«Зачем мы вообще здесь сидим? »

Опубликовано: 24 апреля 2015 г. в 7:39 0 0Нет комментариев0

23 апреля состоялось последнее пленарное заседание региональной Общественной палаты второго состава. Третий состав уже вызревает: губернатор Андрей Турчак утвердил свой список членов ОППО (аббревиатура, конечно, звучит не очень, но не будем ханжами – все ею пользуются).

Половина из 11 уже утвержденных общественников работали и в палате второго состава. Среди тех, кто продолжит заседать по губернаторскому списку, есть и руководитель общественного движения «Свободный берег» Игорь Батов. Именно он попытался превратить поздравительное мероприятие, которым должно было стать итоговое заседание, в рабочее.

Напомним, что палата по инициативе Батова рассмотрела обращение к губернатору (в присутствии последнего) о недопущении исключения земель Себежа и деревни Угоринка из границ особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка «Себежский».

Руководитель «Свободного берега» был в ударе. Требовал не только не допустить, но и разобраться, а также, по возможности, наказать виновных в очередном прецеденте покушения на охраняемые природные богатства. Даже если на земли «покушаются» ради предоставления их многодетным семьям под жилищное строительство. «Членам Общественной палаты я предлагаю выразить свое мнение и принять соответствующее заявление. Мы здесь сидим именно для того, чтобы высказывать свое мнение. И надеюсь, что это мнение учтет администрация Псковской области. Иначе зачем мы вообще здесь сидим», - завершил свое выступление Игорь Батов риторическим вопросом. Но ответ на него все же получил. Причем от губернатора.

Для Андрея Турчака «подъем» вопроса о переводе особо охраняемых территорий в разряд земель под строительство мог стать проблемой. А стал подарком. Потому что если бы последнее пленарное заседание, как первоначально и предполагалось, состояло только из поздравлений, благодарностей и отчетов членов Общественной палаты, то на наблюдателей это произвело бы катастрофическое впечатление.

Так, собственно, и случилось, но позже, уже в отсутствие всех официальных лиц, когда члены палаты остались наедине друг с другом. Но пока горел костер общественной дискуссии (в которой со стороны ОП кроме Игоря Батова почти никто не принял действенного участия), Андрей Турчак вполне мог сказать: вот, любуйтесь, каких орлов воспитал. Все было не зря в 2009-м году, когда по инициативе сверху создали Общественную палату Псковской области!

Он почти так и сказал: «Мы поддерживаем внесение этого вопроса на сегодняшнее рассмотрение палаты, несмотря на торжественно-праздничную повестку. Этот пример говорит о том, что ко второму созыву палата встала на ноги, и представляет собой действенный общественный инструмент».

С устроившим Общественной палате «дембельский аккорд» Игорем Батовым губернатор действовал по давно отработанной схеме. Во-первых, благодарил за внимание к острому вопросу. Во-вторых, солидаризировался (это обязательный пункт: перейти на «мы», солидаризироваться хотя бы в малом, в крупном потом можно и разойтись). В-третьих, хвалил уже всю общественность за профессиональный рост, а любое признание подкупает людей. В-четвертых, «подсвечивал» свои инициативы в деле ужесточения контроля за землей, выделенной многодетным семьям. Как мы уже знаем, это выделение приостанавливается до внесения изменений в областное законодательство. Они предполагают оформление участков в долевую собственность, в том числе и на детей, что сделает практически невозможной продажу земли.

Вот сколько разнообразных зайцев подстрелил губернатор прямо на площадке для «эффективного взаимодействия власти и гражданского общества», им же самим 6 лет назад созданной. Общественники же выглядели гостями на своей территории. Впрочем, к доминированию они и не стремились: обращение к губернатору приняли, поставили на контроль… Но с изначальными требованиями Батова эта редакция решения, произведенная сверхкорректными устами секретаря палаты Валерия Павлова, имела очень мало общего.

Законодательная инициатива? Два раза

А когда начался процесс «обукечивания» при вручении благодарностей и почетных грамот от властей разных уровней, Игорь Батов остался без цветов. И без официальных благодарностей.

Возможно, потому, что один из поздравлявших - спикер областного Собрания Александр Котов - в числе достоинств ОП отметил ее «неконфликтность». Он даже как-то снисходительно подбодрил «сопалатчиков» – не слушайте, мол, необоснованную критику: «Критикуют те, кто хочет шума и постоянного скандала». Тогда как, по мнению спикера: «общественники должны минимизировать конфликты».

А губернатор Андрей Турчак благодарил палату за содержательную и яркую (или даже жаркую) работу. И отдельно – за то, что ОППО не превратилась в рупор для различных политических сил. Он же насыпал общественникам соли на рану: напомнил о праве законодательной инициативы, которым палата была наделена в 2013-м году. …

Пока общественники воспользовались ею лишь дважды: когда в конце 2013 года «заталкивали» в областное Собрание закон о капитальном ремонте и когда вносили на рассмотрение депутатов закон о миссионерской деятельности. Воспоминания о первом опыте их не очень радовали (хотя тут лучше не обобщать). И не только потому, что предложенное государством решение вопроса капремонта сейчас вызывает горячий протест в обществе, которое члены палаты и представляют. Но гораздо неприятнее вспоминать, как тебя первый раз «применили», использовали, да еще и без особой необходимости. Ведь повторно внести отклоненный парламентариями «ремонтный» закон в Собрание мог любой из 44 депутатов, любой из комитетов. Никто не захотел. Тогда призвали Общественную палату, и она это сделала.

Батов, напомним, протестовал. Но зачем это было нужно согласившимся (многие закон и в глаза-то не видели), осталось загадкой. За какие-то «шаги навстречу»? Александр Котов, между прочим, сказал, что популярность Общественной палаты растет: в Собрании уже 28 заявлений от претендентов в третий состав, а отобрать надо 12. Семь из кандидатов уже заседали во втором составе. При том, что практически все отчитывавшиеся о работе председатели комиссий жаловались на занятость – собственную и своих коллег (в палате не все пенсионеры, как кажется на первый взгляд). Сам Валерий Павлов извинялся за «если что не так было»: у него же еще преподавательская деятельность…

И о театре…

Подбадривающий тон был характерен для многих выступлений со стороны высоких гостей: вы еще (или уже) ого-го, вы нам очень помогли (облизбиркому, например)! В отчетах самих общественников тоже сквозило: не так уж плохо мы работали. Валерий Федорович Павлов в своей отчетной речи, быстрой и грустной, отметил: «Кто бы что ни говорил про Общественную палату, а каждый из вас внес в работу свою достойную лепту». Все той же грустной скороговоркой он вспоминал вклад каждого. Импровизаций не допускал, читал по бумажке. А в какой-то момент неожиданно отвлекся от зачитывания и посмотрел, наконец, в зал: «Не хотел, но скажу! О театре». Публика даже шуршать перестала.

А секретарь продолжил: «Я 18 лет отработал директором театра, у меня не лежит душа говорить о нем какие-то черные слова. Но те обвинения, которые звучат в прессе о том, что мы не хотим заниматься конфликтами в театре… Мы занимались! Я сам с Андреем Анатольевичем выходил туда, объяснялся. Я ведь всю эту подноготную театра до нижнего белья знаю. И еще когда Сенин работал, я сказал там: «Ребята, никто кроме вас вашим домом заниматься не будет. Вы сами должны решить, как вам между собой жить». У нас 18 лет не было ни одной жалобы по театру. Потому что надо работать с коллективом! Чем они занимаются, когда? Артист ведь как себя ведет? Смотрит репертуарный план, если он там себя не видит, то говорит, что пьеса – дрянь! Поэтому коллектив должен быть занят новыми проектами, новой работой. Но театр должен свои внутренние дела решать сам. А не перекладывать их на плечи губернатора, он свое дело сделал – театр отремонтировал, финансирование хорошее. Чего от него еще надо? Чтобы он роли распределял? Не даешь мне роль – губернатора позову?»

Уместно ли звать министра культуры и говорить ему, что «пьеса – дрянь», Валерий Федорович уточнять не стал. И опять же неожиданно покончив с этой интермедий, вновь уткнулся в итоги. На этот раз негативные, из которых выросли напутствия новому составу.

Вновь прибывающим и старослужащим Валерий Федорович советовал сосредоточиться на регламенте, формировании экспертного сообщества. Кроме того, рекомендовал четко прописать механизмы общественной экспертизы. И требовать, наконец, предоставления не менее 60 минут эфира в месяц на местном телевидении! А еще решить вопрос с финансовым обеспечением работы (тут господин Павлов как-то вскользь привел потрясающую цифру – по его быстрым словам, когда шла речь о финансировании деятельности ОППО чуть ли не на уровне 5% от областного бюджета, но это так и осталось проектом). Нужно также разработать свои формы отчета, создать в палате боеспособные комиссии, сделав ревизию их названий – с учетом таких направлений, как ЖКХ, противодействие коррупции, нарушения в сфере прав человека. И вообще - наладить работу со СМИ, заняться, наконец, сайтом.

Это еще хорошо, что Валерий Федорович быстро говорил, видимо, жалея время таких занятых людей, как губернатор и прочие приглашенные. Если бы говорил более медленно и прочувствованно, у наблюдателей дух бы захватило: «Сколько же у них еще не сделано! А сколько еще предстоит не сделать».

«Одну контору надо закрывать, другую развивать»

И ладно бы СМИ игнорировали Общественную палату. Хотя надо признаться, что все же игнорировали. Но, как выяснилось, взаимно. Когда председатель комиссии по развитию гражданского общества, защите прав человека и взаимодействию со СМИ (!) Михаил Жихаревич в своем докладе «О состоянии гражданского общества в Псковской области» вдруг заявил, что палате необходимо активизировать работу с Институтом регионального развития, захотелось спросить, где он жил последние полгода. Некоторые члены ОППО нервно рассмеялись. Особенно в ответ на удивленное открытие Михаила Жихаревича: «А ИРР уже нет, что ли?»

Константин Калиниченко (директор ИРР и тоже член ОППО), тщательно, как врач перед родственником пациента, подбирая слова, сообщил Михаилу Ефимовичу, что готов в часах назвать: сколько еще ИРР жить осталось. А Валерий Павлов, признав справедливым упрек в отсутствии взаимодействия с социологическим региональным развитием, все же попросил коллегу Калиниченко в этом не винить: «Ему сейчас одну контору надо закрывать, другую развивать». Вот так-то.

Видимо, занятость по основному месту работы действительно очень мешает общественной деятельности. Если, конечно, в свободное от работы время люди не занимаются тем же самым. Например, спасают памятники - как член палаты и председатель местного отделения ВООПИиК Ирина Голубева. Ириной Борисовной второй состав ОППО гордился. Как удивились реконструкторы театра, когда общественники добились, чтобы их допустили на эту «стройку века»! Они-то думали, что совсем уж общественность придет, а пришел эксперт. Вот таких экспертов жаждут обрести и в третьем созыве. Во всяком случае, на словах.

Но это правильное желание. Общественной палате прежде всего нужны люди с сильным гражданским темпераментом (такие как Игорь Батов или более умеренная Елена Демченкова). И нужны профессионалы в своей отрасли для формирования того самого экспертного сообщества (такие как Ирина Голубева, которая в третьем составе работать не будет, или как военный «спец» Юрий Соседов). И очень нужен секретарь, который мог бы брать на себя всю полноту ответственности за все, что происходит на такой «эффективной площадке», не впадая в излишне конструктивной диалог с властью.

По поводу руководителя любопытное пожелание общественникам выразил заместитель председателя облизбиркома Иван Патлач. Сказал, что вычитал в дневниках Наполеона: «Стадо баранов во главе со львом наверняка победит стадо львов во главе с бараном. Так вот хотелось бы, чтобы вы были как стадо львов во главе со львом. Тогда никакие стада баранов нам не страшны». Подо львом Иван Патлача подразумевал Валерия Павлова. Само пожелание походило на тост. Может, вчера общественники и выпили – за то, чтобы среди них было побольше львов. Хотя судя по уже известным кандидатам, количество львов в нашем обществе крайне мало. И неизменно.

Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.