В Русской Православной Церкви заканчивается Страстная седмица

Опубликовано: 21 апреля 2006 г. в 9:27 4 0Нет комментариев0

21 апреля знаменуется еще одним днем Страстной седмицы – Великая Пятница. (Великий Пяток). Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, всё Богослужение этого дня посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Оно начинается в Великий Четверг вечером, когда читаются 12 страстных Евангелий, по три отрывка из четырех Евангелий о страданиях Христа: от Гефсимании до Его распятия на Голгофе и погребения. В Великую Пятницу Литургии нет, так как Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. В три часа дня, в час смерти Господа на кресте. Святая Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа выносом Плащаницы (полотно с изображением Иисуса Христа во Гробе) на середину храма. Плащаницу, на поднятых вверх руках, выносит священник из алтаря. Народ стоит у Плащаницы с зажженными свечами, на хорах поется погребальное пение.

Проректор Духовного училища священник Андрей Вахрушев рассказывает о Событии: «Спаситель наш - основоположник и ходатай нашего спасения. Он, прежде, чем помочь нам, все Сам прошел, прошел различные искушения, и был искушаем. А искушения у нас делятся на две категории: первая – искушения удовольствиями, и вторая категория – искушение скорбями. То и другое для человека очень существенно в жизни. Искушения удовольствиями Иисус Христос ниспроверг в начале своего общественного служения, а искушения скорбями Он ниспроверг здесь, в Страстную седмицу. В ночь с четверга на пятницу в Гефсимании Господь просит: «Да минует Меня чаша сия». Он понимает, что грядет: безсмертный Бог должен умирать телом. И самое страшное впереди – Голгофа, позорная, страшная казнь на кресте. Голгофский крест был явлен всему миру, и Господь на кресте умирал при огромном стечении свидетелей, но Гефсиманская молитва была без свидетелей: Апостолы уснули, и Ангел Небесный укреплял Его до окончания этой молитвы. Он должен был это пройти, чтобы указать нам, что нас в жизни ждут тесноты, падения, скорби, искушения. Он все прошел и дошел даже до порога Богооставленности. Иоанн Златоуст в своем творении выражает такую мысль: быть близко или далеко от Бога зависит от человека, потому что Бог – везде. На земле есть одно зло – грех, и человек, совершая грех, беззаконие, отдаляет себя от Бога. Там, на Голгофе на восклицание Спасителя: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил!» - ответа не было. Господь, по замечанию Святого Киприана, для того вопросил Отца, чтобы мы вопросили самих себя и познали свои грехи. Для чего оставлен Господь? Чтобы нам не быть оставленными Богом. Но полный смысл этой молитвы Господа есть и должен быть для нас – Тайной».

На субботнем Богослужении священнослужители меняют черные ризы на белые. В церквях проходит чин освящения пасхальных яиц и куличей. Всё - в ожидании Воскресения Христова.

Отец Андрей Вахрушев напоминает, что «Пасха не стоит ни в каком из праздничных рядов Православной Церкви, она выделена особняком, и называется Торжество из Торжеств, Праздник из Праздников. Это основной, торжественный день в нашей церковной жизни, потому что событие Воскресения Христова является основополагающим в христианском вероучении. Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера ваша. Если не было Воскресения, то все – ложь. Праздник Воскресения Христова дает нам осмысление всего, это великое торжество, и если его отменить, подвергнуть сомнению или не верить в этот факт, то действительно надо отменять все, все рушится, все Евангелие, чудеса Христовы, Его учение, потому что чудо Воскресения Христова затмевает собой все остальное, что было до этого.

Тогда на Голгофе раз и навсегда в голову был поражен змий: ад принял видимое, но не вместил святости и разрушился, вкусив смерть сам для себя, а думал, что принимает смерть очередного праведника. Ад думал, что вмещает вместимого, но не вместил, не мог удержать, и был разрушен на веки вечные. Нам после победы Господа над смертью остается только быть верными Кресту. Нет наибольшего счастья, чем быть христианином, нет столько жизни, как в Евангельском повествовании, которое все зиждется на факте Воскресения Христова».

Далее отец Андрей обратил внимание на сложность понимания факта спасения человечества на Голгофе и сказал следующее: «Мы по сей день встаем у гроба наших близких умерших людей и я, как священник, стою чаще других, передо мной проходит много смертей и судеб человеческих. И мы начинаем Чин православного отпевания словами: Благословен Бог наш. Человек, между тем, лежит во гробе, смерть царствует, безмолвие, тление, ужас родственников, а мы говорим: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков! Нужно понять, что смерть бывает разная, разлука разная. С момента Пасхи мы называем смерть успением, и Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном». Мы спасены - у нас по смерти есть жизнь. Если не существовало бы факта Воскресения, если бы не было нового примирения человека с Богом, мы бы не могли шествовать к Богу по своей смерти. И это значило бы вечную разлуку, разлуку безпредельную. После Его Воскресения мы разлучаемся на некоторое время, и к нашим православным умершим мы относимся, как если бы наш близкий человек отходил в страну далече, в ту страну, в которую мы непременно пойдем. Нет на земле большей истины, как то, что мы каждый умрем, обязательно умрем. И эта дорога по смерти для нас предписана для каждого, но вот будем ли вместе с Богом – это зависит от нас. Спасение – это возможность быть вместе вечно. Возможность не разлучаться никогда и с Богом, и друг с другом. Без существования Бога теряется смысл человеческой жизни и возникает множество вопросов, на которые просто нет разумных ответов. У христианина все встает на свои места с момента этого спасения: смерть мы называем успением, болезни, несчастья - мы знаем, к чему готовимся. Скорби разбивают черствость нашего сердца, делают нас способными к принятию истины. Радость дается – радуемся. Христианская вера – вера радости, вера жизни утверждающая. Вне этого спасения был бы полный мрак. Для того Господь и воскрес, чтобы засвидетельствовать, что Его учение для нашего спасения совершенно истинно. Воскресение Господа для нас есть зов на Вечерю, Пасха есть приглашение нас домой, в Отечество: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» Воскрес Христос - и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению умерших».

Отец проректор пожелал всем: «Вместе с сердечными поздравлениями с Праздником Святой Пасхи молитвенно желаю вам познать такое сокровище – Христианство, и важно поучиться дорожить им как должно. Многие спасение обещают, но только Один дает. С креста, восшед на него добровольно, не говорят неправды, из гроба не возстают для лжи. Будем верить в нашей жизни Воскресшему, как Он был и есть верен нам!».

23 апреля весь Православный мир будет встречать Светлое Христово Воскресение. В информационной службе Псковской епархии отметили, что уже две тысячи лет идет проповедь этого главного и совершенного события вселенной – Воскресения Христова, спасения рода человеческого от проклятия смерти. И много великих Святителей и богословов размышляют об этом Событии, и у каждого православного есть это право, но как бы мы не говорили, рассказывая о Пасхе, все сказать невозможно – здесь всегда есть Тайна.

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.