Губернаторские выборы: сроки, фильтры, правила игры

Опубликовано: 15 июня 2012 г. в 22:43 17 0Нет комментариев0

Контуры будущих губернаторских выборов в Псковской области начертаны. 14 июня депутаты регионального парламента внесли предложенные облизбиркомом изменения в Избирательный кодекс – и то, о чем ранее говорилось лишь предположительно, обрело законную силу.

Напомним, впервые прямые всенародные выборы губернатора прошли в Псковской области осенью 1996-го. Во втором туре голосования победу над действующим главой Владиславом Тумановым (он, как и его предшественник Анатолий Добряков, был назначен Указом президента РФ) одержал Евгений Михайлов. Четыре года спустя Михайлов вновь праздновал успех на выборах, чему в немалой степени способствовали внесенные областным Собранием депутатов изменения в избирательное законодательство, согласно которым для победы стало достаточно всего четверти голосов избирателей, и второй тур не требовался. В 2004 году губернатором был избран Михаил Кузнецов. Эти выборы стали одними из последних в России: под предлогом борьбы с терроризмом Кремль стал фактически назначать региональных глав. В 2009 году Псковскую область возглавил Андрей Турчак. Минувшей зимой, после парламентских выборов и волны массовых протестных акций, первые лица государства заявили о необходимости возвращения прямых выборов глав субъектов РФ. Соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июня этого года.

Итак, выбирать губернатора мы вновь будем всенародно, но - лишь из числа тех кандидатов, которые выдвинуты политическими партиями и в поддержку которых собрано 7 процентов подписей муниципальных депутатов и глав. Второй «муниципальный фильтр» - 10% в списке должны составлять депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. Подписи должны быть собраны в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, то есть кандидатам необходима поддержка народных избранников в 20 из 26 муниципальных образований. Каждая из подписей должна быть нотариально заверена.

Возможностей для самовыдвижения кандидатов не предусмотрено. Ранее, в 1990-е и начале 2000-х процедура «выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения» существовала и неудивительно, что сейчас многие усматривают в решение «Не пущать!» ограничение гражданских прав. При этом социологи и политологи в один голос констатируют кризис партийной системы в России, а лидерами на волне протеста становятся представители так называемой внесистемной оппозиции. В этой связи небезынтересны результаты опроса, проводившегося на сайте Псковской Ленты Новостей с 1 по 13 июня (всего было получено более 3500 ответов). Если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, то за кандидата-самовыдвиженца проголосовали бы почти 14 процентов респондентов; это третий показатель из 9 вариантов ответов. К примеру, за кандидата от ЛДПР голосовали бы менее 7 процентов, за справедливоросса более 10, за единоросса – около 12 с половиной. Лидерами же, по результатам интернет-опроса, стали кандидаты от КПРФ (более 25 %) и «Яблока» (более 16 %) – то есть тех партий, которые, судя по предварительным прогнозам, вполне могут и не преодолеть на губернаторских выборах в Псковской области все необходимые барьеры и фильтры.

Когда мы будем выбирать губернатора? В том случае, если действующий губернатор Андрей Турчак не покинет свой пост досрочно, выборы пройдут в 2014 году: в марте или - в случае введения в России одного-единственного дня голосования – в сентябре.

Как «просочиться» через введенные фильтры – один из самых острых вопросов для тех, кто планирует баллотироваться в губернаторы или каким-то образом связан с уже фактически стартовавшим предвыборным забегом. Не менее актуальны вопросы: будет ли у жителей региона реальный выбор и сколько кандидатов в принципе может оказаться в бюллетене для голосования?

По расчетам областной избирательной комиссии, гипотетически выдвинуться могут аж 14 кандидатов. У депутатов-представителей оппозиционных партий - своя арифметика: первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов на сессии озвучил число партийных депутатов в муниципалитетах Псковской области. Для беспроблемного прохождения фильтра-барьера людей с мандатами хватает только у двух партий. У «Единой России» по области 1344 депутата (так что хватит и своего поддержать, и еще при необходимости поддержать соперников единоросса – представителей «дружественных» избирательных объединений; впрочем, это уже скорее вопрос политтехнологий). У «Справедливой России» 180 депутатов – так что Брячаку, кто бы из двух ни баллотировался: заявившийся первым на участие в губернаторских выборах отец или активно раскручиваемый сейчас сын, тоже преодолеть этот барьер удастся видимо без особых хлопот. У остальных потенциальных участников все куда сложнее: по словам Рогова, у КПРФ по области 104 депутата, у ЛДПР – 36, у «Яблока» - 29, не говоря уже о других партиях, которые по закону могут выдвигать кандидатов в губернаторы, но своих депутатов в городах и районах не имеют. Рассчитывать, что единороссы будут в массовом порядке ставить автографы, скажем, за кандидата-коммуниста или яблочника не приходится. Вся надежда многих потенциальных участников партийных губернаторских выборов на – нонсенс! - беспартийных муниципальных депутатов, коих в области более 360.

Естественно, ввиду необходимости преодоления предвыборных лабиринтов с установленными там барьерами и фильтрами представители оппозиционных сил крайне критически отнеслись к законопроекту, внесенному облизбиркомом и принятому областным Собранием, большинство которого составляют единороссы. Разработчики документа и члены партии власти, напротив, уверяют: введение разного рода фильтров – вынужденная мера и барьер на пути политических проходимцев.

Псковская Лента Новостей обратилась к известным региональным политикам и экспертам с рядом вопросов, ответы на которые способны помочь разобраться, в каких целях введены фильтры и иные ограничения, кто оказывается в выигрышной ситуации и какими на практике будут губернаторские выборы в Псковской области.

1. Чем, на ваш взгляд, было обусловлено внесение избиркомом в законопроект высокого «муниципального фильтра»?

2. Является ли такой фильтр серьезным барьером для потенциальных кандидатов? Кто с его помощью будет «отсечен»?

3. На ваш взгляд, должны ли участвовать в выборах самовыдвиженцы? Не является ли запрет на выдвижение в порядке самовыдвижения ограничением гражданских прав?

4. Связано ли принятие такой версии закона о губернаторских выборах с возможным участием в них действующего главы региона Андрея Турчака?

5. Схожа ли нынешняя ситуация с принятием поправок в Избирательный кодекс с ситуацией 2000 года, когда областное Собрание изменило закон и фактически создало условия для проведения выборов в один тур и победы действующего на тот момент губернатора?

Андрей Русов, заместитель руководителя аппарата администрации Псковской области, политтехнолог:

1. Я не считаю, что это высокий муниципальный фильтр. Во-первых, перечень элементов этого фильтра предусмотрен федеральным законом. Как отмечали многие депутаты, люфт для регионального нормотворчества – очень небольшой. Что касается процента подписей муниципальных депутатов и глав, то федеральный закон подразумевает «вилку» от 5 до 10 процентов. На деле получается, что принятые в Псковской области 7 процентов – это всего 149 подписей. И совершенно справедливо председатель областной избирательной комиссии приводил пример, что у соседей в Новгородской области, где выборы пройдут уже осенью, 10 процентов. Москва переходит на 6 процентов. То есть речь идет не об условных процентах, а количестве «живых» подписей. В Волгограде, например, действительно 5 процентов, но это почти трехмиллионная область, где тысячи депутатов – и эти пять процентов составляют 250 подписей. А у нас 7 процентов – это всего 149 подписей. Полагаю, в федеральном центре понадеялись на здравый смысл региональных разработчиков закона, на то, что «живая» масса подписей будет более-менее одинакова в различных регионах. А если взять, к примеру, Ненецкий автономный округ со столицей в Нарьян-Маре, где, если не ошибаюсь, всего 30 тысяч избирателей. Можете представить, сколько там депутатов. И будет 5 процентов – ну, скажем, 20 подписей. То есть кандидаты могут попасть в неравные условия в разных регионах. Поэтому здесь надо смотреть на фактическое количество депутатов, подписи которых необходимо собрать.

2. Благодаря фильтрам будут «отсечены» несостоятельные кандидаты, городские сумасшедшие и прочие, идущие на выборы «на всякий случай», «чтобы засветиться» и т.д. Для людей, которые серьезно подходят к своему избранию, существование фильтров проблемы не составит. И потом - не надо забывать, что любые выборы – это работа.

3. Что касается отказа от «самовыдвиженцев», то, на мой взгляд, было совершенно бессмысленно вводить эту норму, поскольку закон «О политических партиях», модернизация политической системы сейчас позволяют очень легко регистрировать политическую силу – партию или объединение. Любой желающий может выдвигаться от партий, которых к моменту массовых выборов губернаторов будет очень много. Уже на федеральном уровне зарегистрировано два десятка. Поэтому никаких проблем выдвинуться от партии, на мой взгляд, нет. Но, с другой стороны, партии, как формирующиеся политические силы, будут нести солидарную ответственность за своего кандидата. Это страховка от попадания во власть людей непригодных для выполнения этих функций.

Запрет на выдвижение в порядке самовыдвижения никак не является ограничением гражданских прав, потому что российское законодательство представляет самые широкие возможности для выдвижения. Я бы назвал это еще одним партийным фильтром. Если человек достойный, содержательный – любая партия, коих будет много, с удовольствием возьмет такого «самовыдвиженца» в свои кандидаты. А если кандидат не нужен ни одной партии, то зачем им засорять предвыборную кампанию?

4. Это универсальный закон и он распространяется на любого. Я здесь не вижу никаких преференций для Андрея Анатольевича Турчака.

Александр Котов, председатель Псковского областного Собрания депутатов («Единая Россия»)

1. Фильтр на самом деле невысокий, он средний. Регионам в соответствии с федеральным законодательством дается право устанавливать процент от 5 до 10. Был установлен средний процент - 7 - с той целью, чтобы можно было поработать с муниципальными депутатами и получить настоящую поддержку.

2. Нет. Я считаю, что серьезным барьером, по крайней мере, запретительным, как некоторые высказываются, фильтр не является. Но, конечно, придется поработать больше, чем при 5 %. Это вопрос работы партии и ее активности. Аргумент о том, что у некоторых партий не хватает депутатов, которые избраны в муниципальные органы, некорректен, так как у нас еще есть 366 беспартийных депутатов. С ними можно спокойно работать и получить у них поддержку.

3. Я категорически против самовыдвиженцев в этой ситуации. Я считаю, что в том случае, когда партия получает возможность выдвигать кандидата, наличие самовыдвижения – это некое ослабление партийных институтов, которые нужно, напротив, укреплять. Запрет на выдвижение в порядке самовыдвижения не ограничивает гражданские права.Это же прописано и федеральным законом, соответственно эта норма была проверена на предмет соответствия федеральному законодательству и конституции РФ. В Думе же не принимают законы, которые не соответствуют по определению.

4. Нет, никак не связано. Любые установленные в допустимых пределах ограничения нашим законодательным собранием никак не повлияли на участие или неучастие в выборах Турчака.

5. Нет, такой аналогии нет. На избирательный процесс никак не влияет то, какой это фильтр: в 5% или больше. Количество депутатов, избранных от «Единой России», достаточно большое. Думаю, что действующий губернатор, который работает в регионе уже более 3 лет, а на момент выборов будет работать 5 лет, в состоянии заручиться поддержкой такого количества депутатов.

Анатолий Копосов, депутат Псковского областного Собрания депутатов, руководитель фракции КПРФ:

1. Обусловлено тем, что хотят отодвинуть вопрос о конкуренции на выборах губернатора. Чтобы пройти это «чистилище» или фильтры, человек должен потратить массу сил и энергии на подготовительном периоде. Будет серьезный отсев. Это просто нежелание, чтобы было больше кандидатов.

2. Фильтры – это, безусловно, серьезный барьер. Мало собрать подписные листы. Процедура заверения очень длинная и солидная. Надо занимать очередь, чтобы пробиться к нотариусу. В Пскове их достаточно много – но и то не попасть. А в районах? Уехал глава волости, не хочет встречаться или еще что-то. Большая потеря времени на оформление документов приведет к снижению количества кандидатов на пост губернатора. Конечно, эту цель преследовали.

3. Запрет на самовыдвижение – это, конечно же, ограничение прав. Конституция говорит, что гражданин имеет право избирать и быть избранным. Есть ему 30 лет, и он хочет быть губернатором. Один человек ничего сделать не может, все равно у него должны быть команда и поддержка. Если у него есть поддержка и он чувствует, что она есть, пусть работает.

4. Связано ли принятие такого закона с возможным участием в них губернатора? Ну а как? Он идет на выборы. Заявляет сейчас, что идет на выборы. Как прозвучало в отдельных комментариях, это руководство партии говорит им, что нужно поставить высокую планку для других кандидатов.

- Насколько жесткие санкции согласуются с предыдущими заявлениями губернатора о необходимости проведения выборов максимально открыто и без создания искусственных барьеров?

- Видите ли, он и сейчас говорит, что мы установили более низкую планку, чем другие регионы Северо-Запада. Например, в Новгородской области вообще 10%. Пойдет один представитель от власти и еще подберут какого-нибудь технического кандидата, которому позволят выдвинуться. Конечно, рассматриваются все возможные кандидаты на пост губернатора от всех партий, которые есть сегодня. Даже в «Единой России» будут смотреть, какая кандидатура в области пользуется наибольшим авторитетом. Рейтинг и антирейтинг будут учитываться.

5. Здесь тоже самое. Вы правильно говорите. Де-юре сказано, что закон вроде бы действует для всех, а де-факто - нет.

Олег Брячак, депутат Псковского областного Собрания (фракция «Справедливая Россия»)

1. То, что предлагает нам сегодня федеральное законодательство, идет вразрез с Конституцией и несколько нарушает демократические права граждан. Семипроцентный фильтр настолько суров, что теперь далеко не каждая оппозиционная партия сможет принять участие в выборах губернатора.

«Справедливая Россия», вероятно, сможет набрать необходимое количество подписей депутатов и глав районов, - наш депутатский корпус, по своей численности, уступает только «Единой России». Но остальные оппозиционные партии – а за них тоже голосовало население – вряд ли смогут пройти. Поэтому мы выступали за снижение барьера с 7 до 5%. Таким образом, фактически, партия власти отсекает конкурентов от выборов в губернаторы.

2. Данный закон по своей сути достаточно жесткий. Лишь одна из предложенных нами поправок в закон была принята – об упрощении процедуры проверки подписей. Мы надеемся, что рычагов для снятия того или иного кандидата теперь будет меньше. Эта поправка смягчит фильтр именно для нашего региона.

3. Вопрос самовыдвижения двояк. Есть примеры, когда к власти приходят не совсем компетентные люди. В таком случае, отсутствие самовыдвижения обезопасит региона от подобных людей и простимулирует работу партий на укрепление своей структуры и привлечение новых членов.

Ограничивает ли введение запрета на самовыдвижение права граждан избираться и быть избранным?Согласно Конституции, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными. Вывод на заданный вами вопрос вполне очевиден.

4. Я отчасти соглашусь. Неважно, кто это будет, Турчак или кто-то другой. Важно то, что этот закон максимально выгоден партии «Единая Россия» и это очевидно.

Не нужно объяснять, что каждый глава района, так или иначе, зависит от губернатора. Если глава района поддержит кандидата не «Единой России», не надо рассказывать какая судьба ожидает как самого главу района, так и район.

Сергей Макарченко, депутат Псковского областного Собрания, руководитель фракции ЛДПР

1. Я не знаю, почему авторы законопроекта в лице избирательной комиссии приписали такие фильтры. На вопрос «почему», Николай Юрьевич Цветков не ответил ни на круглом столе, ни на сессии. Я обратил внимание на то, что смысл поправок, которые внес Олег Михайлович Брячак, почему-то взялся объяснять не сам он, а Николай Юрьевич. У меня возник вопрос: кто их все-таки вносил?

2. Фильтры как раз будут одним из самых серьезных препятствий. Это самый уязвимый момент в процессе выдвижения. Все мы знаем, как действует административный ресурс на уровне волостных собраний депутатов. Очень сложно будет убедить людей поставить подпись в адрес того или иного кандидата.

3. Мы выступали за самовыдвижение.

4. Я не думаю, что эти вещи взаимосвязаны. Не так важно, Турчак это или любой другой. В любом случае закон сделан под «Единую Россию», даже на федеральном уровне. Это единственная партия, которая без проблем соберет подписи.

5. Если Евгений Эдуардович принимал тот закон под себя, то сейчас нет конкретной фамилии. Это просто кандидат партии власти. Аналогию, наверно, провести можно. Раньше, чтобы пройти на выборы, нужно было упростить процедуру, а сейчас, чтобы отсечь других, ее усложняют.

Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания («Яблоко»):

Закон о выборах губернаторов сознательно подготовлен как фильтр, статистически непроходимый для большинства потенциальных участников выборов. Это не ошибка, это точное исполнение замысла.

Это не закон о выборах, это закон о недопуске представителей оппозиции на выборы.

Дезавуировать сделанное в страхе после сильных общественных протестов минувшей зимы заявление о возврате к прямым выборам было невозможно, но извратить его было нетрудно, что и сделали, как мне представляется, не без садистского удовольствия: «Ну ты представь себе, как они теперь будут карячиться! А давай еще и такую загогулину поставим?! А давай!».

Во всех смыслах слово «фильтр» означает очищение потока. В данном случае этот фильтр спокойно пропускает преданный власти мусор, но станет практически непреодолимым препятствием на пути честного политика.

В итоге основных «фильтров» пять: 1) число подписей муниципальных депутатов и избранных на прямых выборах глав местного самоуправления – 7%, 149 подписей; 2) число подписей депутатов и выбранных на прямых выборах глав муниципальных районов и городских округов – 10%, 45 подписей; 3) доля территорий муниципальных районов и городских округов, где получены подписи соответствующих депутатов – три четверти, 20 из 26 территорий; 4) нотариальное заверение каждой подписи в поддержку выдвижения кандидата и 5) В отличие от рядовых граждан муниципальный депутат или глава могут поставить подпись только в поддержку одного кандидата, соответственно оппозиция не сможет объединить ресурсы.

Кроме того, превысить число подписей по каждой категории при сдаче их в избирательную комиссию можно только на 5%. Это сейчас в Псковской области 7 подписей при первом «фильтре» (149 – 156).

Сегодня в большинстве российских регионов все эти «фильтры» преодолевают только кандидаты от «Единой России», они в полной мере смогут воспользоваться статистическими «плодами» «самых честных и самых справедливых выборов».

Кандидаты от других партий теоретически могут (и будут) бороться за подписи самовыдвиженцев, но число их относительно невелико.

Этот закон имеет очень высокую коррупционную составляющую. Я удивлен тем, что ни прокуратура области, ни правовой отдел областного Собрания не усмотрели очевидного коррупционного механизма, заведенного в Закон.

Отказ от самовыдвиженцев отражает страх партий перед ними. Политическая система нашей страны дискредитирована ложью и воровством, в том числе большинство политических партий. Сильный самовыдвиженец на прямых выборах может составить реальную конкуренцию выдвиженцам от партий. Кроме того, самовыдвиженцами могут стать кандидаты, которым отказали политические партии. Располагая определенными ресурсами и связями, они способны пойти на разрыв с партией и вмешаться в борьбу как за подписи муниципалов, так и за голоса граждан. Именно этого больше всего опасается действующая партия власти: админресурс рассчитан только на одного человека.

Сегодня никто в Псковской области, включая губернатора, не скажет с полной уверенностью, состоятся ли губернаторские выборы в нашем регионе в срок (весна 2014 года) или ранее. Безусловно, власти учитывали возможность досрочных выборов, если выпадет такой сценарий. Принятая скандальная схема губернаторских выборов оставляет все рычаги политического управления ситуацией в руках Андрея Турчака. Это касается кандидатов от всех возможных партий. Захочет перекрыть кислород всем кандидатам – и с помощью принятого Закона перекроет, на выборы выйдут только те кандидаты, кому не помешают собрать подписи муниципалов.

Но первые губернаторские выборы по новой схеме в России пройдут не в Псковской области. Уверен, что они покажут все изъяны нового законодательства, будут сопровождаться острым приступом коррупции, скандалами, судами и грязными технологиями. Либо это будет использовано для приведения законодательства в приличный вид, и тогда в Псковской области губернаторские выборы пройдут в рамках приличий, либо это будет еще один циничный, самими властями созданный повод для второй отмены прямых губернаторских выборов.

Николай Цветков, председатель избирательной комиссии Псковской области:

1. Это не высокий фильтр. Дело в том, что в различных субъектах РФ разное количество депутатов в муниципальных образованиях. А необходимо, чтобы «удельный вес» количества подписей, которые необходимо собрать кандидатам, был приблизительно одинаков во всех субъектах. В Псковской области это будет составлять 7 процентов, необходимо собрать 149 подписей муниципальных депутатов и глав. А, к примеру, в Волгоградской области, 5 процентов - это 250 подписей.

Вы знаете, что по этому поводу высказывалось немало мнений, порой диаметрально противоположных, но в результате избирательная комиссия приняла решение вносить в Собрание поправку с 7 процентами. При этом некоторые депутаты забывают, что закон принимается не на какой-то конкретный случай – например, выборы губернатора в 2014 году, это – принцип действия законодательства в правовом пространстве и во времени. Этот закон принимается в том числе для организации выборов и в последующие годы. Конкретное количество подписей в будущем будет определяться самой избирательной комиссией области на конкретный момент назначения тех или иных выборов. Это первое.

Вторая позиция: 7% - это то, что уже является для Псковской области электоральной традицией. На выборах в областное Собрание депутатов по единому избирательному округу, иначе говоря – по партийным спискам, тоже существует заградительный барьер в 7 процентов. Выборы губернатора проводятся по тем же принципам, что и выборы по пропорциональной системе в областное Собрание депутатов. Поэтому 7 процентов – это, можно сказать, электоральная традиция.

Относительного того, что 10% в списке с подписями должны составлять депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. Надо собрать всего 45 подписей (притом, что депутатов всего 449) в трех четвертях муниципальных образований. Для политических партий нет проблем собрать 45 подписей.

2. Это не является барьером для реализации пассивного избирательного права. Человек если захотел, то будет выдвинут политической партией. Партия, которая эффективно работает с избирателями, вполне может собрать необходимое количество подписей. Мне кажется, мы слишком много внимания уделяем этим подписям. Это всего лишь порядок выдвижения кандидата. Все равно полномочиями губернатора наделяют избиратели – жители Псковской области прямым голосованием. «Отсечены» будут те, кто не представит необходимое количество достоверных подписей.

3. Гражданские права нарушаются в том случае, если человек не может избирать и быть избранным. А самовыдвижение – это всего лишь способ выдвижения своей кандидатуры, но ни в коем случае не способ реализации своего пассивного избирательного права. Сейчас мы идем по пути модернизации политической системы. Различные эксперты и гражданское сообщество много говорили, что у нас мало партий представляют интересы различных социальных слоев. Политических партий сейчас будет предостаточно. Общество политически структурируется. Политические партии становятся важным элементом политической системы страны в целом. В целом в Российской Федерации уже зарегистрированы 16 партий, хотя месяц назад их было всего лишь 7. А кого будет представлять самовыдвиженец, интересы какого социального слоя, какую идеологию и платформу он понесет к избирателю?

И второе: я всегда говорил и заявляю: избирательная комиссия Псковской области вне политики. И решение, которое легло в основу законопроекта, касалось исключительно технологических моментов. Они связаны с тем, чтобы оградить участников избирательного процесса и избирателей от тех лиц, которые могут использовать процесс самовыдвижения для того, чтобы в дальнейшем недобросовестным образом действовать в рамках избирательной кампании. Ранее у нас было огромное количество жалоб на тех кандидатов, которые выдвигались путем самовыдвижения, за них никто не нес политическую ответственность. Они меняли фамилии в ЗАГСе за 2 недели до выборов на фамилии лидеров предвыборной гонки. В результате в избирательных бюллетенях было два, условно говоря, Ивановых Ивана Ивановича. Эти технологические кандидаты делали все, чтобы реально сорвать черными предвыборными технологиями волеизъявление граждан. От этого страдала и явка, и в первую очередь прозрачность и честность избирательной процедуры. Поэтому избирательная комиссия посчитала возможным исключить возможность самовыдвижения на выборах губернатора и внести это предложение в областное Собрание депутатов.

4. Внесение избиркомом законопроекта в областное Собрание связано, в первую очередь с изменением федерального закона и проведением прямых всенародных выборов глав субъектов РФ. И никаким образом не завязано на конкретные персоналии.

5. С точки зрения формальных норм закона нет ничего общего. Потому что сейчас предусматривается два тура - основное и повторное голосования. А на тот момент было существенное облегчение процедуры организации выборов и процедуры голосования. Сейчас, наоборот, более сложная система. Кроме того, даже в том случае, если кандидат, который вышел во второй тур, по каким-то причинам будет вынужден отклонить свою кандидатуру, сняться с избирательной гонки, то избирательная комиссия предлагает участвовать в повторном голосовании следующему по рейтингу кандидату. То есть второй тур может в любом случае состояться.

В данной публикации Псковская Лента Новостей представила основную палитру мнений, в том числе точку зрения депутатов областного Собрания – представителей различных фракций, руководителей администрации региона и избирательной комиссии Псковской области.

Вполне вероятно, что псковское политическое сообщество достаточно скоро вновь вернется к обсуждению избирательного кодекса и «работе над ошибками». Дело в том, что федеральный закон готовился в спешном порядке, как своего рода ответ на волну протестных настроений и итоговый документ вышел далеко не совершенным, содержащим целый ряд противоречий. Более того: по мнению многих экспертов, закон имеет коррупционную составляющую. Таким образом, нельзя исключать, что после осенней избирательной кампании, когда в нескольких регионах пройдут губернаторские выборы уже по новым правилам, законотворцы – вначале в федеральном центре, а затем и в субъектах РФ – будут вынуждены вернуться к работе над законом.

Александр Савенко, Денис Бахтин, Илона Васильева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.