Защита Беляевой или гамбит Яковлевой?

Опубликовано: 5 мая 2017 г. в 23:55 5 0Нет комментариев0

В актовом зале Псковской областной научной библиотеки состоялось мероприятие, название которого было сформулировано следующим образом: «Пресс-конференция по общественному запросу Натальи Беляевой от Сообщества защиты памятников Пскова». В зале в основном присутствовали градозащитники, а власть представляли глава госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева, ее заместитель, курирующий вопросы контроля и надзора, Антон Заруцкий и их коллеги.

Начало задержалось минут на 15 по неожиданной причине – отсутствовала сама госпожа Беляева. Недоумевающая Елена Яковлева бродила между рядов, пыталась дозвониться до абонента и в конце концов даже обратилась к участникам, прося совета – стоит ли начинать без главного действующего лица и не сможет ли кто-то заменить ее из других членов сообщества. В ответ на что активисты отвечали, что сообщество было «стихийно создано в соцсетях» и, следовательно, жесткой организационной структуры не имеет.

Раздались ехидные замечания в том плане, что женщина имеет право опоздать, на них послышались не менее ехидные ответы: дескать, тут речь идет не о свидании, а о серьезном мероприятии, так что подобная непунктуальность выглядит несерьезно. Наконец, активистка появилась в зале, извинилась за опоздание и пресс-конференция, со слегка смазанным стартом, все-таки, началась.

Наталья Беляева сообщила, что встала в пять утра, чтобы написать текст своего доклада. Однако, судя по всему, предпочла выступить не по бумажке, а рассказать, что накипело на сердце. Началось выступление с критики псковской молодежи, которая считает, что проще снести старые развалины и на их месте построить что-то новенькое. Продолжилось выражением озабоченности по поводу судьбы псковских памятников, которые, как опасаются в псковском сообществе, могут пострадать при подготовке города к Ганзейским дням. Почему-то прозвучала аналогия с Казанью, где региональные власти, якобы, уничтожили большое количество исторических памятников в ходе подготовки к празднованию тысячелетнего юбилея в 2005 году.

Наконец, докладчица перешла к непосредственному вкладу псковских градозащитников. Ими была проведена работа по мониторингу псковских исторических зданий. Для 95 объектов были сделаны фотографии актуального состояния и с ними сопоставлены снимки, сделанные несколькими годами ранее. Результаты исследования в открытом доступе разместили в соцсети ВКонтакте, а также предложили вниманию региональных властей. Результатом и стала пятничная встреча в актовом зале. В заключение госпожа Беляева поблагодарила областной комитет по охране объектов культурного наследия и лично его главу Елена Яковлеву за оперативный отклик и готовность к сотрудничеству.

Елена Яковлева, в свою очередь, ответила реверансами в адрес градозащитников, похвалив за проведенную работу. И рассказала о ситуации дел в непростой сфере охраны памятников древнего Пскова. Она признала, что информации о работе госкомитета появляется маловато, что работы впереди непочатый край и при грамотной организации общественность вполне могла бы протянуть чиновникам руку помощи.

Действующим механизмом общественного контроля за работой госкомитета на сегодняшний день является Общественный совет, который сейчас формируется заново. По действующим правилам комплектует этот орган Общественная палата Псковской области, однако, подчеркнула Елена Яковлева, никто не мешает инициативным гражданам подать заявку и предложить свою кандидатуру для участия в работе совета. В частности, она предложила присоединиться Наталью Беляеву, на что та ответила, что уже подала заявку.

Далее последовал исторический экскурс, для пояснения нынешнего состояния исторических памятников и системы работы с ними. Большинство объектов оказалось в руках государства после Октябрьской революции в результате экспроприации имущества. Ранее они имели определенных владельцев, которые, как правило, использовали их с хозяйственными целями. Это могли быть и частные лица, и коммерческие предприятия, и религиозные организации.

Сегодня ответственность за состояние объектов несет владелец. Юридически это публичные собственники, каковыми являются региональные и федеральные органы власти, фактически же за помещение, как правило, отвечает организация, которая располагается в здании. Есть объекты, которые стоят бесхозными и ситуация с ними самая болезненная. Выход власть видит в том, чтобы закрепить памятники за новыми владельцами. «Мы живем в стране, где господствует частная собственность» - философски заметила Елена Яковлева.

Антон Заруцкий начал свое выступление о контрольно-надзорной работе комитета прямо-таки с милицейских мотивов: «наша деятельность, на первый взгляд, как будто не видна». Он посетовал, что работа формализована, полномочий не так уж и много, к тому же законодательство постоянно ограничивает надзирающие органы, дабы защитить владельцев имущества, прежде всего малый и средний бизнес.

«То, как мы выдаем уведомление за нарушение, напоминает эпизод с псом Шариком из мультфильма «Трое из Простоквашино», – ввернул метафору господин Заруцкий. – Сначала он с фоторужьем гонялся за зверями, чтобы фото сделать, а потом еще, чтобы снимок отдать». Более того, по словам докладчика, зачастую комитет сам подбивает активистов написать жалобу на нерадивых владельцев – потому что инициировать проверку в некоторых случаях может только по факту заявления.

В год сотрудники госкомитета проводят от 50 до 70 проверок, причем, это количество проверяемых объектов может быть больше озвученных цифр, поскольку в управлении некоторых собственников может находится более одного памятника. По итогам составляются протоколы, выписываются штрафы, впрочем, как меланхолично заметил Антон Заруцкий, даже наказание рублем не всегда может побудить владельцев действовать.

Елена Яковлева добавила, что в госкомитете создана рабочая группа, в задачи которой входит взаимодействие с собственниками. Таковые периодически приглашаются на встречу, одних «прорабатывают», с другими идет разговор о состоянии памятников, планах по их ремонту, поддержанию в достойном состоянии. Встречи проходят два раза в неделю и глава госкомитета предложила псковским активистам включаться в работу. Мол, глядишь, совместными усилиями удастся призвать к порядку нерадивых владельцев.

Вторая часть встречи как раз и была посвящена краткому разбору состояния дел 50 псковских памятников, с демонстрацией слайдов, на которых изображались результаты мониторинга – состояние на сегодняшний день и несколькими годами раньше. Елена Яковлева рассказала, что и с каким объектом планируется делать. Где-то будет проведен аукцион, чтобы найти инвестора, где-то сделают ремонт, где-то проводятся противоаварийные мероприятия.

Понятно, что по каждому из памятников у псковских градозащитников есть свое мнение. Например, спор разгорелся вокруг здания по Октябрьскому проспекту 10а, дом Клюге, более известный в народе, как «Чебуречная». У ветшающего памятника нашелся инвестор, уже выполнен проект реконструкции, согласно которому дом будет отремонтирован, облагорожена придомовая территория сзади, а также пристроен исторически существовавший флигель. В здании снова будет открыто заведение общепита, как было несколько лет назад. Однако присутствовавшие в зале активисты возмутились и немедленно заявили: проект никуда не годится, флигель строить нельзя, а еще желательно снести ныне существующую пристройку.

Пока, к сожалению, деятельность любителей псковской старины сосредоточена на критике чиновников и строителей. Кстати, даже в группе сообщества в соцсетях можно найти призыв следующего содержания: «А Вы готовы активно защищать историческое наследие Пскова? Если у Вас есть желание мониторить состояние памятников, писать жалобы, отвозить их в различные инстанции, следить за прохождением жалоб, ну и если придется встать грудью на защиту памятника, тогда присоединяйтесь».

Писать жалобы. Ходить по инстанциям. Дело, конечно, тоже хорошее и нужное. Но ведь можно еще, например, устроить субботничек, чтобы выкосить разросшийся борщевик или прибрать мусор вокруг памятников. А то и на добровольных началах поработать на реконструируемых объектах – внести, так сказать, своими руками вклад в дело сохранения культурного наследия, да заодно на месте проследить, чтобы подрядчик не халтурил! Или, если желания работать руками не появляется, поучаствовать, например, в диалоге с недобросовестными владельцами.

Мудрая Елена Яковлева, поднаторевшая в общении с псковскими активистами, сделала недвусмысленный посыл – спасибо за критику, ребята, а вот не хотите ли окунуться в процессы, вникнуть в законодательство, пообщаться с господами бизнесменами и руководителями организаций, почувствовать на своей шкуре, каково работается не слишком-то любимым у нас чиновникам от культуры. И неоднократно приглашала участников встречи к совместной работе в разных формах.

То есть, прозвучали конкретные предложения, каким образом градозащитники могли бы оказать реальную помощь в сохранении псковской старины. Власть на приглашение к диалогу откликнулась. А вот сможет ли сообщество кроме привычной критики сгенерировать в ответ какие-то конструктивные предложения – это уже вопрос отдельный, ответ на который даст время.

Илья Петров

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.