Роман Романов. Чемоданы, выборы, инопланетяне

Опубликовано: 24 января 2012 г. в 21:15 4 0Нет комментариев0

Вечер. За окном кафе идет снег. А для моего собеседника – идут снег и люди, потенциальные избиратели его шефа.

Собеседнику 33 года. Его имя знают, пожалуй, все журналисты Пскова, которые хоть немного пишут о политике. Но увидеть в СМИ его заявления, комментарии, фото – дело редкое. Чаще их можно прочесть в facebook’е. У него нет своего блога, зато есть у его шефа.

Он не любит публичности, хотя на очень многих политических мероприятиях в области увидеть его можно: сидящим в сторонке, наблюдающим. Его называют одним из самых непубличных чиновников администрации области, сам себя он называет солдатом команды Турчака.

За чашкой чая мы разговариваем с Романом Романовым, начальником управления внутренней политики администрации Псковской области.

О запахах и энергиях

– Ты не ощущаешь в воздухе никакой тревожности, Роман Николаевич? Или хотя бы запах перемен?

– Я ощущаю запах адреналина. Это не всегда соответствует переменам и не всегда в лучшую сторону для страны или населения.

Я ощущаю как энергию распада, которую долго-долго зашивали в «мешок системы» и о которой все уже забыли, но которая просто ждала своего часа. Эту энергию – старательно культивируют, держат пальчики крестиком: хоть бы не рассосалось до марта.

– Кто культивирует? Заводишь, Роман Николаевич, пластинку про «коварный Запад» и злобную оппозицию?

– Запад всегда был коварным, когда доходило до возможности прихватить то, что плохо лежит, или организовать чего в чужой стране, это абсолютно общеизвестные вещи, что об этом говорить. Я имею в виду не партии и центры силы, я имею в виду ту категорию людей, которые всегда появляются в периоды политической турбулентности и которые всегда пытаются половить рыбку в мутной воде. В этом смысле многие депутаты оппозиционных партий, особенно получающие зарплаты, будут бОльшими защитниками действующей власти, чем персонажи, которые зачастую ничего из себя не представляют, но амбициозны и почувствовали, как ты сказал, «запах перемен» и надеются «оседлать протест».

– Почему ты решил, что будет хуже, если власть поменяется, почему обязательно «энергия распада»?

– А у кого ты видел реалистичные программы развития, элементарный управленческий опыт реализации в масштабах страны? Смена власти в стране – гарантированная перетряска всего и всех, в лучшем случае 2-3-летний период разборок, утрясок и конфликтов. Это самый минимум. Есть у нас это время в сегодняшней мировой ситуации, в период неопределенностей и экономических кризисов? Конечно, нет, кто ж нам такую роскошь позволит.

– Ну почему. Те, кто засветился на Болотной, – Немцов, Касьянов – опыт управления как раз и имеют. Многие оппозиционеры – депутаты Госдумы. Многие, конечно, даже не политики. Например, Акунин, Парфенов – замечательные люди, многим они, мне они симпатичны. Дело даже не в управленческом опыте, а в уровне доверия людей к существующей власти…

– Немцовы-касьяновы, конечно, имеют опыт управления, но управления распадом, это исключительно опыт 1990-х. А их программы – это не их программы, а посольства заокенских друзей, что, собственно, они уже и не скрывают. Лично меня не устраивает жизнь моей страны по планам другой страны, которой до нас с тобой точно дела нет. Парфенов, Акунин, наверное, хорошие люди, творческие. Кому-то и Ксюша Собчак нравится. Она тоже видный деятель Болотной. Дело не в доверии, Александр. Можно проверить себя, развернув вопрос: уровень доверия населения, например, к Немцову выше? Или к Касьянову? Думаю, что дело в ожиданиях и запросах общества. Они изменились, да. Но эти изменения запросов стали возможны как раз благодаря успехам власти. Когда зарплату по полгода не платят и цены через день повышаются в магазинах, то и запросы в обществе другие.

«Жмет руки и расстается»

– Роман, может, твои ответы связаны с тем, что ты и лично сам боишься потерять высокий пост, зарплату? Как и многие твои коллеги?

– Александр, мои ответы продиктованы исключительно здравым смыслом и опытом ежедневного общения на моем рабочем месте. Наглядный пример. Скажем, если полгода назад мои контакты с политическими деятелями носили исключительно корректный и деловой характер, то сегодня появилась масса ходоков и посредников, которые предлагают компромат на своих коллег и оппонентов. Доводят, так сказать, до сведения администрации, вплоть до непонятных аудио- и видеозаписей.

Я уж не говорю о том, что уже сегодня некоторые наши политики, бизнесмены создают блоки, ведут консультации по выборам нового губернатора после принятия соответствующего закона. Вдумайся, закон не принят, до окончания губернаторского срока далеко, а уже минимум два политика начали публичную предвыборную кампанию, а сколько не публичную?.. Ты ж не думаешь, что причина их активности сегодня – продвижение альтернативных программ социально-экономического развития Псковской области. Так же и в масштабах страны, я уверен.

Что касается моего места работы – точно не боюсь потерять. И коллеги не боятся, это точно.

– Руслан Фурс, теперь Андрей Русов, не справляешься? Или готовится ротация политического блока?

– Конечно, не справляюсь, всегда ощущения, что что-то не успел, с кем-то не переговорил, про кого-то забыл, даже с тобой вот раз в полгода вырвешься чай попить (смеется). Если серьезно, названных людей я знаю еще с 2006 года по работе в Москве. Это сильные профессионалы. Выборный период – это многократное увеличение контактов и временных затрат. Губернатор, поверь, если считает, что кто-то с чем-то не справляется, жмет руку и расстается.

Заявления и удивление

– Губернатор? Ходят слухи, что Андрей Анатольевич после мартовских выборов собирается покинуть наш регион. Пусть не сразу, но покинуть. Это правда?

– Они уже три года ходят, слухи. Чтобы покинуть наш регион, надо как минимум отработать свой срок до февраля 2014 года. Насколько я могу судить, а я давно работаю с Андреем Анатольевичем, лично у него таких планов точно нет.

– Продолжу про высокие посты. В своей статье мой коллега из другого издания недоумевал, почему это чиновники, несущие ответственность за выборы в декабре, по итогам провала ЕР не подали в отставку? Он имел в виду тебя и Максима Жаворонкова. Так почему?

– А откуда твой коллега знает, что я или Максим Жаворонков не писали заявление? Ни у меня, ни у Максима Константиновича, насколько я знаю, никто из журналистов этим вопросом не интересовался. Подавали, причем на следующий день после дня голосования и без всяких намеков на необходимость это сделать. Мне даже два раза пришлось писать. Написал от руки, отдал, а потом узнал, что есть стандартный бланк, пришлось переписывать. Наверное, оно где-то есть в секретариате. Но, как ты понимаешь, подать в отставку и уйти – это разные вещи. Пока работаю.

– А ты согласен с мнением, что «Единая Россия» 4 декабря потерпела крах? Процент низкий, города сдали коммунистам…

– Что касается области – нет. Третье место по результатам в СЗФО, одна из самых низких цифр нарушений и жалоб по дню голосования. Главное – большинство в Собрании, с которым можно работать. По нынешним временам – это почти успех.

Псков – да, неприятно удивил, лично меня.

Но это воля псковичей, им решать, с кем жить, с коммунистами или единороссами. Значит, где-то были не убедительны. Что касается страны, тоже не вижу ничего ненормального. Мы разве не знали, что города с бОльшим уровнем жизни голосуют хуже? Знали. Мы не знали об усталости от десяти лет доминирования ЕР? Знали. Не знали, что воспользуются случаем кричать об «ужасных» нарушениях и подтасовках? Так всегда делали и будут делать все проигрывающие. Чего, пожалуй, недооценил лично я, что внесистемная оппозиция вашингтонского обкома и наши парламентские партии сольются в нерушимом экстазе ради того, чтобы «завалить медведя». Западопоклонники в связке с коммунистами и националистами всех мастей, то есть «лебедь, рак и щука», работали как дружная образцово-показательная бригада ударного труда, им пора оформить этот союз и создать одну партию «против Путина».

– Извини, но тут запахло какой-то паранойей. Чуть что – Вашингтон виноват. Такая версия вызывает только смех.

– Я не сказал, что Вашингтон виноват. Он просто заинтересован. Или ты знаешь другое здание на планете, где больше Белого Дома озабочены экспансией либерализма? Часто набившие оскомину банальности выглядят паранойей, но это не значит, что это не правда. Я всего лишь сказал, что либералы, коммунисты и националисты, парламентские и несистемные работали в одной связке, использовал при этом штамп, на то он и штамп, в нем паранойи гораздо меньше, чем в штампе «жулики и воры».

Глава. И глава

– Ты разделяешь опасения, что гордума в Пскове после 4 марта станет «красной»? И как тебе перспектива иметь под боком коммунистического главу Пскова? И Петру Слепченко?

– Конечно, сегодня есть все условия, что в Пскове может появиться новый глава города, не обязательно коммунист, это будет понятно после 4 марта. Но «Единую Россию» со счетов списывать рано, думаю, даже наоборот, декабрь стал для нее лекарством, хотя и горьким. Что значит опасения? Какую власть выберут жители, с той и будут жить. В Пскове очень богатый опыт ситуаций с самым различным управлением, с самыми различными конфликтами и противостояниями, и ничего, тысячу лет стоит и стоять будет. Другое дело – качество жизни, степень комфорта, условия. Здесь псковичи, по моим наблюдениям, предпочитают тактику «переходить реку, нащупывая камни», ну, или по-другому, «методом проб и ошибок», чем прекрасно научились пользоваться псковские политики, в той или иной степени успешно манипулируя общественным мнением.

Что касается Петра Слепченко, на мой взгляд. Я не уверен, что ему нужно «бодаться с Думой», мне думается, это мое личное мнение, основанное на старой дружбе с Петром Михайловичем, что ему не надо ничего никому доказывать в этой жизни, и, несмотря на увлеченность делом, успехи в городском хозяйстве, он не захочет работать в условиях противостояний и депутатских конфликтов.

– Иван Цецерский остался главой города, но история с его отставкой, а затем с утверждением на пост секретаря городского отделения ЕР напоминает поиск козла отпущения. То есть 4 марта, если что не так, Цецерский станет козлом отпущения. Прокомментируй.

– На кого писать заявления, после чего писать, как это подавать в СМИ – это дело исключительно внутреннее и индивидуальное.

По поводу «козла отпущения». Если просто вспомнить, что главой Иван Николаевич стал благодаря «Единой России», по согласованию и решению «Единой России», то он им стал еще в декабре, и не важно, кто и насколько это понимает.

Что касается 4 марта, то глава, выбранный и согласованный партией, доказывает свою компетентность, доверие жителей к себе, независимо от того, сколько у него политических статусов. Или ты считаешь, что главой города в последние годы был беспартийный инопланетянин?

– Со стороны главы города, его действия – это бунт или игра всех обиженных и бывших против губернатора, пользуясь итогами декабря?

– Расскажу все после выборов. Поверь, преимущество областной власти не в том, что против нее страшно – нестрашно бунтовать или играть. А в том, что у нее априори больше информации и ей гораздо легче включать любого рода активность в свои планы и для решения своих задач. Могу сказать, что первое лицо знает абсолютно все, что происходит в политической сфере в его регионе…

– Ни имен, ни фамилий, ни явок. Роман, ты уходишь от ответа. Кстати, а если все-таки что не так, вы видите альтернативу Цецерскому и на одном, и на другом посту? Может, Петр Слепченко? (вопрос был задан до объявления списков «Единой России» на выборах в городскую Думу – ред.)

– Петр Михайлович – член «Единой России» и даже регионального президиума партии. Безусловно, он может справиться с любой задачей. Однако партия, городской политсовет, во-первых, ему этого не поручали, а во-вторых, насколько я вижу каждый день его графики – пусть лучше хозяйством занимается. Это кажется, что все идет своим чередом. На самом деле даже отдельная задача вроде бесперебойной подачи тепла в дома зимой и водоснабжения – огромная ответственность и трудозатраты. Конечно, ценят это, как и принято, только тогда, когда мерзнут микрорайонами и пешком за водой ходят, но это важно и не бросишь.

Вообще, раскрою разговоры годичной давности, Петр не горел желанием встать на город. Мы обсуждали, что Слепченко годик поработает в городе, отладит системы и оставит хозяйство кому-то из псковичей.

К сожалению, надеюсь, только пока, мы не знаем, на кого взвалить хозяйство города и начатые проекты по детским садам, дворам, благоустройству, водоканалу. Так, чтобы быть уверенными хотя бы в том, что не растворятся областные и федеральные средства или не затянется на долгие годы их реализация.

Вообще, Александр, проблема всех этих городских выборов, должен сказать, не в фамилиях или должностях, а в том, чтобы сохранить и продолжить то, что было сделано и начато в последние три года.

– Что важнее для региона – президентские или местные выборы? Почему?

– Конечно, президентские. Не потому, что мне отчитываться надо будет. Потому, что в нашей стране очень многое зависит от Москвы. Это правильно для нашей страны, для ее существования в принципе, но в этом и основные риски. Еще раз просто честно представь себе президентом вмиг разбогатевшего на советском достоянии Прохорова или Зюганова, который уже лет двадцать одни и те же анекдоты рассказывает на встречах.

Футурист

– На прошлой неделе в пресс-центре «Псковской правды» Георгий Василевич фактически презентовал Народный штаб Путина. Было много сказано, но и у меня, и у моих коллег сложилось впечатление, что если участники штаба так же будут отвечать на вопросы простых жителей – так же неконкретно, казуистически – их просто разорвут на кусочки и пользы своему кандидату они не принесут.

Что это за затея с Народным штабом? Очередной клон Народного фронта, собранный из так называемых лидеров общественного мнения? 4 декабря ведь показало, что этот метод больше не работает.

– Все просто. Социальная база сторонников Путина гораздо шире, чем «Единая Россия». Это факт, и этот факт надо учитывать. Эта, более широкая, чем партия, социальная база пытается самоорганизоваться, и ее пытаются организовать, это правильно и естественно. Но вообще, это очень сложный вопрос.

Я, может, скажу какую-то вольность, но сегодня идет, пока неосознанный, поиск принципиально новой модели агитации и пропаганды, это актуально для всех партий и во всем мире. Органы восприятия у человека остались те же, но газеты, листовки, билборды воспринимаются совершенно по-другому: сомнению подвержено все, нет истины в конечной инстанции, информации – море, не разберешься. Поэтому на выборах будет побеждать тот, кто сможет донести будущее в максимально реальных ощущениях. Я, может, буду выглядеть смешным, но скоро появятся специальные виртуальные кабины, типа игровых аттракционов, попав в которые человек сможет ощутить все прелести того будущего, которое он выбирает: в запахах, эмоциях, реакциях. Возникнет конкуренция кабин и рынок программного обеспечения, хотя в этом, кстати, и будет новый и огромный потенциал для административного ресурса.

– Да ты футурист. Не скучаешь по Сибири? (Роман Романов родом из Томска)

– Конечно, скучаю. Но младшая дочь у меня родилась в Пскове, она псковичка.

– А старшая освоилась в Пскове?

– В восторге от своей школы, поверьте, ей есть с чем сравнивать. Но в отличие от нас категорично заявила, что одиннадцать классов будет заканчивать только в Пскове.

– То есть ты все-таки сидишь на чемоданах?

– Я всегда с дежурным чемоданом. Но пока я работаю в команде – не мне решать.

Александр Машкарин, «Псковская правда - Вече»

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.