Commando молодости нашей

Опубликовано: 8 августа 2013 г. в 17:06 0 0Нет комментариев0

Великий классик мирового кино (сейчас об этом уже можно говорить прямо, без кавычек и поправок на современность) Алексей Герман в давнем интервью 1992 года, опубликованном недавно в газете "Невское время", дал, по-моему, очень точное и исчерпывающее определение советского кино, метода соцреализма в целом: "Это была гигантская рекламная организация. Она рекламировала государство, партию, её вождей. В любом виде: снимали ли Чехова или Шекспира, или впрямую – когда фильм делал, допустим, Довженко. И нечего лукавить: это было именно рекламное предприятие. И великий Довженко, и великий Эйзенштейн, и великий Ромм – всё это деятели рекламной фирмы. И когда они переставали рекламировать товар или справлялись с рекламным делом плохо, их карали..." Парадоксальным образом слова Германа обращены к нынешнему Голливуду, к его идеологической продукции, достаточно заменить фамилии советских мастеров на иноземные, на Роланда Эммериха, к примеру, пусть он и приехал в Голливуд из Германии, получится что-то вроде: "Голливуд — это гигантская рекламная организация. Кроме разнообразного товара ширпотреба, она рекламирует государство, правительство, спецслужбы, армию, политических лидеров. В любом виде. И нечего лукавить: любой фильм Эммериха — это исключительно рекламное предприятие, пропагандирующее по всему миру преимущества американского строя и американского образа жизни. И когда он перестанет рекламировать США, то станет никому не нужен..." В последнем своём творении "Штурм Белого дома" (в оригинале: "White House Down") создатель "Дня независимости" и "Послезавтра", апокалиптических блокбастеров о ведущей роли США в мировой политике (и это самое точное определение данного подвида агитпропа), превзошёл сам себя и сделал эпичную и дорогостоящую (бюджет 150 миллионов ) пародию на весь пропагандистский заказной Голливуд. Роланда Эммериха всегда упрекали в "старомодности", в том, что он безжалостно эксплуатирует приёмы заказного патриотического Голливуда восьмидесятых, вспомним хотя бы культовый "Коммандо" с железным полковником спецназа Арнольдом Шварценнегером, эпохальную сагу о приключениях "зелёного берета" Джона Рэмбо, мочившего врагов во Вьетнаме и Афганистане, или долгоиграющую франшизу о подвигах нью-йоркского полицейского Джона МакКлейна, то и дело вступающего в схватку с мировым терроризмом. Разумеется, Эммерих, приехавший в Голливуд в начале 90-х, эксплуатировал условность старого доброго боевика с поправкой на жанр "ненаучной фантастики": так, в "Универсальном солдате" хороший киборг бился не с коммунистами, а с другим дурным киборгом, в "Дне независимости" американцы воевали не против русских, а против злобных инопланетян-осьминогов, в "Послезавтра" простые американские экологи сопротивлялись стихийному катаклизму и т. д., однако сущности патриотического аттракциона это не меняло: "Крепкий орешек" с Брюсом Уиллисом всегда выглядел не меньшей фантастикой, чем "Звёздные врата". Соцреализм есть соцреализм, то есть никакого правдоподобия и идеализация всего, что требуется режиссёру: страны, её правительства, её граждан и лидеров. Главное тут — правильный, идейно выдержанный мессидж, и вот как раз с правильным мессиджем у немецкого режиссёра никогда не было проблем. Эммерих всегда был большим американцем, чем сами американцы. Здесь стоит напомнить, что начиная с восьмидесятых большой Голливуд не стеснялся обслуживать кондовый госзаказ. Собственно Голливуд никогда не стеснялся госзаказа, но после недолгого периода триумфа независимого кино с его критическим пацифизмом у "отцов американской нации" возникла сильная потребность перезагрузке "американской мечты", в трансляции и рекламе американского образа жизни, причём как в своей стране, так и по всему миру, где существует кинопрокат. Ну, как в такой ситуации (холодная война, противостояние двух систем, эскалация напряжённости) не подсадить на госзаказ голливудских художников? Нет, голливудские продюсеры не перестали заниматься шоу-бизнесом и делать коммерчески успешные фильмы для извлечения максимальной прибыли; просто к скрытой рекламе автомобилей, виски, кока-колы и сигарет добавился такой специфический продактплейсмент как квасной патриотизм. Пентагон и иже с ним стал не просто финансировать фильмы, но и, разумеется, контролировать их производство. Так вот, Эммерих явился в Голливуд именно в тот момент, когда железный занавес счастливо обвалился (понятно, не на веки вечные), и нужно было искать свежие угрозы и новый образ врага. Тогда-то вместо "империи зла" и явились злобные инопланетяне, Годзилла и слепая стихия. В этом противостоянии с вселенским Злом Эммерих старался не только правильно возбуждать патриотические чувства, но и умудрялся сочетать их с неписаными канонами потиткорректности. Белые, чёрные, женщины и геи непременно расставлялись в сюжете в правильной и тщательно выверенной пропорции. Если президент в "Штурме белого дома" афроамериканец (Джейми Фокс), то его спаситель стопроцентный WASP, в данном случае в исполнении Ченнинга Татума, жутко смахивающего на молодого Брюса Уиллиса. Неправдоподобие разыгранных коллизий (на грани своеобразного издевательства над зрителем, которое может легко сойти за чёрный юмор) компенсируется редким размахом и запредельным идиотизмом. Но смотреть на то, как лихо киношники рушат декорации Капитолия и Белого дома в масштабе один к одному, весело и прикольно. На киношные ляпы просто перестаёшь обращать внимание. Ибо весь фильм и есть сплошной и грандиозный ляп. Ляп возведённый в принцип. Ляпсус в энной степени. Мы видим, как мучается от боли героический президент США, заполучив осколок стекла в бок, ну а тот факт, что его подельник по спасению страны пробивает лбом оконной стекло за стеклом, демонстрируя чудеса неуязвимости, не изведав даже царапины, можно считать просто правилом хорошего тона. Настоящие голливудские герои не только не горят и не тонут, но и даже не потеют. Однако имеется в "Штурме Белого дома" и своя оригинальная фишка. Если постараться вникнуть в суть происходящих событий, то и настоящих злодеев в нём нет. Условно плохие парни, и условно хорошие — всё одно патриоты, американцы до мозга костей. Действующие лица, участвующие в разгроме Белого дома, расходятся лишь во взглядах на то, что является для их страны Благом, а что Злом. В искренности же их патриотических чувств сомневаться не приходится. Что и требовалось показать. В том же интервью 1992-го Алексей Герман пророчески заметил: "...надо было систему неизбежного допуска к нам американского кино продумать изначально и тщательно (как это сделали во Франции, в Финляндии)". Саша ДОНЕЦКИЙ

Псковское Агентство Информации

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.