Вершки и корешки, или «унылый пейзаж на картине преступности»

Опубликовано: 30 мая 2013 г. в 18:15 4 0Нет комментариев0

По данным социологических опросов, проведенных недавно ВЦИОМ, коррупцию россияне называют одной из трех самых волнующих их проблем. Эти статистические выкладки, по видимому, давно и хорошо известны псковскому "оку государева" - органам прокуратуры. Не случайно тема борьбы с мздоимством давно уже – один из трендов в деятельности надзорных ведомств. Вот и сегодня в прокуратуре Пскова прошло очередное совещание – руководители правоохранительных органов в присутствии муниципальных чиновников обсудили антикоррупционные итоги 2012 года и статистику – неутешительную – за первый квартал года нынешнего… Прокурор города Максим Юдин открыл совещание небольшим докладом. Прозвучали не слишком утешительные свежие цифры, а также давно известные, но от того не менее тревожные выводы. Для начала прокурор заметил, что если на какие-то вещи и можно закрывать глаза в период кризиса (имелся ввиду, наверное, очередной экономический кризис, который, судя по невнятной аналитике в СМИ, то ли настал, то ли еще нет), то уж никак нельзя сейчас спустя рукава бороться с разлагающей деловую среду-кормилицу коррупцией. Однако в 2012 году никаких особых успехов в антикоррупционной борьбе замечено не было. И 53 преступления коррупционной направленности, продолжил прокурор, не позволяют говорить об эффективной работе: "Все прекрасно понимают, что это только вершина айсберга". В нынешнем же году за первые 4 месяца было выявлено вообще всего одно соответствующее правонарушение, добавил Максим Юдин. "По-прежнему основные усилия оперативной деятельности сосредоточены на выявлении так называемой "низовой" коррупции. Как будто главными коррупционерами у нас являются преподаватели, врачи, а также водители автотранспортных средств, привлекаемые к административной ответственности, в то время как наибольший вред государству и его гражданам наносят факты злоупотреблений и превышений полномочий должностными лицами высшего звена государственной власти, связанные с хищением бюджетных средств", - заявил городской прокурор. Далее он начал раздавать всем сестрам по серьгам: новые методы по пресечению правонарушений не внедряются, доследственные проверки проводятся не в полной мере, сократилось количество дел, направляемых в суд с обвинительными заключениями, решения об отказе в возбуждении уголовных дел зачастую принимаются необоснованно (в 2012 году прокуратура отменила 12 таких отказов, в этом – уже 19)… Выводы прокурора вызвали приступ дежавю: "Темпы роста коррупции в России и так опережают эффективность борьбы с этим негативным явлением. Совершенствуются преступные схемы. Для их устранения требуются комплексные и системные меры, а не точечные решения. Иначе все будет сведено к устранению отдельных ставших известными фактов"… Эстафету подхватила заместитель городского прокурора Ольга Степанова. Она начала с того факта, что многие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления до сих пор не приведены в соответствие с федеральным законодательством. В результате прокуратура Пскова в минувшем году более чем в 10 таких местных псковских актах нашла "коррупциогенные факторы". "И это при том, что органы местного самоуправления Пскова включены в пилотный проект прокуратуры совместно с информационно-правовой системой "Кодекс" о предпроверке нормативных актов на коррупциогенные факторы!", - возмутилась заместитель прокурора. "Достаточно просто послать документ в систему, и получить вскоре ответ. Но система не апробируется, акты на проверку не посылаются!", - продолжала она. Затем она коснулась вопроса об организации госзакупок в городе, отметив, что опыт бывшего начальника управления городского хозяйства Пскова, дважды подвергнутого санкциям за нарушение правил организации госзакупок, никого в городе так ничему и не научил. Вдогонку присутствующим на совещании чиновникам из администрации Пскова досталось и за отписки на запросы СМИ о деятельности муниципальных предприятий. Определенные надежды на исправление ситуации в ведомстве связывают с изменением статуса муниципальной Контрольно-счетной палаты: если раньше она была составной частью аппарата псковской Гордумы, то с 2013 года стала отдельным органом самоуправления. В связи с этим заместитель городского прокурора предложила организовать с палатой тесное сотрудничество и начать проводить совместные проверки. Для начала, отметила Ольга Степанова, можно начать с проверки организаций ЖКХ, а именно – с муниципального предприятия "Псковские тепловые сети". В целом же, отметила г-жа Степанова, "пейзаж на картине преступности города довольно унылый": из 12 реальных коррупционных преступлений, выявленных в 2012 году, 4 были возбуждены по поводу получения взятки сотрудниками ГИБДД, а еще 2 – по поводу получения взяток преподавателями. "А что представляют эти 4 дачи взятки и способы их выявления нам хорошо известны", - намекнула заместитель прокурора на то, что борьба с коррупцией ведется по пути наименьшего сопротивления. Ее начальник, Максим Юдин, вновь предложил поискать более трудные, но и более "уловистые" темы для расследований. "Вот в других субъектах хорошо и плодотворно проводится работа по ст. 19.28 – а у нас до сих пор нет дел по этой статье". Отметим, что упомянутая ст. 19.28 – это "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица", то есть, попросту, взятки в виде подарков или ценных безвозмездных услуг. После этого слово для содоклада предоставили начальнику УМВД России по городу Пскова Сергею Сорокину. Он был очень удивлен такому повороту событий – к докладу полицейский не готовился. Однако страж порядка не растерялся и напомнил, что около двух лет назад областным УМВД было принято решение о создании специализированного подразделения по борьбе с коррупцией и экономическим преступления - но в городском управлении какого-то специального отдела по этой теме не имеется. "Наша миссия была сведена к информированию специализированных подразделений и взаимодействий на этапе реализации информации. Поэтому попадающих в статистику наших результатов по таким преступлениям нет, но участие – есть", - отметил г-н Сорокин. "А вы обращались к начальнику УМВД по вопросу о необходимости создания специального подразделения в структуре городского управления? Чтобы сделать так, как это сделано в Великих Луках", - поинтересовался у полицейского начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Псковской области Александр Багрянов. Сергей Сорокин пояснил, что в областном центре, де, и без того дислоцируется немало антикоррупционных подразделений разных ведомств, и потому областным УВМД было принято решение в нецелесообразности перераспределения и без того небольшого штата загруженной другими делами местной полиции и дублирования служб. "Но вы сам-то не против, чтобы у вас подобный отдел появился?" - не унимался представитель областной прокуратуры. "Если у нас будет экономическое подразделение – я думаю, что мы дали результат...", - скромно ответил г-н Сорокин. Последующая часть совещания прошла в закрытом для прессы режиме. Но в этом деле, конечно, важны не процесс и его гласность, а результат. Чтобы в 2014-м снова не испытывать дежавю, слушая о тех самых выявляемых "корешках" и нетронутых "вершках"… Сергей ВАСИЛЬЕВ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.