Квази-исторический костюмный аттракцион

Опубликовано: 1 марта 2007 г. в 15:13 1 0Нет комментариев0

Крупными планами: пышные парики на мужчинах и расшитые золотом камзолы, веера в руках прекрасных дам, шелковые чулки и туфли с пряжками, корсеты и турнюры, придворные интриги и витиеватые манеры в барочных интерьерах, любовные услады и дуэли - галантный век, словом, да еще на фоне Северной войны, по мысли продюсеров, - беспроигрышный антураж для очередного сюжетного розыгрыша на темы отечественной истории (с непременным душком патриотизма, - куда ж без него? – вот только в «Слуге Государевом» к гари пороха примешался запах пудры). Российский кинематограф явно делает успехи по части тиражирования масштабных костюмных фантазий, в которых сценаристы едва ли заморачиваются на предмет хотя бы приблизительного соответствия фактам, как они изложены в школьных учебниках. Очевидно, успех «Турецкого гамбита» спать спокойно не дает. Но если уж брать акунинский вымысел за образец, то и снимать и монтировать надо по-файзиевски: не просто с размахом и комиксовыми спецэффектами, а с юмором и как бы прикалываясь над историческим материалом. Тогда зрелище (пусть даже ляп на ляпе) никого не напрягает, а позволяет веселиться. Тогда – не скучно, и полон зал народа. Когда же создатели квази-исторической киноподделки начинают вымучивать еще и некую сверх-идею вроде приснопамятного патриотизма, делая это неуклюже и бездарно, - ничего, кроме гримасы брезгливости подобные творческие потуги вызвать не могут. Понятно, что кинофильм, согласно одной из дефиниций, это – избранная коллекция штампов, расположенных в оригинальном порядке, однако когда на двадцатой минуте от их обилия начинаешь уставать, а главное, - не возникает никакого желания узнать, чем вся эта якобы занимательная «бодяга» закончится, настолько все скучно и предсказуемо, - то единственный верный поступок тут – это выход из темного зала. Шпаги, камзолы, да вино в алькове прельщают далеко не всех ценителей костюмных постановок, необходим еще талант режиссера. Судя по тому, как развивается российская «фабрика грез», нынче в кинобизнесе, выражаясь на новорусском сленге, «бабла навалом, а драйва – нет». То бишь можно вбить в проект немереные суммы денег, и получить – пфук. «Слуга Государев» - именно такой, весьма показательный, казус. И искусством этот продукт назвать язык не поворачивается, и на аттракцион не тянет, хотя видно, что денег не жалели. Сценарий, кроме гомерического смеха, порождает еще и недоумение: они это как, неужели всерьез? Повторюсь: ладно бы шутили, - вместе бы посмеялись. А то впечатление такое, что авторы проекта не разобрались с жанром - что все-таки снимают: комикс или батальный боевик с приключениями, рассчитанный на какое-никакое правдоподобие. Уровень условности столь размыт и невменяем, что как будто прыгаешь из анекдота в патриотическую агитку, из постели в драку, с корабля на бал, а подобные кульбиты восприятия «прокатывают» только уж на совсем наивных зрителях, способных принимать за чистую монету любой, самый непредвзятый домысел, у более или менее искушенных глаза лезут на лоб: «вон оно как, оказывается, можно»!Итак, два французских аристократа при дворце Людовика повздорили из-за пустяка и, разумеется, скрестили шпаги, за что и были отправлены курьерами в дикую и воюющую со шведами Россию. Один к королю Швеции – Карлу, другой – к Петру. Все это накануне исторической Полтавской битвы. По ходу действия оба встретились с различными испытаниями, причем непонятно на какой территории, в каком пространстве. Вроде их мотает в окрестностях Полтавы, но по пути следования через условные границы мы из польской деревни вдруг попадаем, нет, не в украинское село, а явно в какое-то великорусское поселение, неожиданно, словно мираж, возникшее по пути следования, где главный петровский офицер Гришка провел детство до своего попадания в «Потешные полки», которые, как мне память не изменяет, формировались из подмосковных ребятишек. Сценарный «форшмак» настолько чудовищный, что дальнейшие сюжетные нестыковки и коллизии воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. И когда наш герой ранит из пистолета Карла XIIв ногу, зритель должен спокойно принять и эту версию. Ну, а что некоторые сюжетные ходы теряются в дыму какой-то опереточной Полтавской баталии – вообще пустячок. И когда наш Гришка, закрывая своим телом Государя от пули коварной польской женщины, на протяжении всей эпопеи изображавшая из себя мистического всадника, так вот когда оный герой, захлебываясь кровью, выдавливает французу нечто вроде: «А ты-то француз, оказывается, хороший…», уже не до иронии. Вот так высокобюджетный «Ералаш»! Хочется прямо обрыдаться, только не над героями, а над убогим художественным уровнем хваленого отечественного кинопрома. И не последующая казнь пленницы («Повесить суку!») с потоком мочи между ног несчастной, ни еще более абсурдная дуэль, на которую с любопытством глазеют русскиесолдаты, только что вспарывавшие животы шведам, не могут испортить впечатления. Потому что никакого впечатления нет. Один сарказм, причем непредвзятый.Саша Донецкий

Центр Деловой Информации Псковской области

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.