«Отдаленная близость» — особый взгляд на мир особого человека

Опубликовано: 21 августа 2015 г. в 16:49 2 0Нет комментариев0

В начале осени на площадках Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина пройдет Третий псковский фестиваль особых театров «Великая сила искусства». В этом году он набирает обороты. Кульминацией праздника станет показ 10 сентября спектакля «Отдаленная близость» интегрированной театральной студии «Круг II». Эта постановка стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

«Отдаленная близость» - это совместный проект театральной студии «Круг-II», немецкого культурного центра имени Гете и театра «Центр драматургии и режиссуры». Идея, сценарий, постановка и хореография принадлежат двум режиссерам - режиссеру берлинского театра «Тиква» Герду Хартманну и руководителю театральной студии «Круг-II» Андрею Афонину. В спектакле участвуют как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями.

Идея спектакля, рассказал режиссер Андрей Афонин, формально заключалась в том, чтобы поставить на профессиональной театральной сцене спектакль с актерами с особенностями развития, чтобы он вошел репертуар театра. «Я с удовольствием принял приглашение поучаствовать в проекте, потому что такого на просторах российского театра еще не было», - подчеркнул руководитель студии.

Авторы идеи долго думали, как воплотить ее в жизнь. За основу решили взять литературные произведения людей с особенностями развития. Были отобраны 9 авторов. Их произведения либо вошли в сборники, выпущенные Психиатрической больницей им. Н. А. Алексеева Москвы, напечатаны родственниками больных, либо опубликованы в интернете. Один из важнейших текстов спектакля - это дневник человека с синдромом Дауна, который попал в руки Андрея Афонина благодаря знакомым врачам, общавшимся с автором. «Эти произведения, на наш взгляд, раскрывали особый взгляд особого человека на мир. Это было наше послание широкой российской публике для того, чтобы было видно, что люди с особенностями развития, с разными диагнозами, интересны. Они творческие личности, их вклад в современное искусство может быть достаточно весомым. При этом жаль, что до сих пор он никак не замечен», - подчеркнул Андрей Афонин.

К работе над спектаклем были привлечены не только профессиональные актеры, но и актеры с ограниченными возможностями. Работа над постановкой велась в течение полутора лет. «Родилась определенная форма спектакля, которая, в общем-то, зависела и от наших актеров с особенностями развития, импровизационных репетиций. Она, на наш взгляд, наиболее удачно передавала смысл текстов, которые мы отобрали. Это не традиционная постановка драматического театра, а это такой коллаж из различных текстов, музыки, движений и других сценических выразительных средств, которые помогают создать целостное произведение искусства. То, что мы в 2014 году получили за него «Золотую маску» в номинации «Эксперимент», на мой взгляд, как раз говорит о том, что у нас это получилось», - заметил автор постановки.

В течение двух лет спектакль шел в репертуаре театра «Центр драматургии и режиссуры», что позволило достаточно большому количеству москвичей его посмотреть. «Залы всегда были полны, что для Москвы очень трудно сделать, потому что очень большая конкуренция, но нам это удалось. Мы очень рады, что отзывы были очень положительными. Интересно наблюдать, как люди видят не инвалидность, не что-то ужасное, а видят красоту, видят в людях с особенностями развития прекрасных актеров, аплодируют им, потому что это действительно высокое искусство», - добавил собеседник.

После того, как спектакль увидел свет, произведения людей с особенностями развития начали чаще публиковать, популяризировать. Все больше литературы поступает и в театральную студию «Круг II». Андрей Афонин убежден, что у «Отдаленной близости» будет продолжение. В прошлом году труппа выпустила спектакль «Кристофер и отец», в основу которого легли новые произведения особенных авторов.

С сожалением Андрей Афонин отмечает, что гастролировать с «Отдаленной близостью» удается нечасто. «У особого театра пока нет серьезного промоушена, серьезной политики финансовой, которая бы позволяла делать гастроли. Поскольку это профессиональная история, то она стоит столько же, сколько и спектакли обычные. А публика еще не привыкла, она боится, людям кажется, что идти на спектакли, где участвуют инвалиды, - это страшно, они боятся увидеть что-то, что их ранит, что будет некрасиво или неинтересно. Пока нам удается только с помощью наших друзей, партнеров, которые понимают, что это не так, где-то играть. Например, весной мы были в Питере, играли на двух площадках. Залы были полны, был хороший резонанс от наших представлений», - рассказал руководитель студии.

Одновременно с этим, отметил Андрей Афонин, театр пытался предложить свои постановки театральным фестивалям в других городах России, но получил отказ. «Мы почувствовали, что они боятся еще людей с особенностями развития», - убежден он.

Приезд в Псков для театральной студии - это особое событие. «Мы будем счастливы выступить в Пскове, потому что нам кажется, что наши спектакли, в частности «Отдаленная близость», очень важны для изменения сознания людей во всех городах России. Нам кажется, что мы делаем такое дело, которое больше никто не делает, поэтому мы рады, когда предоставляется возможность делиться тем, что мы имеем, с кем-то еще. Мы рады, что у нас появилась возможность сыграть на большой сцене драматического театра города Пскова», - подчеркнул режиссер.

Напомним, спектакль «Отдаленная близость» состоится 10 сентября в 19.00 на большой сцене Псковского драмтеатра в рамках фестиваля «Великая сила искусства». Для зрителей 16+. Продолжительность 1 час 15 минут. Билеты можно приобрести в кассах театра или на сайте.

Беседовала Светлана Аванесова

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.