, оказывается, при любом бюджете можно быть плохим руководителем. Перманентно сеять и жать бури в своем коллективе, выводить из театра с полицией пожилого коллегу, который не был соперником, а был просто пожилым человеком... Не исполнять обещания: ведь если бы не Дмитрий Месхиев, вряд ли бы «Солдатики» дожили бы до премьеры. Еще, впрочем, и не дожили, но ведь опять же — как смешно, мелко это было: устоял бы и театр, и художественный руководитель, если бы просто дал этому спектаклю дорогу к зрителю. А там уж — успех или провал, видно будет. Но Василий Сенин не хотел, чтобы было видно... Собственное желание — это все-таки два ключевых слова в его трудовой биографии. Жаль, что эти два слова, порой, имели такое фатальное влияние на судьбы других людей.

«Я — ошибка», - говорил Василий Сенин о себе, слегка рисуясь, на той апрельской встрече с губернатором в театре. Ну да, ошибка. Кадровая. Не первая кадровая ошибка областного руководства. Так бывает, что хороший режиссер становится плохим художественным руководителем. Так и было.

Так что в итоге у нас — три спектакля от Василия Сенина в листе ожидания. Приятные воспоминания о гастролях и крайне неприятные - о всех конфликтах, автором которых стал художественный руководитель псковского театра. Ах да, еще — продолжающаяся прокурорская проверка хозяйственной деятельности в театре. Странно, если эта проверка будет «доигрываться» без художественного руководителя (хотя директор лицо более материально ответственное, а уволился же Сергей Дамберг по-собственному). Но, скорее всего, так и будет.

И все же, неужели будет жить легенда о непонятом молодом таланте, искусство которого не поняла и приняла косная провинция? Видимо, будет. Ведь для того, чтобы ее развеять надо будет сколько-то поработать с Василием Сениным — не обязательно два года, можно обойтись и считанными неделями.

Но Россия большая, мир — еще больше. Кому-то сейчас «повезет».

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.