Медиаобзор: что приносит журналист?

Опубликовано: 1 ноября 2013 г. в 16:59 0 0Нет комментариев0

На этой неделе псковские печатные СМИ выглядели на редкость похожими друг на друга - видимо, главные темы были настолько очевидны, что без пересечений обойтись оказалось невозможно. При этом эксклюзива в газетах, к сожалению, почти не наблюдалось.

Огонь, снаряд и сгнившие стены

Практически все написали про взрыв боеприпаса на полигоне, из-за которого погибли шесть человек (слово не взяли только «Псковская губерния» и «Псковские новости»). Каждое издание попыталось провести свое мини-расследование, и у «Комсомольской правды - Псков» и «Псковской провинции» это получилось. Но если Александр Милька по-мужски остановился на вопросе, что именно стало причиной взрыва, то его коллеги из «КП» Юлия Шарипова и Людмила Савицкая попытались написать обо всем, используя «фишку», которую освоили «Комсомолка» и «Курьеръ» - «серфинг» по социальным сетям в поисках очевидцев, родственников, друзей, стоявших рядом, знакомых со стоящими рядом и т.п. Вот и в этот раз «Комсомолка» поделилась «статусами» одного из погибших и его невесты.

Сюжет о трагедии на полигоне соседствовал с другой темой недели - олимпийской эстафетой. У псковских журналистов, которые, на мой взгляд, априори должны иметь слегка (да даже не слегка) критичный настрой, она вызвала неподдельный восторг, граничащий с нирваной. Судя по материалам в газетах, у жителей тоже. В эмоциях, как обычно, первенствовала «Комсомолка», репортер которой услышал на площади телефонный разговор следующего содержания: «Мама! Я не знаю, стирать тебе или нет! Ну какая стирка, мама?! Тут историческое событие происходит!».

Безусловно, чем-то этот бег с огнем имеет отношение к истории (например, никогда олимпийский факел еще не гас), но в чем, честно говоря, историчность? Что, девушка, кинувшая маму со стиркой, спустя годы напишет мемуары а-ля Андрей Колесников «Я олимпийский факел видела»?

Стирайте, мама, стирайте.

Я, зритель почти всех крупных международных соревнований лет с пяти, с трудом понимаю счастье газет по поводу олимпийского «дыма без огня». Одно дело чиновники: у них разнарядка по единице патриотизма на квадратный метр, там все понятно. А газеты? Честно говоря, печатные СМИ (да и не только печатные) у меня все больше ассоциируются с интернет-комментаторами, которых описал недавно один известный медийный персонаж: «Они пасутся в комментариях у известной персоны, воспевая ему дифирамбы, но потом приходит еще одна известная персона и говорит, что, мол, первый дурак и ничего не понимает. «Дурак, дурак!» - подхватывает аудитория в комментариях. Потом появляется третий персонаж еще более авторитетный, который называет дураками двух предыдущих, заявляя, что умный только Вася Пупкин. «Василий! Это очевидно! Я с самого начала так говорил!» - кричит публика. В конце заходит Просвещенный и сообщает, что споры - это тщетное, и все в мире тлен. «Тлен, тлен…» - постепенно умолкают комментаторы.

К сожалению, у наших медиа все заканчивается первой персоной. Материалы газет выходят с предсказуемыми заданными настроениями. Во многом, потому что СМИ не имеют потребности в аналитике, превратив не самый сложный для газеты жанр - репортаж - в пересказ.

Само собой, претензии не относятся к «Псковской губернии», которая выдала крайне резкий материал Алексея Семенова об эстафете олимпийского огня с говорящим названием «Олимпийское гашение». Если не считать сквозящую в каждом материале неприязнь автора к Путину и «приязнь» к «Pussy riot», которые вроде бы как и к месту, но - уже какой раз, то публицистика в «Олимпийском гашении» специфичная, замечательная и трагикомичная.

Ну и третья тема недели, которую осветили все («ПП» не стал давать материал в «толстушке»), - это обрушение этажей в доме на Октябрьском, 52. И здесь опять, в «красках» и подробностях первенствовала «Комсомолка», а в оценках и выводах - «Псковская губерния». Алексей Семенов в своем репортаже не только живописует причуды чиновников и местных жителей, но и, не без гиперболы, конечно, выводит образ современного журналиста в глазах некоторых граждан. «Журналист для таких людей - носитель абсолютного зла. С чиновника ещё можно что-то взять, выпросить, вымолить, потому что «начальство всё решает». Строитель, пусть и не очень друживший с дождём и меняющий шифер во время ливня, тоже худо ли, бедно ли, но приносит пользу. А вот что приносит журналист? Чаще всего, дурную весть. Для многих журналист - это «шестёрка» на подхвате у чиновника. Он напишет то, что ему скажет чиновник. Да к тому же приврёт - для красного словца».

Я бы в медики пошел…

В остальных темах псковская пресса пыталась оригинальничать («Святого Иуду» успела застать только «КП-Псков», остальные уже выпустили номера), правда, не всегда получалось: вот поэтому и в «Псковской правде», и в «Псковской провинции» вышли очень похожие материалы о подвиге порховчанина Константина Чеховича, который в 1943 году взорвал кинотеатр, а вместе с ним и 700 немцев.

Кстати, «Псковская провинция» выдала достаточно содержательный номер, но заставила задуматься в двух моментах: во-первых, двоякое ощущение вызвал заголовок на первой полосе «Крещение огнем» (с фотографией олимпийского пламени, разумеется). «Крещение огнем», если мне не изменяет моя школьная память, - это когда наших предков-язычников наказывали за то, что они не хотели пройти «крещение водой»: сжигали города, убивали людей. Если журналисты в переносном смысле имели в виду влияние Олимпиады на Россию - что ж, сильный ход! Хотя не буду лезть в бутылку - если не задумываться, то вполне интересный заголовок. Хотя чаще все-таки лучше задумываться.

Второй интересный факт, доказывающий, что цензура в «Провинции» смягчилась, - интервью Виктории Павловой с бывшим заместителем директора совхоза «Победа» (того самого, что сейчас агрофирма) Георгием Сарапуловым. На недавних выборах он открыто поддерживал одного из главных оппонентов нового главы района. При бывшем руководителе муниципалитета такое было невозможно, как и целая газета без цитат главы района и его фотографических изображений. Пару лет назад была похожая история - в газете появилось интервью с Александром Конашенковым, который кроме того что был известным гдовским фермером, оказался заместителем председателя Гдовского райсобрания от партии «Яблоко», и за это, насколько мне известно, руководство газеты по голове не погладили.

Ну а нового главы района Владимира Лавренова в последних номерах «Провинции» просто нет… А вот кто прописался в газете, причем формально - главной газете области, так это депутат областного Собрания, главврач Островской больницы Ирина Богачева, которая встречает меня на полосах «Псковской правды» уже какой медиаобзор подряд. Как известно, просто так у нас ничего не происходит. Вот я и думаю: не иначе госпожу Богачеву готовят к некой новой важной и ответственной работе. Тем более, примеров прихода медиков в политику – завались. Тут можно вспомнить и хирурга, ставшего затем полпредом президента России, Дмитрия Хритоненкова, и его коллегу Виктора Антонова, из операционной шагнувшего в зал заседаний Верховсного Совета РСФСР. Из свежих примеров – это и замглавврача Игорь Гуменюк, возглавивший Дедовичский район, и тот же бывший главный врач Псковской ЦРБ Владимир Лавренов. А Ирина Богачева как-никак опытный парламентарий, известный своей активной поддержкой позиции администрации области. Кстати, и региональные власти относятся к ней с известной лояльностью.

Чтобы окончательно разделаться с политикой в «Псковской правде» (где ее в последнее время немного), надо обратить внимание на «установочный» материал «Барабанная дробь», который государственное издание опубликовало, очевидно, с целью оправдания, почему губернатор Андрей Турчак получил в недавнем рейтинге выживаемости губернаторов от «Минченко Consulting» и «Петербургской политики» два балла. Некий Владимир Фролов сообщает читателю, что губернатор Турчак «заводит оппонентов в тупик, сосредоточившись на рутинной работе губернатора вместо того, чтобы форсировать предвыборную кампанию». Каждому, конечно, свое: мне, например, политическая ситуация в Псковской области больше напоминает историю с президентством Дмитрия Медведева, который тоже долго и таинственно молчал, прекрасно зная ответы на вопросы.

Кстати, в материале такого жанра, как политический комментарий, автор допускает крайне неаккуратное использование языка, которое можно трактовать как угодно. Например, предложение «Андрей Турчак, кстати, не единственный глава российского региона, которому в следующем году предстоят выборы». Так все-таки Андрею Турчаку предстоят выборы? Ладно, будем считать это неаккуратностью, а не «сливом» информации.

Аккуратность журналистского слова - вообще штука очень тонкая. Обычного журналиста от хорошего (а с появлением соцсетей у нас чуть ли не каждый второй - журналист) и отличает не только литературный стиль, но и точность, взвешенность в каждом слове, потому что иногда один выбивающийся из общего контекста термин может разрушить весь материал. Например, когда «Псковские новости» в статье об олимпийской эстафете называют Валерия Брудова и Константина Шабанова «легендарными спортсменами», хочется схватиться за голову. Или когда те же «ПН» пишут о том, что Псков после войны вошел в список 15 «древнерусских городов», подлежащих первоочередному восстановлению. Так у нас появился «древнерусский» город Мурманск, основанный в начале XX века, или очень «древнерусский» Краснодар, который своим первым названием - Екатеринодар - как бы намекает на примерную дату своего основания.

Единственное, чем меня порадовали «Псковские новости», стал материал «Первые на дорогах». И не содержанием - здесь как раз «ПН» были в своем стиле, а информацией о доходах предприятия «Псковпассажиравтотранс». «Сегодня «Псковпассажиравтотранс» – самый крупный налогоплательщик в области. Из заработанных в прош­лом году 800 миллионов рублей – 200 миллионов отдали на налоги и внебюджетные платежи, – без всякого пафоса произносит генеральный директор предприятия [Георгий Лупандин].

Конечно, без пафоса! Получается, что за 2012 год государственное предприятие получило 600 (!) миллионов рублей. Для Псковской области это солидная сумма, поэтому когда теперь работники автопарка при повышении цен на проезд (напомню, это государственное предприятие) будут ссылаться на рост цен на бензин, можно передать им большой 600-миллионный «привет».

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.