Кто сказал «Поехали»?

Опубликовано: 26 мая 2008 г. в 10:15 3 0Нет комментариев0

Я даже не подозревал, что мой рассказ об автошколе вызовет настолько бурную реакцию. Причём абсолютно противоположную: от обвинений меня в исполнении чьего-то заказа с одной стороны (вот хоть убейте – я до сих пор не понимаю, откуда такие выводы. Неужели из-за того, что не назвал школу?) до упрёков со стороны тех, с кем я учился, в том, что я сгладил углы («Серёга, надо им вкрутить по полной!»). Поэтому прежде чем продолжить печальную повесть, я расставлю все точки над i:1. Про «врежь им как следует». Это уже будет… неправильно, что ли. Я рассказываю то, что было лично со мной, кому-то эта школа может и нравится. Я не имею морального права из-за личных эмоций ославлять кого бы то ни было. Скажем так, просто предупреждаю будущих курсантов, чтобы были внимательнее и придирчивее в выборе автошколы.2. Про упрёки «любишь халяву – получи, что заслужил, и не вякай». Я не искал халявы, я не хотел «побыстрее и без мороки» получить пластик «permis de conduire». Желание было как можно раньше начать обучение чтобы, соответственно, раньше закончить. Мне кажется, что разница тут очевидна. Да, изначально я рассматривал вариант сдачи экстерном, но после того, как меня неделю гоняли по телефонам, не давая конкретного ответа о том, возможно ли это в принципе, я решил, что по времени это будет то же самое, что и обычное обучение, но в автошколе будет гораздо надёжнее. Опять же о какой халяве может идти речь, если сдача собственно в ГАИ происходит на общих основаниях для всех (ну хорошо, почти для всех), независимо от формы обучения. 3. Про «раз такой честный – сдай права взад». Ни за что. Я всё сдал на общих основаниях, я знаю правила и езжу я далеко не хуже многих. Пока немного неуверенно, но это от отсутствия опыта. Зато никого не подрезаю и поперёк пешеходных переходов машину на светофоре не ставлю.4. Про заказ. Тут я уже сто раз всё сказал. Не знаю, как доказать (да и зачем?), но чесслово, это моя инициатива живописать маленький эпизод своей биографии по горячим следам.Вроде, ответил всем, теперь продолжим. Как несложно догадаться, неотъемлемой частью обучения вождению является само вождение, «водитель-теоретик» – понятие забавное, но опасное для окружающих. Разумеется, вождение ещё и самое интересное в обучении, поэтому положенных 36 часов ждали с нетерпением. Перед вожделенным «Поехали!» зампотех всё с теми же постоянными ремарками про секс (ну вот как у человека получается? Дома, что ли, репетирует?) распределил курсантов по машинам. Горячий, но недолгий спор между «пассажирами» каждой машины на предмет того, кто во сколько начнёт, ожидания нисколько не испортил. И вот, наконец, настал он, праздник свободного полёта.Честно – я не знаю, как правильнее начинать вождение: с бесконечных «завелись-тронулись-остановились-заглушили» на полигоне или сразу езды на пусть и загородных, но настоящих дорогах, но склоняюсь ко второму варианту. Если первые шаги делаешь на реальном шоссе, то как-то само собой в привычку входит сто раз в секунду смотреть в зеркала, не нарушать скоростной режим ну и прочее, и прочее. Лучше уж начинать неуверенно, чем выехать на трассу грудь колесом и два пальца на руле («ну я ж на автодроме-то никуда не врезался! Значит, ас!). Я, кстати, будучи уверен, что начнём мы с автодрома, немного струхнул, когда инструктор остановил машину на дороге в Корытово и со словами «Ну, садись!» вылез из-за руля. Когда-то шедевр немецкого автопрома был полностью готов к обучению. Тугая (я более категоричного слова вспомнить не могу, но её скрип явно был слышен и на улице) педаль сцепления, неработающий ручник, в хлам разбитая КПП, сломанные спидометр и датчик температуры готовили новичка не только к собственно управлению, но и ко всем тяготам и лишениям, поджидающим небогатого отечественного автолюбителя. Ручник заодно тренировал память – поскольку мы им не пользовались, надо было постоянно держать в уме, что он вообще существует и не забыть «обозначить действие» на экзамене. Моя однокурсница, практикуясь вождению вне школы, получила возможность по душам поговорить с мужем. Супруг, наслушавшийся об успехах любимой в автошколе, слегка ошалел от того, что она трогается и едет, не обращая внимания на такие детали, как стояночный тормоз. Вопрос с неработающим спидометром решался проще – большой знак «У», установленный на крыше, обладал слабым магнитом, и после пятидесяти кэмэ в час его просто сдувало. Безотказная, между прочим, система: скребёт по крыше – сбавь скорость. На последних вождениях мы просто снимали его с машины и клали в салон, но это вовсе не значит, что спидометр к тому времени починили. А ещё сначала немного раздражала фраза инструктора «Плавно отпускаешь сцепление». Не покидало ощущение, что он просто издевается: педаль жила своей жизнью и, когда убирал над ней ногу, она ждала полсекунды и «Трын!» – со скрипом стукала тебя по ступне.Разумеется, ко всему этому достаточно быстро привыкли, тем более что у всех курсантов на нашей машине (у других автомобилей всё, вроде, работало нормально) опыт вождения отсутствовал, а значит, и сравнивать было не с чем. И мы стали ездить по прямой. И вот это-то, на мой взгляд, и есть самая большая беда.Зачем идут разговоры об увеличении сроков обучения, об ужесточении экзаменов, о каких-то там сроках ответственности, если всё равно вся практика в школе строится на медленном перемещении по согласованным маршрутам, представляющим собой прямую, неоживлённую трассу с минимальным количеством поворотов, да и вообще перекрёстков? Какие навыки могут быть у человека, который за рулём «автошкольной» машины по большей части заучивал назубок экзаменационную трассу? Причём такая ерунда творится во всех автошколах – в любой день недели около областного ГИБДД полно машин с буквами «У» в красных треугольниках. Этому уделяется немалая доля времени, то есть опять же, как и с теорией, учат не водить, а сдавать экзамен. Это же всё равно, что на выпускном экзамене, скажем, по литературе не тянуть никаких билетов, не напрягаться с чтением Толстого и Платонова, а просто встать и рассказать наизусть не очень длинное стихотворение, которое учил полтора месяца каждый день по два часа (ах, да, собираются же ввести полугодичное обучение. Значит, не полтора месяца, а шесть). К чему высокое ГИБДДшное начальство возмущается низким уровнем выпускников автошкол, если оно само же и не даёт возможности получить практику на действительно оживлённых трассах? Да, понятно, что нельзя выпускать новичков на Октябрьский проспект, их там попросту убьют. Так введите какую-то градацию по «уровням допуска», промежуточные экзамены по вождению: сдал первую ступень – можешь ездить быстрее 40 км/ч и по более оживлённым улицам, сдал ещё одну – можешь выезжать с инструктором на Рижский. В реальной-то жизни я буду ездить не только по Ипподромной, значит, и практическую часть экзамена надо сдавать так же – сели и поехали в город, куда глаза принимающего глядят, там сразу будет всё видно. Да, экзамены будут идти раза в три-четыре дольше, ну так вы и не пульт от телевизора вручаете, а права на управление тонной железа.В общем, инструктора наши вставали перед выбором: либо нарушать предписания, либо готовить непригодных к реальным дорогам водителей. К их чести (я говорю о тех троих, кто был закреплён за нашей машиной, про других не знаю), они после первых трёх-четырёх занятий выбирали первое, за что им большое спасибо. На Рижский, конечно, не выезжали, но опыт мы получали более-менее пристойный, если машина, конечно, была на ходу. Но на этом дилеммы инструкторов не заканчивались. Почему? А потому что учить водить по правилам иногда опасно для жизни. Продолжение? Конечно же, следует.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.