Культобзор: «…просто эта страница гораздо менее известна»

Опубликовано: 20 мая 2014 г. в 17:04 7 0Нет комментариев0

Минувшая неделя была особенно хороша для тех, кого хлебом не корми - дай узнать что-нибудь новое-интересное.

Задачка на сложение

Достаточно напомнить - пересказывать нет необходимости: соответствующие репортажи и заметки вышли в положенный им срок - хотя бы о международной акции «Ночь в музее». К ней в нынешнем году присоединились не только Псковский музей-заповедник и пушкинское «Михайловское», но и - впервые после реставрации - музей-заповедник «Изборск». Конечно, как всегда в подобных случаях, акцент делается на всякого рода «развлекалово», но акценты, как известно, - дело наносное (даже, точнее - наносимое…), и в любой своей акции музей при всей сложности его бытования сегодня пока ещё остаётся музеем, то есть учреждением в первую голову просветительским, исследовательским, учебным… И история крепости на горе Жеравьей не снизойдёт до уровня беллетристики оттого, что рассказана в свете факелов, да и история водяной мельницы в Бугрово, вдруг обернувшаяся ещё и задачкой по арифметике, только крепче запомнится…

В «Ночь музеев» в Псковском кремле. Дефиле исторического костюма провели прямо на крепостной стене. Фото ЦДИ.

Как римляне с готами под Гдовом разбирались…

Но, - давайте о том, что в репортажи на этой неделе совсем не попало, а было чрезвычайно интересным и значительным по-настоящему. В преддверии «Ночи музеев», международного дня музеев и всероссийского дня библиотек, а пуще того - в преддверии Дня славянской письменности и культуры, который у нас приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, в Псковской областной библиотеке провели очередные, уже третьи в этом году книговедческие чтения «Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове». Открывая чтения, заместитель директора ПОУНБ Наталья Дуброва заметила, что всё это «праздничное» деление сегодня - более чем условно. В попытке заинтересовать, увлечь, привить вкус и желание учиться в библиотеках устраивают музеи книги, библиотеки становятся местом хранения архивных документов, а музеи активно открывают свои, в том числе и книжные фонды, и все они формируют электронные собрания книг и документов, виртуальные выставки. Один только пример привела Наталья Александровна: сетевая «Псковиана». Объём этой виртуальной библиотеки - она же и архив, и музей по сути - в прошлом, 2013, году насчитывал около 2,5 тысяч единиц хранения, а открыты эти документы только в течение года были более 60.000 раз.

Но, собственно, к чтениям. Для человека, интересующегося псковской историей, здесь прозвучало много интересного. Например, неизвестные широкому кругу меломанов подробности о жизни композитора Василия Яшнева, который с любителями в Пскове в послевоенные годы даже оперу ставил. Сейчас библиотека и архив Яшнева хранятся в ПОУНБ и, собственно, именно о них говорила главный библиотекарь Центра по работе с редкими и ценными документами Светлана Бакалова, но личностные «заметки на полях» всегда придают подобным сообщениям не только особый тон, но и особую значимость.

А от неблагодарного XXвека слушатели чтений могли уйти в IV век: о самой ранней из обнаруженных на Псковской земле латинских надписей рассказал старший научный сотрудник музея-заповедника Анатолий Александров. Анатолий Алексеевич вёл речь, конечно, не о книге: «всего лишь» о буковках, которые процарапал на поясной накладке неизвестный римский кавалерист. Буква за буквой - исследователям удалось прочесть название одного из самых мощных на те времена римского военного лагеря (такой узнаваемый жест: примерно с тем же настроением, наверное, нынешние десантники выводят своё «за ВДВ!»). И по этой и другим археологическим находкам - деталям крепления конной узды, удалось выстроить версию о пребывании на Псковщине римских легионеров - ведь никакими торговыми, купеческими связями находки разных деталей воинского оснащения не объяснить!.. О пребывании готов на территории региона свидетельствует ряд топонимов, пояснил Анатолий Александров, а далее, далее всё так узнаваемо…

- Готы были союзниками Рима, им за это платили деньги - за их союзничество. В 369 году в Риме была очередная сумятица по поводу выборов императора, и готы поставили не на того кандидата…

В общем, корабли у римлян были, карты здешних мест с обозначениями судоходных рек - об этом Анатолий Александров рассказал особо - тоже… Какая знакомая история - только и остаётся вздохнуть. И добавить, что, например, студенты ПсковГУ, бывшие слушателями чтений, этой старой-новой истории внимали с особым интересом. Тех же, кто на чтения не попал, можно утешить, что материалы конференции в библиотеке планируют издать - что бы мы всё-таки без книг делали!.. Прошлые чтения, кстати, уже изданы. Сборник можно найти всё в той же библиотеке, и там тоже много и важного, и просто по-человечески любопытного. Знаете ли вы, например, что в нашем Центре по работе с редкими и ценными документами есть книга с автографом Воланда, ну точнее, учёного-востоковеда, с которого Михаил Булгаков списывал своего мессира?..

Мы и монстры

Ещё больше исторических (и не только исторических, конечно) диковин псковичи могли услышать от Евгения Водолазкина. Известный текстолог, медиевист, доктор филологических наук (его диссертацией стала книга «Всемирная история в литературе Древней Руси»), а ещё автор отмеченного сразу тремя премиями, две из которых - «Большая книга» и «Ясная поляна» - романа «Лавр», он два дня подряд выступал в Пскове, в университете. И первым выступлением была лекция «Монстры средневековья» - чрезвычайно интересная.

Евгений Водолазкин. Фото http://www.pravmir.ru.

Насколько это было возможно в отведённую «пару» (два так называемых «академических», или полтора астрономических часа), Евгений Германович рассказал о бытовавших в Древней Руси текстах, где описывались всяческие чудовища и «люди дивьи»: о том, как эти тексты понимали, почему их переписывали, как к ним относились.

- Этот сюжет неплохо известен по романам Умберто Эко, - сказал в зачине, - и все считают, что монстры - это достояние запада. Но это не так, у нас тоже есть свои монстры, в этом смысле мы не уступаем… просто эта страница гораздо менее известна.

Нет-нет, любители читать между строк были предупреждены (или это было сказано в послесловии? не суть…) о том, что лекция - «культурологическая, а не по политологии», причём о средневековье, а совсем не о современности. Но… Евгений Германович говорил и о том, как древние воспринимали пограничье (в данном случае - речь о границе обитаемого, цивилизованного и прочего мира) - как место, которое по определению благополучным быть не может. И о том, как изменялась «картинка», на которой изображено «верно виденное» вслед за изменяющимся текстом, - например, за вольностью переводчика или за ошибкой переписчика. О прогностическом - с точки зрения древних опять же - появлениях монстров. Отдельная история - о святом Христофоре, которого ещё в начале XVIII века иконописцы изображали с пёсьей головой, а потом по официальному распоряжению Святейшего Синода стали писать «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора пёсия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия».

Образ святого мученика Христофора. Репродукция http://www.pravoslavie.ru.

Рассказ лектора об иконах с наново переписанной чужой головой неожиданно получил псковское продолжение: присутствующий на лекции отец Владимир Попов, настоятель Любятовского храма рассказал, что в его церкви есть старинная, начала XVII века икона с изображением святого Христофора - кинокефала. До недавнего времени она была полностью записана, и только в прошлом году её открыли.

- …Выносим мы её редко, - рассказал отец Владимир, - потому что такой образ всё-таки пугает людей, и я перед тем, как её показать немного рассказываю прихожанам о том, что был такой святой, суть имени которого «несущий Христа»…

Диалектика взаимоотношений мифа и реальности чрезвычайно сложна, подчеркнул Евгений Водолазкин. И подытожил:

- …Миф, например, о пограничных землях - не достояние только средневековья или античности; это действует и сейчас. Структура мифа - «мы» и «они», идущий ещё от античности европейский взгляд на существование греков и варваров, у которых там, на пограничье может быть всё, что угодно - формирует действительность так, как это было в средневековье. Механизмы сотворения мифа, какими они были в средневековье, такими остались и сейчас, потому что в них воплотилась природа человека. Когда миф идёт туда, где его ждут. И туда, где есть ожидание, он приходит именно в том виде, в каком его ждут. И очень важно, чтобы были при этом люди, которые со всей научной ответственностью могли подтвердить: «это миф; вы можете в него верить, но это миф».

При этом, - добавил, что хоть и, казалось бы, занимается в числе прочего тем, что научно опровергает мифы, давно знает: какое же бесполезное это занятие!..

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.