«Отец Павел Адельгейм носил в душе рай»

Опубликовано: 7 августа 2015 г. в 8:50 12 0Нет комментариев0

5 августа, День Памяти священника Павла Адельгейма в Пскове, стал днем общей молитвы и сердечного общения всех, для кого встреча с убиенным два года назад пастырем стала началом новой жизни – жизни с верой в душе. Почтить память батюшки собрались прихожане не только псковских храмов, но и гости из других городов, более всего из столиц – Москвы и Петербурга.

В 9 утра в храме святых Жен Мироносиц настоятель протоиерей Серий Иванов отслужил Божественную литургию, ему сослужили протоиерей Константин Костромин из Санкт-Петербурга и игумен Дмитрий Рябцев из г. Коломны Московской области. Затем у южной стены храма подле могилы о. Павла была отслужена панихида. В своем слове, обращенном к собравшимся, о. Константин говорил об открытом сердце о. Павла, о его неизменном гостеприимстве, о том, с какой любовью встречал он приходящих к нему.

Но приходили к нему разные люди:

- Сегодня во многих больших и малых городах вспоминают отца Павла, молятся о нем. Гостеприимен о. Павел был ко всем – к старым и молодым, клирикам и мирянам, людям самых разных взглядов. Хотя сегодня именно взглядами и пытаются разделять людей. … Сегодня мы знаем, что именно открытое сердце и открытый дом батюшки послужили причиной того, что случилось два года назад. Дом был открыт не только для праведников, но и грешников… Мученик – это тот, кто страдает от своей праведности, страдает в прямом смысле – вплоть до смерти. Путь христианина – жить по примеру Христа, который тоже пострадал в результате Своей любви к людям и доброго сердца. … Всё то светлое, что мы сегодня вспоминаем в о. Павле, тянет нас вместе с ним вверх…

Зал Малой сцены академического театра им. Пушкина, вмещающий 110 зрителей, где прошел вечер «Память праведника пребудет благословенна», был заполнен до отказа. Я, как ведущий, счел необходимым рассказать, почему мы собрались именно в театре. Фамилия Адельгейм прочно вписана в историю русской культуры и, прежде всего, в историю русского театра. Роберт и Рафаил Адельгейм, знаменитые русские трагики, двоюродные братья деда о. Павла, Павла Бернардовича Адельгейма, ездили с гастролями по всей России и с 1908 по 1928 год неоднократно выступали в Пскове, на сцене этого самого театра. Актерами были родители о. Павла, Анатолий Павлович Адельгейм и Татьяна Никаноровна Пылаева, они и встретились-то в театральной студии при театре им. Вахтангова в Москве, теперь это всем известное Училище им. Щукина.

- А когда мы в 1989 году открывали церковь святых Жен Мироносиц, первый возвращенный в Пскове храм, и регистрировали новую общину, так называемую «двадцатку», то больше половины в этом списке были из нашего Пушкинского театра. …Батюшку хорошо знали в театре, и он многих знал. Он любил театр, бывал в нем и часто помогал в исторических спектаклях как консультант. В 1992 году, 15 апреля, именно здесь был отслужен молебен на освящение Малой сцены, и выходит, что сегодня мы с вами находимся в пространстве, освященном батюшкой. Вот перед нами фотография того памятного события: в глубине, со свечой в руках главный режиссер Вадим Радун, поет хор Мироносицкого храма…

На экране фотографии сменяют друг друга: мы видим отца Павла и матушку Веру Михайловну в разные периоды жизни, с детьми и внуками, в моменты счастья и разлуки, на проповеди и общественном служении. Мы видим и слышим одну из последних проповедей о. Павла – о смысле христианской жизни, произнесенную им за четыре дня до смерти, где каждое слово воспринимается как духовное завещание.

Звучат стихи батюшки, посвященные любимой жене Верочке, - в исполнении актера театра Николая Яковлева. Когда о. Павла, сменившего, после ареста родителей в 1940 году, множество городов, спросили, что он считает родиной, он ответил: «А для меня где моя Верочка – там и родина».

Год назад, к первой годовщине памяти, вышла книга «Отец Павел и его Вера» - 800-страничный труд, широкомасштабное биографическое повествование, снабженное множеством фотографий, документов. Фактически – подробный портрет жизни Православной церкви второй половины ХХ – начала ХХI веков. Автор книги Анатолий Осницкий приехал в этот день из Петербурга. И он говорил о продолжении общения с о. Павлом, особенно глубоком в период написания книги – с 15 октября 2013 по август 2014:

- Поначалу задумывалась, статья, но она быстро переросла в большой труд. Пришлось переработать около десяти тысяч документов. Какие-то из них вносили коррективы и многое приходилось переписывать. Но 15 августа книга была готова. Здесь, конечно, заслуга о. Павла, которому хотелось донести свои идеи, а я был только передатчиком. Главное в общении с о. Павлом – не впадать в крайности. С одной стороны, не делать из него икону: дескать, он святой, куда нам до него, мы ни на что такое не способны. С другой, если какие-то дела его жизни были разрушены церковным начальством, не считать его потерпевшим поражение. Прежде всего, мы должны видеть в о. Павле человека – такого же, как мы, а значит, и мы можем следовать за ним и у него учиться. Наша задача – не только помнить о нем, но и продолжать его дело. Жизнь имеет смысл, только когда человек кому-то нужен. В этом смысле, жизнь его продолжается и он по-прежнему нужен нам.

Лев Шлосберг, оказавший о. Павлу помощь и поддержку в трудные дни конца 2007 года, когда ему грозило запрещение в богослужении, и в последующее время, - поддержку юридическую, информационную, человеческую, говорил об уроках отца Павла:

- Он преподал нам этот урок, как и всякий праведник, всей своей жизнью. Мы можем говорить о его генетической предрасположенности к добру, видя на фотографиях эти прекрасные, кристально чистые лица его родителей, деда, его родословную… И мы знаем: что бы ни происходило с нами и вокруг нас, он обращает к нам слова любви, слова добра. Ибо у него, как у человека необыкновенной духовной силы, есть исключительная привилегия жизни после смерти, и наше общение с ним продолжается, и это помогает всем нам жить. Также нам помогает жить, и для нас большая радость в том, что мы можем продолжать общение с матушкой Верой Михайловной. Я очень хочу надеяться, что каждый из нас сможет сохранить эту верность генетической традиции добра, что мы будем сеять только добро и никогда – рознь. Этот его урок переживания зла и верности добру – исключительно важный для нас урок… Сегодня мы кланяемся его памяти, подтверждаем, что мы продолжаем общаться с этим выдающимся духовным человеком, и нас объединяет то, на чем держалась вся его жизнь – добро, терпение, труд, любовь, верность.

Доктор культурологии Елена Волкова приехала из Москвы, где она организовывала Адельгеймовские чтения. Последние состоялись 11 июля в Сахаровском центре. Елена Ивановна говорила о четырех значимых встречах с о. Павлом:

- Первая встреча была с его книгой «Догмат о Церкви в канонах и практике», - я прочла ее несколько раз и убедилась, что, несмотря на безжалостный анализ церковной жизни, она написана с огромной любовью. Для меня о. Павел был образцом русского европейца, которому удалось то, что не удалось Штольцу из «Обломова», - идеального русского европейца по замыслу Гончарова. Я впервые увидела о. Павла на конференции – это была вторая с ним встреча, и он напомнил мне многих моих знакомых в Европе, где университетские профессора часто одновременно служат в церкви как священники. Я мечтала увидеть это в России, и о. Павел стал воплощением моей мечты. Третья встреча – это когда я приехала в Псков (на 40-й день после смерти) и вошла в этот дом, и в этом доме осталось мое сердце. Я встретилась глазами с матушкой Верой и поняла, что она все видит. Что у нее тот же взгляд, что у о. Павла, - тот же взгляд умного сердца, который видит тебя насквозь. Четвертая встреча, может быть, даже самая важная, была с Марией Павловной, Машей. Когда я приехала в первый раз, Маша открыла ворота, обняла меня и закричала: «Лена, я так долго тебя ждала! Где ты была?» Мы никогда не виделись раньше. И я почувствовала, что через Машу со мной говорит сам Христос…

Батюшка в высшей степени доброжелательно общался с представителями любых религий, любых конфессий. Когда съемочная группа Содружества православных братств приехала в Каган, где начиналось служение о. Павла, собрались узбеки, помнившие батюшку, – и сколько любви было в их воспоминаниях! Они звали его русский мулла и всегда могли прийти за советом. В Пскове его приглашали для бесед в католическую общину. Я сам бывал на встречах о. Павла с общиной Евангельских христиан-баптистов, церковь которых находится недалеко от его дома, и эти беседы были всегда серьезным, глубоким разговором о вере. На вечере к собравшимся обратился старший пресвитер общины Константин Лупаштян:

- Тогда, два года назад 5 августа, я, услышав страшную весть, тоже не поверил. Я не мог поверить, что брата Павла может с нами не быть. …Он действительно весь был наполнен любовью. И знаете, почему? Потому что, как сказано в Библии, Бог есть любовь, и когда человек с Богом, то и Бог в человеке, тогда и человек – любовь. Это и есть прикосновение Бога на земле. А цель жизни – верность Богу, верность служению и верность семье. Брат Павел завершил земной путь, оставаясь верным Богу, служению и семье.

Наталья Лупаштян покорила зал на редкость проникновенным исполнением песни-молитвы «О, милосердный Боже».

Был и замечательный дуэт давних прихожан Мироносицкого храма Ларисы и Георгия Дубовых. И, конечно стихи Елены Пудовкиной в авторском прочтении. Елена из духовных чад о. Павла и удивительный русский поэт – на мой взгляд, один из лучших. Дыхание глубокой, настоящей поэзии в ее строках словно раскрывает окно в воздух некой особой, поэтической духовности, когда слово перестает быть речью и само становится духом. Именно ее стихи о. Павел чаще других включал в свои проповеди. В этот вечер Елена читала стихи, посвященные о. Павлу, его храму, его Вере:

Все пройдет, и останется только любовь,

Что уже не иссякнет вовеки.

Новомученик прибыл под отческий кров,

За небесные светлые реки.

От страданий земных он восходит к горе

И от нашего горя земного.

Он как праведник жил, как лампада горел,

Славил Бога и делом и словом.

Как нам жить без него в наползающей тьме,

Как нам жить, как дышать, как молиться…

Сей светильник стоял высоко на холме,

Озаряя и души и лица.

Вечер, вернее, первая его часть закончилась церковным хором под руководством любимого регента батюшки Александра Закревского. Были исполнены тропарь Почаевской иконе Божией Матери, стихира Пасхи, другие. А в финале – как и на похоронах отца Павла, как и на 40-й день его памяти, как и в первую годовщину – прозвучал Пасхальный тропарь, утверждающий победу над смертью Воскресшим Христом, который снова пели все вместе: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав!»

Во второй части известный кинодокументалист Максим Якубсон, автор фильма «Один день отца Павла» (2011) представил свой новый фильм «Отец Павел. Жизнь после смерти», который теперь можно увидеть и в интернете.

Подводя итог встрече в театре и всему этому памятному дню, хочется еще раз вспомнить московского журналиста Александра Солдатова, главного редактора портала Credo.ru, который год назад был с нами, а в этом году приехать не удалось. Он прислал письмо, которое и было прочтено на вечере Памяти, в нем были и такие, главные, на мой взгляд, слова: «Пожалуй, отец Павел - самый добрый из священников, которых мне доводилось встречать. Приглядевшись, иногда можно было заметить, что он испытывает физические страдания - все-таки у него не было ноги. Но в его лице не было страдания или протеста, а только глубокий внутренний мир, гармония. Эта гармония так прекрасна, что хочется с нею соприкоснуться вновь и вновь. Отец Павел носил в своей душе рай».

Виктор Яковлев

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.