Премия «Оскар» – 2007: русская рулетка

Опубликовано: 31 января 2008 г. в 17:16 0 0Нет комментариев0

Номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (то есть не на английском) в этом юбилейном восьмидесятом для премии «Оскар» сезоне уже назвали русской. И дело даже не в том, что в финальную пятерку вошли «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова (правда, от Казахстана, хотя производство совместное). Как сообщается, три других фильма – от Польши, Австрии и Израиля - тоже так или иначе завязаны на русских темах. «Катынь» классика польского кино Анджея Вайды повествует о том, как изверги из НКВД расстреляли пленных польских офицеров и пытались скрыть преступление. В австрийской ленте «Фальшивомонетчики» Стефана Рузовитского главный персонаж – русский еврей Соломон Сорович из Одессы: находясь в нацистском концлагере участвует в афере века – изготавливает фальшивые фунты стерлингов и доллары, дабы подорвать экономику воюющих с Гитлером союзников. В израильском «Бофорте» Йосефа Седара рассказывается, разумеется, о сложных взаимоотношениях арабов и евреев, но и там действуют наши бывшие соотечественники. Так что во всех четырех номинированных на самую престижную кинематографическую награду кинокартинах (только в недублированном «Монголе» говорят по-монгольски) то и дело звучит русская речь. Может быть, совпадение, так звезды сошлись, а может, и тенденция: русского кино все больше, и количество, по закону диалектики, должно перейти в качество.Судить о фильмах, которых не видел, нет смысла. Так что сосредоточим внимание на двух конкурентах: «Монгол» против «12»-ти разгневанных присяжных заседателей. Оба фильма с успехом и почти одновременно прошли в российском прокате, и вызвали неоднозначные оценки, от восторженных до сдержанных или уничижительных, однако решать не зрителям, и не критикам, а киноакадемикам, то есть голливудским экспертам. И здесь, конечно, важны фестивальные оценки: Никита Михалков получил приз в Венеции, один из операторов и монтажер «Монгола» - оскаровские лауреаты, да и сам Сергей Бодров-старший, что называется, хорошо известный на Западе, «брендовый» кинорежиссер.Начнем с того, что кинематографически «12» и «Монгол» - полные антиподы. Фильм Никиты Михалкова - это камерная артхаусная драма, все действие которой происходит в замкнутом пространстве спортивного зала. «Монгол» - масштабный эпик с бюджетом в 15 миллионов евро, с великолепными натурными съемками, проникновением в этнокультуру и эффектными компьютерными съемками. Что предпочтут киноакадемики? Вероятно, сейчас даже они сами не знают. Выбор большинства экспертов действительно напоминает русскую рулетку, то есть один шанс из пяти. Голосование тайное, и всегда таит интригу. В пользу «Монгола» - бескрайние просторы Азии, загадочная фигура Чингисхана и сам сюжет: герой преодолевающий обстоятельства.Преимущества «12» в острой социальности и конъюнктуре на Чеченской теме, так сказать, строгое следование «соцреалистическому» (читай: голливудскому формату), что всегда ценилось академиками. Политический месседж никто не отменял, и он часто востребован. Сколько раз «Оскара» получали не самые сильные в художественном отношении фильмы (и этот факт признавался большинством обозревателей), а, скорее, политически ангажированные. В этом смысле «12» конкурирует вовсе не с «Монголом», как все почему-то решили, а с «Катынью» Вайды. Сильно преувеличенная и раздутая в западных СМИ Катыньская трагедия может в глазах академиков превзойти обличительный пафос «12»-ти. Выражаясь вульгарно, вопрос стоит так: «Кто более талантливо обгадил Россию, поляк Вайда или сам же русский Никита Михалков?»Саша Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.