Объяснена причина быстрого распространения коронавируса

Опубликовано: 6 мая 2020 г. в 14:11 969 0Нет комментариев0

Американские учёные изучили структуру нового коронавируса и обнаружили особенности, которые, по их мнению, объясняют то, почему SARS-CoV-2 так быстро распространяется между людьми. Результаты исследования, которые приводит РИА Новости, опубликованы в журнале Journal of Molecular Biology.

Чтобы понять, почему новый коронавирус SARS-CoV-2 такой заразный, биологи из Корнеллского университета сравнили его структуру с известными ранее коронавирусами человека.

Авторы исследования отмечают, что, несмотря на то, что SARS-CoV-2 по своему строению очень похож на SARS-CoV-1, который впервые был зафиксирован у людей в 2003 году – 86 процентов их геномной последовательности совпадают, – у него есть черты, схожие с доброкачественным человеческим коронавирусом HCoV-HKU1.

При этом SARS-CoV-1 обладает крайне высокой летальностью – около 10 процентов, – но не очень быстро распространяется, а HCoV-HKU1, хоть и относительно безвредный, но высококонтагиозный, то есть заразный. Ученые считают, что именно сочетание свойств этих двух вирусов делает SARS-CoV-2 таким опасным.

Исследователи также обнаружили в структуре спайкового белка нового коронавируса – элемента структуры, отвечающего за проникновение вируса в клетку – особую петлю, сложенную последовательностью из четырёх аминокислот, которая не встречается в других известных человеческих коронавирусах.

Из спайкового белка, или S-белка сложены шипы на поверхности коронавируса, с помощью которых он прикрепляется к рецепторам здоровых клеток. Наличие структурной петли позволяет вирусу крепче держаться на поверхности клетки, что обеспечивает его гарантированное проникновение. Авторы отмечают, что S-белок нового коронавируса связывается с рецепторами клеток почти в 10 раз плотнее, чем спайковый белок вируса SARS-CoV-1.

«У SARS-CoV-2 странное сочетание обоих свойств – летальности и контагиозности, – приводятся в пресс-релизе университета слова руководителя исследования, профессора вирусологии Гари Уиттакера (Gary Whittaker). – Мы предполагаем, что структурная петля очень важна для передачи вируса или его стабильности, или для того и другого».

Кроме того, особую патогенность нового вируса, по мнению авторов, можно объяснить и тем, что спайковый белок SARS-CoV-2 активируется ферментом под названием фурин, присутствующим в различных органах человека – легких, печени и тонком кишечнике. Тот факт, что этот фермент находится во всех этих тканях человека, означает, что вирус потенциально может атаковать несколько органов сразу. И с этим тоже связана его опасность для организма человека.

Исследователи отмечают, что помимо приматов к коронавирусу SARS-CoV-2 восприимчивы кошки, хорьки и норки, на поверхности клеток которых есть рецепторы, близко соответствующие человеческим. Однако на сегодняшний день инфекция у кошек протекает легко, и нет никаких доказательств того, что кошки могут заразить людей.

При этом у кошек есть своя линия коронавирусов, изучением которой авторы планируют заняться в ближайшее время. Возможно, считают учёные, это поможет им лучше разобраться в особенностях действия SARS-CoV-2.

ВЛуки.ру