Суровый бюджет

Опубликовано: 12 декабря 2016 г. в 7:58 0 0Нет комментариев0

В Псковской области начался процесс обсуждения и принятия бюджета на следующий год. Формально старт был дан в минувшую пятницу, когда исполняющая полномочия губернатора Псковской области Вера Емельянова и начальник финансового управления Татьяна Баринова внесли проект главного финансового документа региона на рассмотрение депутатов областного Собрания. По факту же кропотливая работа над бюджетом идет уже добрые полгода, коснувшись практически всех бюджетных да и коммерческих организаций. Словом, тех субъектов экономической деятельности, которым нужно для своей работы платить налоги или напротив, получать дотации из казны.

И.п. губернатора Вера Емельянова и заместитель главы региона - начальник финансового управления Татьяна Баринова вносят проект бюджета в Псковское областное Собрание депутатов

Поиск компромисса между тем, что нужно или даже необходимо (с точки зрения руководителей предприятий и учреждений) и тем, что можно (с точки зрения руководства региона) традиционно идет непросто. Тем не менее, эту достаточно болезненную точку равновесия каждый год каким-то образом находить удается. На сей раз она была установлена при следующих параметрах – доходы региона на 2017 год составят 21,7 миллиардов рублей, расходы – порядка 23,9 миллиардов. Дефицит, соответственно, 2,2 миллиарда без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. На два следующих года бюджет останется дефицитным. В 2018 году доходы составят 23,9 миллиардов, расходы 24,5 миллиардов рублей, в 2019 году – 24,5 и 25,5 миллиардов соответственно.

Чем поможет Москва

Что же находится под обложкой солидного пакета документов с общим названием «Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»? Прежде всего, чуда никто не ожидает — и, естественно, Псковская область в обозримой перспективе не перестанет быть дотационным регионом. Технополис «Моглино» и другие инвестиционные проекты областной администрации это, в большей степени, задел на будущее. Хорошо, что он есть, но пока на значительный налоговый эффект от них рассчитывать не приходится.

Так что во многом благосостояние Псковщины продолжает зависеть от бюджета федерального и подходов к его формированию, которые принимаются на уровне Москвы. В проекте закона объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, составляет в 2017 году 5,7 миллиардов рублей, в 2018 году 2,9 миллиардов, и в 2019 – 3,7 миллиардов. Это очень серьезное сокращение. На 2016 год было запланировано 10,2 миллиарда, частично эти деньги уже получены, частично должны быть выплачены в течение финансового года.

Было сокращено федеральное финансирование по нескольким важным направлениям. Например, в 2016 году на реализацию мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в образовательных организациях были предусмотрены субсидии в сумме 787,4 миллионов рублей, а на 2017 год такой статьи расходов вообще не запланировано.

Губернатор Псковской области Андрей Турчак

Точные цифры станут известны уже после Нового года, когда будут утверждены лимиты федеральных средств по ряду программ. Это означает, что команде Андрея Турчака еще предстоит непростая работа на уровне федерального центра, чтобы «немного» сдвинуть бюджетный дефицит в сторону уменьшения. Однако это «немного» может означать, например, еще одну построенную школу, больницу или дорогу.

Например, ведутся переговоры с федеральными ведомствами о выделении в 2017 году средств из федерального бюджета на второй пусковой комплекс Северного обхода, средства на который в 2016 году были выделены в сумме 300 миллионов рублей. Кроме того, ожидаются дополнительные средства из федерального бюджета на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, на социальные выплаты, средства по проекту «Новая школа» более 2,7 миллиардов рублей.

Депутат Государственной Думы от Псковской области Александр Козловский

Пока благосостояние жителей области все еще слишком зависит от бюджетной политики в стране. Об этом говорил и депутат Госдумы РФ от Псковской области Александр Козловский: «Сейчас у нас всего лишь 13 регионов, которые могут себя обеспечить согласно той методике, которая существует. Наша задача - стремиться к некому равноправию. Получается, что богатые регионы не очень хотят делиться своей прибылью. Принцип справедливости должен восторжествовать». По мнению депутата, Федерация должна как можно скорее увеличить финансовую поддержку субъектам, а особое отношение к Псковской области должно увеличить производство и, соответственно, доходы жителей.

Насколько можно рассчитывать на добрую волю и материальные возможности центра, сказать трудно. Международные санкции, экономический кризис, падение цен на углеводороды и высокозатратные программы импортозамещения пока заставляют говорить об экономике страны не столько с позиций роста, сколько с точки зрения перспектив выживания. Правительству пришлось пойти на такие непопулярные меры, как отказ от индексации в 2017 году окладов чиновников, военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также судей и заморозку накопительной части пенсий на 2017-2019 годы.

Тем не менее, два момента вселяют некоторый оптимизм. С одной стороны, завершившаяся сделка по «Роснефти» позволит стране успешно закончить финансовый год. Как к ней не относись с точки зрения геополитических рисков, о которых можно рассуждать долго, но речь идет о притоке в бюджет 10,5 миллиардов евро (или около 700 миллиардов рублей). Второе – российский бюджет на следующий год сверстан из расчета 40 долларов за баррель, в то время как уже сейчас ценники поднялись к отметке в 55. Это тоже вселяет некоторый оптимизм и надежду на дополнительное финансирование. На которое, правда, в силу бюджетных процедур, можно будет рассчитывать не раньше второй половины года.

Как бы там ни было, Госдума уже приняла федеральный бюджет на 2017–2019 годы. В соответствии с документом, правительство планирует увеличить дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Её объем в 17–19 годах будет расширен на 100 миллиардов рублей и составит почти 615 миллиардов рублей ежегодно. Будут ли дотации для Псковщины увеличены – зависит от множества факторов, начиная от мировой экономики и кончая лоббистским потенциалом псковских чиновников и парламентариев.

Долги перестанут наращивать

Следующая больная тема, которую нельзя не рассмотреть – это долговая ситуация, в которой находится регион. Ни для кого не секрет, что последние годы долг Псковской области стабильно рос, при этом сумма задолженности рывком увеличивалась к четвертому кварталу каждого года, когда приходилось спешно изыскивать средства для затыкания бюджетных дыр.

О закредитованности региона любит говорить оппозиция, признают это и разработчики бюджета. В частности, в документе, который называется «Бюджетный прогноз Псковской области на долгосрочный период до 2030 года» одним из ключевых направлений бюджетной политики названо достижение сбалансированности консолидированного бюджета Псковской области.

Эксперты областной администрации указывают, что Псковская область входит в число субъектов Российской Федерации с напряженной долговой ситуацией, что ориентирует бюджетную политику в долгосрочном периоде на сокращение дефицита бюджета и поэтапное сокращение объема государственного долга. И добавляют – «необходимо проведение взвешенной долговой политики, которая будет направлена на совершенствование структуры государственного долга и сокращение процентных расходов на его обслуживание».

На языке цифр это выглядит следующим образом. Верхний предел государственного внутреннего долга области к 1 января 2018 года должен быть 15,7 миллиардов рублей, в том числе по госгарантиям 0,58 миллиардов. Предельный объем расходов на обслуживание госдолга региона составит 4,1% от расходной части бюджета на 2017 год.

При этом стоит отметить, что на начало 2015 года госдолг региона составлял 11,9 миллиардов, а на начало 2017 года составит 15,4 миллиардов рублей (на 1 октября 2016 года было 14,7 миллиардов). Иными словами, если все предшествующие годы область занимала деньги и реализовывала многие проекты в кредит, то за следующий год долг практически не будет нарастать. Новые заимствования брать не будут, а вот старые обязательства никуда не денутся.

Социалка превыше всего. И госпрограммы

Что нас ждет, становится понятно и из расходной части бюджета. В пояснительной записке к проекту закона сдержанно сказано, что бюджетная политика в области расходов направлена на повышение эффективности расходов и оптимизации принятых обязательств. Sapient sat – разумный поймет, говорили древние.

Действительно, далее в документе поясняется, что расходы на выполнение государственного задания, расходы на содержание казенных учреждений, расходы на содержание органов государственной власти учтены на уровне 2016 года. Также на уровне 2016 года запланирован фонд оплаты труда государственных учреждений области.

Отмечено, что повышение эффективности бюджетных расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе предполагает выстраивание четких приоритетов в направлениях бюджетных расходов, поиск скрытых резервов, повышение результативности работы учреждений бюджетной сферы при предоставлении государственных услуг, совершенствование системы социального обеспечения граждан на основании критериев адресности и нуждаемости. Во главу угла разработчики ставили принцип безусловного обеспечения социально-значимых и первоочередных расходов.

Вера Емельянова и Татьяна Баринова

Вера Емельянова, представляя депутатам проект бюджета, подчеркнула, что, несмотря на финансово-экономические трудности, в полном объеме предусмотрено выполнение всех социальных обязательств.

Основным инструментом повышения эффективности использования бюджетных ресурсов названы госпрограммы Псковской области, которые призваны «сконцентрировать ресурсы областного бюджета на приоритетных направлениях государственной политики».

Всего предусмотрено 18 госпрограмм, среди них крупнейшие:

«Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы» – на её реализацию пойдёт 21,1% от общего объёма расходов областного бюджета;

«Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020 годы» - 20,1%

«Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики на 2014-2020 годы» - 15,4%

«Развитие транспортной системы на 2014-2020 годы» - 14%

«Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области на 2014-2020 годы» - 8,7%

Налоги и инвесторы

Расходная часть бюджета и изучение его долговых обязательств не располагают к оптимизму. А вот доходная часть смотрится более жизнеутверждающе. Эксперты областной администрации оценивают экономическое положение региона в целом, как стабильное. Тенденции социально-экономического развития в целом соответствуют общероссийской динамике. Промышленность и аграрии Псковщины и вовсе порадовали – по итогам девяти месяцев 2016 года рост промышленного производства превышает среднероссийский на 5,5, сельскохозяйственного производства - на 15,6 процентных пунктов.

Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:

- усиления работы по неплатежам в областной и местные бюджеты;

- легализации бизнеса и объектов налогообложения;

- отмены неэффективных налоговых льгот;

- поддержка малого предпринимательства;

- улучшения качества администрирования доходных источников.

В документах содержатся традиционные ссылки на Стратегию социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, благодаря которой должна повыситься конкурентосопосбность региона и к нам придут инвесторы. В качестве потенциальных сфер для крупных инвестпроектов названо сельское хозяйство, лесопереработка, ОЭЗПП «Моглино».

«Моглино» и другие инвестпроекты — это задел на будущее. Но пока на значительный налоговый эффект от них рассчитывать не приходится

По налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 105,6% по отношению к 2016 году. То есть, сам регион планирует заработать побольше, чем в нынешнем году. Тем не менее, доходы проекта консолидированного бюджета области на 2017 год на 3,231 миллиарда рублей меньше ожидаемого уровня бюджета 2016 года – за счёт резкого сокращения федеральных дотаций, о которых мы уже говорили.

Подводя итоги, можно сказать, что финансовый год ожидается очень тяжелым. Это почувствуют на себе все – и бюджетники, которым не стоит рассчитывать на серьезную индексацию зарплат, и бизнесмены, которые столкнутся с продолжением падения спроса. Радует, что в относительно «сытые» годы областные власти успели реализовать несколько крупных инфраструктурных проектов в областном центре и регионе. Теперь пришло время сокращать издержки, искать резервы, стараться выжать максимум из прежнего задела. Сколько продлится это время сказать трудно, слишком уж зависит благосостояние жителей Псковщины от «средней температуры по стране», то есть от общего положения дел в российской экономики.

Ну, а что касается бюджета, то 15 декабря первое чтение главного финансового документа региона пройдет в областном Собрании. Перед этим документ должны обсудить все комитеты. Однако рискну предположить, что парламентариям едва ли удастся коренным образом изменить заложенный в проекте бюджета курс на жесткую экономию и изыскать новые источники финансирования.

Илья Петров

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.