Рифма к Пушкину: в «Михайловском» подвели первые итоги фестиваля молодежных театров

Опубликовано: 11 июня 2016 г. в 14:49 4 0Нет комментариев0

Первые, пока, разумеется, неформальные «заявки» о желании выступить на Международном фестивале молодежных театров «Михайловское 2017» высказали руководители любительских коллективов в адрес устроителей фестиваля, рассказали корреспонденту Псковской Ленты Новостей в Пушкинском заповеднике.

Арифметика с географией

Пока же в музее подводят первые итоги фестиваля этого года. Эдакая отчетная арифметика с географией: спектакли шли в заповеднике в дни L Всероссийского Пушкинского праздника поэзии, в период со 2 по 6 июня, на четырёх сценических площадках. Всего на 12 спектаклях и интерактивных представлениях побывал 2821 зритель. Это были не только пушкиногорцы, но и гости псковских пушкинских мест из Пскова, Псковского, Новоржевского, Дновского, Великолукского, Опочецкого и других районов нашего региона, из Москвы и Санкт-Петербурга, Татарстана (Набережные Челны, Казань), многих других уголков России. В разных соцсетях уже есть отзывы о тех или иных спектаклях и от зрителей из ближнего зарубежья (Латвия, Белоруссия). Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры вход на все мероприятия фестиваля был бесплатным.

Формально театры, принявшие участие в фестивале можно «разнести» про их статусу. С одной стороны это — профессиональные государственные и муниципальные коллективы (Санкт-Петербургский государственный «Кукольный театр сказки», муниципальный театр «Молодой человек» из Ижевска и так далее). Именно профессиональные актёры из Санкт-Петербурга, заметим, дали и два моноспектакля.

Работу профессионалов как некий неформальный мастер-класс «с расстояния вытянутой руки», в фестивальной ситуации свободного общения рассматривали актёры и руководители любительских театров. Самодеятельные коллективы так же условно можно было разделить на две группы. С одной стороны, — это детские и молодёжные студии (молодёжный театр «Гротеск» из Пскова, театр РТШ из Таллина, театр-студия «Ключ» из Набережных Челнов и другие), с другой стороны, — коллективы, работающие при музеях и, естественно, прежде всего ориентированные на молодежную и детскую аудиторию. Это — «Документальный театр «МИФ: Музей. История. Факты» из Елабужского государственного музея-заповедника, театр «Ника» Серпуховского историко-художественного музея и кукольный театр Пушкинского Заповедника «Петрушкина баловня».

Вначале был музей

Открыли фестиваль, кстати, тоже музейщики - театр из Елабуги представил спектакль «Истории из коляски», который подготовил специально к фестивалю. Самым интересным для, например, музейной аудитории в этой работе было то, что в показе самодеятельные артисты задействовали экспозиционный предмет - реплику гусарского ментика времён Отечественной войны 1812 года. Как позже, на заседании творческой лаборатории фестиваля, рассказал руководитель театра Андрей Иванов, «МИФ» постоянно практикует такие показы. Причём использует в них не только предметы из музейного собрания, но и вещи из частных коллекций, что работает на авторитет и государственного учреждения, и частного собирателя, но, конечно, в первую очередь - идет на пользу посетителю музейных театральных вечеров.

Выступает театр, работающий при Елабужском государственном музее-заповеднике

А «музейными экспонатами», которые в театральной, игровой форме доносят до зрителей актёры-любители театра «Петрушкина баловня», стали старинные народные песни. Как подлинные, какие, будучи в михайловской ссылке, здесь мог слышать Пушкин, так и реконструированные этномузыковедами из Санкт-Петербургской консерватории. Кроме того, в спектакле «участвовали» и традиционные несшивные куклы, которые бытовали в псковской крестьянской среде. И, что немаловажно, - забавный, очень живой, с элементами интерактива спектакль шел на псковском диалекте.

Музейщики из «Михайловского» воспроизвели ситуацию старинной деревенской «вечерки»

Совсем другого плана работу показали музейщики из Серпухова. Как рассказала руководитель коллектива Марина Суслина, их спектакли идут своего рода «бонусом» к детским образовательным программам, которые практикуют в музее, и призваны просто развлечь зрителя. Поэтому действие готовят максимально яркое, с богатыми, насколько может это себе позволить музей, костюмами, с музыкой, шутками.

Вполне себе шуточка от серпуховского театра — на царском пиру блюдо с крокодилом?..

«Во всех ты, Душенька, нарядах…»

В неожиданном облике - если продолжить «тему костюма» на фестивале «Михайловское 2016» - предстали перед зрителями актёры из «АХтеатра» ПсковГУ. На прошлогоднем празднике студенты, с которыми работает режиссёр Татьяна Комиссаровская, показывали свою первую работу по повести Кондратьева «Сашка». Тогда с костюмами и отдельным реквизитом для спектакля, выдержанного в духе социалистического реализма, театру помогали военные и псковские реконструкторы.

Новый, специально к фестивалю подготовленный спектакль по «Барышне-крестьянке» - одной из самых ироничных повестей Пушкина - «одела» театральный художник из Санкт-Петербурга Светлана Сазонова.

Вот так художник Светлана Сазонова видит пушкинскую Лизу Муромскую. Не удивительно, что молодой простодушный Алексей Берестов не признал в ней свою любезную Акулину...

Предельно декоративная работа художника во многом определила и жизнь пушкинской прозы на сцене. Нужно заметить, что организаторы фестиваля постарались, чтобы каждый коллектив-участник работал именно на той площадке, с которой он «срифмуется» лучше всего. Поэтому народные сказки разыгрывали в доме мельника и в гумне в «Пушкинской деревне» в Бугрово. Для «классических» спектаклей отвели классические же сцены малого и большого залов Научно-культурного центра. Пластическую, полную странной, но прекрасной романтики фантазию эстонского театра показали в Тригорском доме - он и по сей день дышит влюблённостью, которую «в том самом XIX веке» все барышни, жившие здесь, питали к ссыльному своему соседу Пушкину. Театр ПсковГУ по этой логике прекрасно «вписался в контекст» михайловской Праздничной поляны, травы, солнца…

Любовный восьмиугольник

Сценическая жизнь поэзии, признаем, в тот день оказалась сильнее прозы. Петербургского баритона Андрея Свяцкого,выступавшего вслед за двумя псковскими студенческими коллективами (после «АХтеатра» на сцену вышли воспитанники Романа Захарова - молодежная студия «Гротеск»), публика, сломав все праздничные личные планы артиста, не отпустила со сцены. И после почти полуторачасового моноспектакля «Роман с музой», где под гитару звучали пушкинские романсы Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, они вместе с гитаристом Александром Вуллой музицировали ещё и ещё, вспоминая и Есенина, и Апухтина, и других русских поэтов.

А в Тригорском доме в это время разыгрывали любовный восьмиугольник. Восьмую главу из «Евгения Онегина», но не в хрестоматийном ее, от начала к концу виде, а с полифоническими вставками из других глав романа, даже из других сочинений Пушкина, актёры любительской эстонской «Русской театральной школы» разделили на двух Онегиных и шестерых Татьян. (Строго говоря, Татьян было даже больше — седьмая из них появилась в спектакле как мимолётное виденье, краткий эпизод, и вообще была взята из публики…) Так актёры попытались передать, насколько сложна, многолика человеческая душа — не важно, пушкинский ли персонаж или современный человек перед нами.

Сколько «я» живёт в душе Татьяны?.. Сцена из спектакля РТШ (Эстония)

Эту бесконечность, заявленную уже в самом названии спектакля: «Онегин. Глава ∞. Объяснение в любви», актёрам вполне удалось если не показать зрителю, то хотя бы приблизить к нему. Спектакль был умным, элегантным, современным, но при этом без малейшей попытки постмодернистского «выворачивания наизнанку»… Словом, театр из Эстонии, продемонстрировал, что и в XXI веке искусство может быть классически красивым, да и любительство любительству рознь. Впрочем, актёры РТШ занимаются в студии много лет. А в ответ на похвалы, в частности, пластическому решению (и воплощению!) как всего спектакля, так и каждой роли в нём, директор театра и, по совместительству, один из Онегиных Марк Сепп рассказал, что с членами труппы даже какое-то время работал педагог, «ставивший пластику» в театре Виктюка.

Роман с Пушкиным

Полный сочувствия, боли и любви, совсем «нездешний» спектакль «Это я, Батюшков!»

актера «Пушкинской театральной школы Григория Печкысева. Смешное внешне, но драматическое по сути представление «Никогда-никогда» ижевского театра «Молодой человек», в котором вся наша жизнь, отразившаяся не в зеркале, но в лоскутном одеяле, оно же - задник сцены, придуманный художником-постановщиком Игорем Шаймардановым. Пушкинская «Метель», наивно, по репликам, прочитанная молодёжным театром-студией «Ключ» из Набережных Челнов… «Собрание пёстрых глав» оказалось интересным театральным «романом».

Григорий Печкысев. «Это я, Батюшков!»

И все теперь ждут продолжения: и благодарные зрители, и организаторы, и участники - нынешние и потенциальные, уже попросившие на следующий год внести и их в списки.

Лидия Токарева, фото Дениса Виноградова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.