Хороший совет по земле и строительству

Опубликовано: 20 марта 2014 г. в 18:40 2 0Нет комментариев0

Нельзя не признать, что Общественный совет по культурному наследию при губернаторе Псковской области — орган отнюдь не бесполезный. Предпоследнее (тринадцатое) его заседание состоялось в июле 2013 года, и на нем Андрей Турчак озвучил свое решение о создании отдельного комитета по охране культурного наследия (ранее этим занимался Государственный комитет по культуре Псковской области). И вот, пожалуйста, через восемь месяцев, на 14-м совете новый руководитель нового комитета Елена Яковлева докладывает о функциях органа охраны и о его планах.

А у самого Общественного совета теперь новый секретарь (ранее им была Елена Яковлева): председатель псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева. За это решение члены совета проголосовали единогласно, даже председатель комитета по культуре Александр Голышев, наконец-то освобожденный от бремени охраны памятников, поднял руку, хоть и «низенько-низенько».

Но следующий вопрос уже вызвал споры. Куда уж без них, если речь идет о защите историко-культурных ландшафтов. Только не в привычном для многих понимании: вот есть ландшафт и ты до него пальцем не моги дотронуться. Нет, совсем наоборот. Пришло время признать, что хозяйственная бездеятельность и фактическая бесхозность наносит знаменитым «псковским далям» ничуть не меньший урон, чем стройки капитализма у порога исторической усадьбы. Правда, докладчик по вопросу — директор музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич подошел к проблеме настолько широко, насколько было велико его беспокойство. Но именно широта подхода и затрудняла поначалу понимание масштабов проблемы.

«Чем тут Пушкин вдохновлялся?»

Итак: к 2016 году Правительство РФ намерено осуществить «земельную реформу», то есть отменить существующее сейчас деление земель на категории. Мы все эти категории знаем: земли сельскохозяйственного назначения, промышленного, транспортного и так далее — вплоть до особо охраняемых. Вместо этого планируется ввести перечень-классификатор разрешенных видов деятельности. А еще — передать муниципалитетам львиную долю вопросов межевания земель, изменения границ хозяйственных зон и определения видов деятельности на них.

Господин Василевич сразу заметил, что он совсем не против попытки упростить земельные отношения, чтобы они не сдерживали экономическое развитие территорий. «Но у нас огромное количество земель, которые в свое время с теми же целями были приватизированы. И с тех пор не используются и просто зарастают. А это часть территории, которая исторически обрабатывалась, это часть ландшафтов, которые формируют наше восприятие своей земли... Я понимаю, что попытки сдвинуть уже почти принятые правительственные решения нереальны, но полагаю, что у нас должен быть создан определенный резерв земли», - сказал Георгий Николаевич.

И предложил создать этот земельный резерв в объеме 50% земель Псковской области: 25% - земли сельскохозяйственного назначения, 15% земель водного и лесного фонда, 10% - особо охраняемых. «Важно иметь защищенные пахотные земли, земли историко-культурного назначения», - убеждал участников совета директор музея-заповедника, видимо, остро предчувствуя, насколько хозяйственно начнут распоряжаться землей всех категорий муниципалитеты. И призывал к комплексному, методичному решению проблемы.

К настолько комплексному и «межведомственному», что Андрей Турчак решил спросить прямо: «Вы хотите расширить зону безопасности заповедников? С точки зрения сохранения ландшафта от застройки и прочих вопросов? Если так ставится вопрос, то юридические механизмы можно выработать или найти. Но если вопрос ставится стратегически...»

Директор Пушкинского музея-заповедника заверил, что только стратегически этот вопрос и надо ставить. Заросшие, необрабатываемые земли — точно такая же проблема для культурно-исторических ландшафтов, как и их застройка. Никем не окормляемые земли водного фонда — причина зарастания рек и озер. «По реке Сороти когда-то пароходики до Пскова доходили. А сейчас мы уже наполовину потеряли уровень водообеспечения этой реки, это сегодня уже данность! Её последняя чистка проходила в 1977-80-м годах», - объяснял Георгий Николаевич. С этим напрямую связана проблема заболачивания озер, которые также являются неотъемлемой частью дорогого нам ландшафта. Земли лесного фонда тем более нуждаются в рачительном уходе: бездумная вырубка лесов ведет к целому комплексу проблем — к ухудшению состояния почв, осушению болот, то есть к исчезновению важнейшей экосистемы.

«Мне, конечно, было бы проще попросить: давайте расширим территорию музея-заповедника раза в три, но говорить я должен другое. Давайте попытаемся на территории Псковской области выделить системные очаги охраны и создать еще хотя бы несколько заповедных анклавов», - продолжал Георгий Василевич, особо подчеркнув, что речь может идти и не о природных заповедниках, в которых хозяйственная деятельность жестко регламентируется, а о таких зонах, где эта деятельность необходима!

«Мы вас поддерживаем, и я тоже за комплексный подход», - согласился Андрей Турчак, заметив, что это потребует совместной работы нескольких ведомств. И руководитель комитета по охране культурного наследия Елена Яковлева горячо поддержала Георгия Василевича, заметив, что в международном законодательстве на уровне ЮНЕСКО достаточно норм, комплексно защищающих ландшафты. «У нас же путешественник, следующий в Пушкинские Горы из Пскова, недоумевает: чем тут Пушкин вдохновлялся? Потому что ландшафты, которые сопровождают нас от Пскова через Остров и дальше — они не вдохновляют», - призналась Елена Александровна.

Грандиозность задачи, конечно, пугает, но начинать над ней работать необходимо. Надо утверждать список исторических поселений Псковской области, что позволит сразу рассматривать вопрос и сохранения ландшафтов, а также начинать анализ территории, чтобы выявлять наиболее значительные историко-культурные ландшафты, которые могли бы в будущем стать достопримечательными местами или заповедниками. В проект решения совета вошла еще одна инициатива Георгия Василевича: рекомендовать Главному управлению образования Псковской области организовать в ПсковГУ лабораторию, в которой можно было бы комплексно готовить специалистов по охране и развитию таких территорий. На стыке наук, как говорится: от истории до биологии.

Все рекомендации замечательные, кто бы спорил. Но специалисты по юридическим, имущественным и прочим земельным вопросам заранее мрачнеют: там ведь, действительно, такой стык, такой комплекс (проблем, прежде всего), что мало им уже не кажется.

Личность против «частокола»

Зато довольно легким в плане решения оказался вопрос, над которым псковская профессиональная общественность (это не в насмешку — речь идет о профессиональных сообществах, тесно связанных с градостроительной деятельностью в Пскове) бьется последние лет пять-шесть. Кажется, в Пскове всё-таки появится главный архитектор. Точнее, начальник управления градостроительной деятельности-главный архитектор в одном лице. Докладчик по вопросу - архитектор Владимир Шуляковский долго рассусоливать не стал. Для начала коротко перечислил все псковские градостроительные достижения последних пяти лет. Комплиментарно отозвался о реставрации Псковского академического театра драмы имени Пушкина — и по праву. Пусть это и не новое строительство, но реставрация действительно прекрасная (или, как сказал Владимир Николаевич, «редкостная»), а заседание совета вообще проходило в «новом объеме», то есть в заново построенных мастерских театра, которые за очевидной ненадобностью этих самых мастерских, сейчас служат медиа-холлом, или, допустим, галереей «Цех».

Припомнил Владимир Николаевич и реставрацию трех башен (две, правда, это тоже «добавленный объем» - кто же знал, что шатры сгорят, но оперативность, с которой они были восстановлены и в самом деле заслуживает комплимента), и строительство Ледового дворца, и университетского бассейна. «Всё это очень хорошо, наметился большой сдвиг в области охраны памятников истории и культуры — на вас, Елена Александровна, вся надежда наша», - предупредил докладчик охранительницу культурного наследия. Елена Александровна непроизвольно подняла глаза к небу, то есть к потолку.

«Но есть одна область деятельности в городе Пскове, положение в которой я считаю близким к катастрофической. Это градостроительное регулирование и планирование. Управление по градостроительной деятельности фактически этой деятельностью не управляет. Особенно все эти проблемы обострились в связи с реализацией туристического кластера: все мы помним проблемы с нашими набережными. Или другой пример: мы сейчас с вами сидим в доме на улице Пушкина, которая скоро станет пешеходной и это можно только приветствовать. С другой стороны Октябрьского проспекта сделана реконструкция Детского парка, которую, правда, народ оценил на «троечку», но тем не менее, это благоустроенная пешеходная зона. Один участок делала одна проектная фирма, другой — другая, о связке этих вещей никто не подумал. В итоге на перекрестке Пушкина и Октябрьского неудобная автобусная остановка, неудобное транспортное обеспечение, неудобный пешеходный переход, неудобная парковка — этот узел просто выпал из внимания и тех, и других проектировщиков. Хотя был шанс сделать нормальный проект единой пешеходной зоны», - архитектор в присутствии врио губернатора не упустил ни одной печальной подробности.

А продолжил и того нагляднее, просто предъявив участникам совета фото с видом на башни нижних решеток, между которых в перспективе теперь торчит «ижорская» высотка. Заместитель председателя совета - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Анатолий Кирпичников даже подошел поближе и с молчаливым изумлением рассматривал картинку в руках Владимира Шуляковского. А тот пояснял: «Был построен незаконный дом, вместо пяти этажей - шестнадцать, он на всю оставшуюся жизнь испортил эту великолепную панораму. Но задним числом всё это было узаконено. Если положение дел в области градостроительного планирования срочно не привести в порядок, мы с вами получим вот такую картинку, которая поставит крест на историческом городе», - Владимир Шуляковский и эту картинку показал — с «частоколом», как потом выразится Андрей Турчак, таких же 16-этажек.

В общем, надо предпринимать срочные шаги: реформировать деятельность Управления по градостроительной деятельности, предусмотреть должность главного архитектора города, восстановить работу Градостроительного совета, который сейчас практически не работает, собираясь раз в год по второстепенным поводам. И ускорить изменения в правила землепользования и застройки Пскова в соответствие с новыми проектами зон охраны памятников в Пскове.

Сразу отметим: то, что «частокола» на Ижорского батальона не будет, заверил Андрея Турчака лично глава Пскова Иван Цецерский. Мол, всё приостановлено, высотки запрещены. Про разрешение на строительство еще одной высотки рядом с «узаконенной», которое 20 февраля 2014 года дала застройщику администрация города, он не упомянул.

Иван Николаевич в ответном слове вообще больше сосредоточился на многочисленных юридических тонкостях и препонах для введения должности главного архитектора. Господину Турчаку пришлось его несколько подбодрить напоминанием, что вопрос рассматривается не первый раз, и даже сроки решения назначались. Порешили на том, что к апрельской или майской сессии Псковской городской Думы юридические вопросы по введению (а точнее — по возвращению) должности главного архитектора Пскова будут решены, и запущена процедуру по практическому исполнению этого долгожданного решения.

Также решили, что будет правильно, если главный архитектор будет и начальником Управления градостроительной деятельности — чтоб все карты и ресурсы ему в руки.

Тем более, что в истории Пскова такой прецедент был: когда-то эти должности совмещал Станислав Битный, нынешний председатель псковского отделения Союза архитекторов. Профессиональная общественность эти времена довольно тепло вспоминает. Хотя архитекторы (и не только они) хорошо понимают, что сама должность градостроительную ситуацию в Пскове не спасет. В 2008-м году в Пскове еще был главный архитектор — Сергей Славинский - один из самых последовательных защитников такой же незаконной (но задним числом узаконенной псковской гордумой) стройки дома на площади Героев-десантников. Этот дом теперь доминирует над Покровской башней, когда смотришь на нее от Мирожского монастыря. Правда, господин Славинский не был начальником управления, эту должность занимал Юрий Носов, он тогда и взял на себя последний удар — перед псковскими думцами. Хотя — какой там удар, решение-то приняли почти единогласно, один Цецерский воздержался, Игорь Сиротин был против, Наталия Соколова на сессию не пришла...

Это лирическое отступление к тому, что личность в истории имеет значение. Вот от этой личности на посту главного архитектора и будет зависеть: станет ли градостроительная деятельность в Пскове областью состоявшейся катастрофы или город потихоньку отойдет от края этой пропасти, на дне которой сплошной «частокол».

Елена Ширяева

Фото: пресс-служба администрации Псковской области

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.