Медиаобзор: козлы, бараны и дубы

Опубликовано: 18 мая 2014 г. в 15:36 5 0Нет комментариев0

Прошедшая неделя в печатных средствах массовой информации Псковской области вновь ознаменовалась театральными страстями. На сей раз это был не приезд Владимира Путина и не скандалы с участием руководства и труппы. Это было трогательное прощание с театром старым и неприкрытая издевка над театром новым.

Через виноградники к звездам

Ушел из жизни Вадим Радун. Он, как и умерший тремя днями позже известный художник Алексей Большаков, был настоящим провинциальным человеком-эпохой – из тех, которых называют штучным товаром. Переоценка значения человека весьма характерна именно для художников, для которых, подчас, чтобы стать творцами, нужно умереть. Вспомнить того же Винсента Ван Гога, который при жизни так и не снискал популярность. Долгое время считалось, что Ван Гог, пока был жив, продал (и то с помощью брата Тео) только одну картину. Позже, впрочем, этот факт был опровергнут, однако «Красные виноградники в Арле» стали определенным синонимом непризнанности, порой парадоксальной, таланта художника. Кажется, пришли свои «виноградники» и к изрядно критикуемому при жизни Радуну.

Самый настоящий журналистский «посмертный слепок» с известного режиссера сделал Алексей Семенов из «Псковской губернии», он опубликовал воспоминания из своего общения с Вадимом Радуном и реплики из неизданных интервью. «…Никита сидел под торшером и проигрывал «Свой среди чужих»… «Я понимаю, что кажусь идиотом», - сказал он мне. - «Нет, я понимаю, что вы плаваете в своих замыслах» - ответил ему я. - «Да, я сочиняю первый фильм…» Начал мне всё рассказывать, показывать… Это была ночь откровений. Потом ещё много раз мы встречались. Тогда он был другой. Он был ребёнок. Увлечённость в нём тогда была не конъюнктурная, не кремлёвская, а какая-то уличная, дворовая», - так, например, Радун вспоминал о своих встречах с Никитой Михалковым. Или, например, про Анатолия Эфроса: «Я очень любил Эфроса. Я к нему пришел сложно, отрицая его. Юношей мне казалось, что я был более продвинутый, чем Эфрос. Я его критиковал, высмеивал».

Остальные издания тоже откликнулись на смерть бывшего главного режиссера, однако это был, скорее, политес и констатация факта. Даже «Псковская правда», официальная областная газета, уделила уходу Радуна, 40 лет отдавшего псковскому театру, одну колонку. Был, ставил, создал, скончался. «Смерть артиста – это невосполнимая утрата не только для родных и близких, а для большого количества людей, кто жил и работал с ним, кто учился у него, кто преклонялся перед его талантом», - цитирует «ПП» соболезнования от врио губернатора Андрея Турчака.

Смерть артиста – действительно невосполнимая утрата. Жизнь артиста – дело совсем другое. В эти дни мало кто старался вспоминать, что Вадим Радун ушел практически сразу после того, как закончились (и закончились ли) скандалы вокруг академического драматического. Как-нибудь ответить новому руководству театра хотели многие, но оно ответило само себе – вторичной неудачей в постановке худруком Василием Сениным «Графа Нулина». От культурных критиков постановка и вовсе получила провальные оценки.

Так вот, после попытки №2 от Сенина журналисты выдали фактически «волчий билет» многообещающему и уверенному в себе худруку псковского театра. Сначала увидела свет полная не просто иронии, но сарказма публикация Елены Ширяевой на ПЛН, а чуть позже «Аргументы и факты – Псков» опубликовали рецензию Ольги Миронович «Черный квадрат», она тоже весьма беспощадно, что вообще не так уж часто случается в псковской прессе, разгромила постановку академического, тоже практически не прибегая к иронии и иносказаниям: критика била прямо в лоб. «Ничего себе «свежая струя». Да эти столичные веяния смердят так, как будто пушкинский драмтеатр отреставрировали, а скелеты из шкафов повыбрасывать забыли. Это же псковский театр, так сказать, в «лучших» традициях образца прошлого века, от которого просвещенная местная публика воротила нос почти два минувших десятилетия! Стоило ли ради этих «находок» перебирать пушкинские строфы по косточкам, обгладывая их так неаппетитно? Получился мешок с костями, который, как ему и полагается, гремит. Но вот беда: никакого нового «чудного зверя», а хоть бы и динозавра, сконструировать из его содержимого никто так и не удосужился».

Показательно, что на сайте «АиФ-Псков» висит первоначальный вариант текста рецензии, и там фраза «это же псковский театр» звучит как «это ж натуральный радунизм». Данную фразу редакция благоразумно убрала, а вот почему в остальном так сильно был отредактирован первоначальный текст, понять трудно. Например, жаль, что в газетный текст не попал абзац: «Хотя были моменты, когда мне чудилось, что вот-вот… свершится: покровы падут, разверзнутся шлюзы, и Василий Сенин наконец-то потрясёт устои. Фиг там! Вот даже когда его одетые школьницами красотки кабаре повылезали с баранчиками на голове из потаённых отверстий в накрытом белой скатертью столе… Именно с баранчиками, в козлиных масках они распрыгались чуть позже».

Сравнение сенинского «Графа Нулина» с репетицией парада в честь Дня Победы (оно тоже оказалось вырезанным), безусловно, не поняли бы ни многочисленные патриоты, ни учредители издания, однако лично я смело доверюсь коллеге в ее ощущениях. «Я потом проходила мимо генеральной репетиции праздничного парада на площади Ленина и вдруг поняла, что это такой же театр, как и у Сенина: в ролях сплошь аматёры, а само действо – набор штампов, неуёмный пафос и слишком много телодвижений, которые на самом деле никого и ни на что не в состоянии подвигнуть».

К сожалению, «Псковская губерния», которая является законодателем мод в театральных и прочих культурных рецензиях в печатной прессе, на постановку Василия Сенина почему-то не отозвалась. Возможно, это связано с загруженностью основного псковского критика-журналиста Алексея Семенова, возможно, - с позицией издания, которое в недавнем скандале руководства театра с его работниками неожиданно и недвусмысленно заняло сторону Василия Сенина и директора театра Сергея Дамберга. Это было бы крайне сложно представить в бытность главным редактором Льва Шлосберга, который, думается, ни как журналист, ни как политик не стал бы поддерживать ставленников губернатора, тем более – в борьбе с рядовыми работниками. Так что в случае с Сениным и Дамбергом «Губерния» чуть ли не впервые дала сбой в своей принципиальности, независимости и оппозиционности.

В общем, на этой неделе газета, согласно своему девизу расставляющая точки над i, «Графа Нулина» не рецензировала. Зато коллега Семенов подготовил как всегда красочную и полную рецензию на концерт Валерия Гергиева – материал называется «Остров Пасхи». Для того чтобы почувствовать разницу между информацией о концерте и профессиональной рецензией, советую найти статью в «Псковской провинции» «Достойный лучших сцен мира».

«Иоанн XIV» и дубы-колдуны

В остальном свежая пресса информировала в основном о (вроде бы как) воскрешении птицефабрики «Псковская», которая вошла в холдинг «Синявинской» - об этом подробно рассказали и «Псковская правда» («Крупнейшая птицефабрика Псковской области возобновит свою работу»), и – совсем вкратце «АиФ», и, разумеется, «Псковская провинция», для которой Псковский район – испокон modus vivendi, в соответствии с основным учредителем. «Долг компании [«Рубеж» - бывшего владельца «Псковской»] перед банком только по псковскому предприятию составляет порядка двух миллиардов ста миллионов рублей», - сообщила «Провинция» феноменальную цифру: напомню, ранее звучавшая сумма долгов «Рубежа» была на порядок меньше (материал «Под крылом у Синявинской»).

У «Псковской правды» своя радость: «Квартиры в Пскове подешевеют» - сообщают журналисты, рассказывая о новой правительственной программе «Жилье для российской семьи». Однако тут же сами и оговариваются: «Пока неизвестно, когда и на каких условиях в программу вступит Псковская область». К тому же эта программа, как и многие ей подобные, - безусловно, должна приносить истинное счастье простым людям: по прогнозам специалистов, жилье может подешеветь процентов на 15-20. С другой стороны – могу ошибаться, но в этой истории обратная сторона медали гораздо принципиальнее аверса: застройщики (а строительный бизнес, безусловно, один из самых сильных с точки зрения лобби во власти) не просто так снизят цены – они почти целиком их покроют за счет федерального бюджета: 4 тысячи рублей на квадратный метр будут компенсироваться застройщику из общественных денег. При этом регионы на свое усмотрение «могут оказывать дополнительную поддержку». С учетом того, что снижение цены заметно увеличит спрос на жилье, застройщики не просто покроют долги – они еще останутся в значительном плюсе.

Впрочем, «Псковская правда» такими категориями, разумеется, не мыслит – все, что делается в этом направлении, совершается исключительно ради блага людей, сообщает издание. Если есть улучшение, остальное простых жителей волновать не должно.

Что касается политики, то ее на этой «культурной» неделе было прогнозируемо мало, что, кстати, отразилось и на тройке лидеров самых цитируемых персон, где оказался только один политик.

Однако не обошлось и без заметных публикаций. «Псковская губерния» опубликовала вторую часть исследовательского материала «Пятый парламент». Хотя те, кто внимательно следят за псковской политикой, вряд ли найдут в историях КПРФ и «Справедливой России» последних лет что-то новое. Разве что размышления, почему Игорь Савицкий «прибился» к КПРФ, а Олег Брячак рассорился с Андреем Турчаком.

Иван Цецерский, который, похоже, даже наедине с собой более не претендует на пост губернатора Псковской области (и, очевидно, если поправки в 131-й Федеральный закон будут целиком поддержаны в регионах, не будет претендовать и на кресло псковского градоначальника), последние несколько месяцев в СМИ затих и только взрывает общественное мнение в социальных сетях, превратившись в бесшабашного патриотического тролля, борющегося с «фашистами» на просторах Украины. Однако на сей раз г-н Цецерский не мог не засветиться в «Псковских новостях», которые сообщили жителям областного центра, что их глава занял 14-е место в рейтинге мэров областных центров. Наверное, сия информация должна стать темой отдельного политического анализа, однако факт есть факт. Теперь Иван Николаевич – четырнадцатый, звучит как титул. Можно, кстати, так и писать – Иван XIV. Правда, в истории уже был один Иван XIV – константинопольский патриарх. Его, правда, быстро низложили за придворные интриги.

Так вот, «ПН» рассказывают, что «Результаты рейтинга определило мнение псковичей». «Иван Цецерский набрал 65 из 100 баллов и вошёл в одну группу с мэром Москвы Сергеем Собяниным (3-е место, 74 балла) и губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко (11-е место, 66 баллов)», сообщила городская газета.

На этой неделе муниципальные власти удостоились и порции заслуженной критики: «В парке на ветерана упал клен», рассказал «Курьеръ», а днем позже тему подхватил и «АиФ – Псков» в первополосном материале «Дубы-колдуны». «Вдруг на голову сначала полетели сучья, а потом со страшным треском рухнуло дерево. Надя была чуть впереди, и ей больше досталось. От удара она сразу же потеряла сознание. К нам на помощь подбежали добрые люди, вызвали скорую. Мы попали в разные больницы: я – сюда, а Надя – в областную. У нее сотрясение мозга. До сих пор жалуется на головные боли и ломоту в теле», - процитировал «Курьеръ» пострадавшего ветерана Екатерину Додонову.

Но во всей этой истории больше удивил начальник УГХ Пскова Алексей Захаров. Понятно, что ураганный ветер – дело серьезное, однако чиновник (чиновник!) решил прокомментировать травмы двух женщин следующим образом: «Надо в такую погоду не бегать под деревьями, это же меры безопасности», - цитирует городского хозяйственника «АиФ».

А вот вам, г-н Захаров, пожалуй, хотелось бы пожелать обратного. Тогда, глядишь, и деревья падать перестанут. Если бы это было единственное упавшее дерево за последние дни – ладно, ваша правда. А так, уже как минимум три упавших дерева в областном центре за последнюю неделю – можно винить ураган, можно винить эхо Украины или замедление Гольфстрима. Просто пилить нужно те объекты, что нужно.

Денис Камалягин

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.