Псковские девушки готовы рожать гениев

Опубликовано: 2 октября 2008 г. в 17:32 2 0Нет комментариев0

Псков вновь посетил известный российский культуртрегер, эксперт и куратор многих выставок современного искусства, директор Музея нонконформистского искусства и один из основателей знаменитого «Арт-Центра» на Пушкинской, 10 в Санкт-Петербурге Евгений Орлов. С художником встретился Александр Донецкий и поговорил об искусстве и жизни. - Евгений Михайлович, существует устойчивая точка зрения (причем у самих псковичей), что Псков, по крайней мере в отношении культуры, - это «дыра». Один дохлый драмтеатр, два кинотеатра, три художника крестом. О какой «культур-мультур» тут можно вообще заикаться?- Сразу скажу, что искусство – вещь штучная. В Пскове может жить один гений, и этого достаточно, чтобы это город существовал. Потому что город – это не просто так. Это явление магическое. Если в городе сходятся люди, и начинают происходить какие-то процессы, то это свидетельствует о некой концентрации человеческой энергии в одном месте. Взять ту же Москву, например. В России могло быть много столиц. Иван Грозный хотел, как известно, перенести столицу в Тверь. Сейчас альтернативная Москве столица, город, который мешает глобальной централизации, - Петербург. Ну а, если вспомнить историю, то когда-то такими городами были Новгород и Псков. Столицы вечевых республик, гораздо более развитые в культурном и экономическом отношении, чем даже многие европейские столицы. Если же говорить о Пскове как о некой исторической доминанте, то, наверное, даже Новгород не может с ним поспорить. Псков – средневековая столица России.- Но средневековую историю к сегодняшнему дню «не пришьешь».- Повторюсь, три художника или десять, - это без разницы. Вот была такая деревня Витебск, дыра дырой. Но это было место, откуда, по сути, вышел весь европейский художественный авангард. Не считая Шагала. Кто знает, что способен воспроизвести Псков? Быть может, мы еще своих гениев не знаем. Они сидят где-то и крапают. Их еще найти надо. Псковские художники менее озабочены внешними эффектами. Город медлительный, располагающий к раздумьям, и это хорошо. Скажем, Питер намного динамичней, поэтому я здесь отдыхаю.- У вас в «Арт-Центре» на Пушкинской, 10 уже прошла в этом июле выставка псковских художников объединения «Псков-арт». Ваш нынешний визит связан с продолжением выставочной истории?- Да. Мы хотим сделать выставку более, что ли, расширенную. Потому что то, что было, прошло в рамках Международного фестиваля современного искусства «Праздник дома». Мы хотим сделать более концептуальную экспозицию. Хотя это уже зависит не от меня, а от самих псковских художников: «Смогут они объединиться, или нет?». Конечно, хотелось бы, чтобы Псков заметили и «подкачали» финансами. Регион-то сказочный, туристический ресурс почти не задействован. Кстати, как и в Питере.- Да ну? Вроде иностранец на иностранце и иностранцем погоняет?- Это иллюзия. Сравните с другими европейскими столицами. Уровень сервиса – гораздо ниже. Зато цены – запредельные. Мало не покажется. Сравните Псков с каким-нибудь сопоставимым с ним по масштабу Гданьском. В Гданьске цены на порядок ниже. Общепит, гостиницы и тому подобное. А если взять Америку, так там еще все дешевле. Я с севера на юг всю Америки проехал. М кто бы чего не говорил, Америка – это огромная мощная экономическая машина. Достаточно взглянуть, допустим, на порт Филадельфии, и все вопросы отпадают. Обвалиться Америка или нет? Вопрос из серии: «Есть ли жизнь на Марсе?».- Вы, начиная с 80-х годов прошлого века, организатор многих выставок неофициального искусства, директор музея нонконформистского искусства в формате мощного проекта «Арт-Центр» на Пушкинской, 10 в Санкт-Петербурге. Какие у вас планы на ближайшие месяцы?- Мы сейчас делаем персональную выставку Соврасовой-Смирновой. И воторое – московский проект под названием «PROживопись», как бы не совсем живопись. И не живопись как таковая.- То есть то, что предшествует живописи. Жизнь. - Четыре московских автора. Москве ведь вообще свойственно концептуальное искусство. Московский концептуализм родился в Москве, и нигде больше не существовал. Американский, французский, немецкий концептуализм были уже потом. В Москве открылась новая галерея «Гараж», Роман Абрамович своей жене подарил, чтоб развлекалась. Так там открылась выставка знаменитого Ильи Кобакова и его жены. Ну и мы хотим не отставать. Потому что московское искусство у нас в Питере знают очень плохо. Оно не рекламируется так, как актуальное искусство, а, между тем, есть очень интересные имена. Далее, будет «Карел-фест», это русские и финские художники, живущие на территории финской Карелии и у нас. А в мае-июне будущего года выставим псковских художников. Состав участников фестиваля как раз сейчас и определяется. Да, а в декабре будет выставка «Мини-минимализма». Есть такое течение в искусстве, где все достигается минимальными средствами. Из псковских художников в этой выставке точно участвует псковский художник Владимир Бердышев. Это будет международная выставка, в которой примут участие и американские художники. - Интересно, как вы, Евгений Михайлович, оцениваете современное искусство, но не как художник, а как эксперт?- Искусство – явление элитарное. То, что тиражируется, в журналах – это попса. Энди Уорхол, когда начинал, брал популярные, массовые предметы, и делал из них высокое искусство. А не наоборот. Тот факт, что потом он превратился в феномен массовой культуры, не свидетельствует о его «попсовости». Уорхол – серьезный, революционный, настоящий художник. Скажем, Шишкин в советское время тоже массово тиражировался. Но хуже он от этого не стал. Или Левитан, или Саврасов «Грачи прилетели»… А попсу я не оцениваю. И на мой мозг она никак не воздействует. Вот Псков – другое дело. Я был в Малах. Это действует на воображение. Псковская земля – совершенно роскошное место, и все равно он будет развиваться дальше. В том числе это касается и искусства. Хотелось бы чтобы современные псковские художники были просто внутренне активней. Взять даже девушек псковских, да они самые красивые в России. Съездите в Париж, или в Стокгольм. Да там вокруг одни уродины! А у нас какие?- Так о чем это говорит?- Это говорит о том, что псковские девушки готовы рожать гениев. Внешняя красота все равно рано или поздно рождает красоту внутреннюю. Сейчас главная тенденция в мире - возвращение к традиции. Актуальное искусство, к сожалению, «зависло». И искусство, рожденное мастерством, останется навсегда. Вы меня извините, но вещь, сделанная из говна, начнет, по крайней мере, пахнуть. Беседовал Александр Донецкий

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.