«Псков, стройся! »: Архитектура — это единица мысли на единицу площади

Опубликовано: 15 июля 2014 г. в 0:00 13 0Нет комментариев0

На июньской сессии Псковского областного Собрания депутатов было принято решение создании должности главного архитектора Пскова в реестре муниципальных должностей. Причем главный архитектор Пскова должен стать начальником управления по градостроительству городской администрации. Псковичи пытаются угадать — кто бы мог занять эту должность.

Но все понимают, как узок этот круг. Поэтому и предположений немного: называют две-три известные в городе фамилии.

«Делать надо не правильно, а хорошо»

И у одного из этих народных кандидатов, псковского архитектора Юрия Ширяева мы спросили прямо:

- Юрий Михайлович, вы будете претендовать на эту должность, если объявят конкурс или сделают соответствующее предложение?

- Нет, не буду. Тема интересная, но это не мое. К тому же я догадываюсь, какие там условия работы... Пять лет назад в одном из московских журналов вышла моя статья о градостроительных проблемах Пскова. Как раз пять лет назад был разработан новый генеральный план города. Он принят и действует. Можно по разному относиться к этому документу, но я считаю, что к Пскову он отношения не имеет. Там забыли главное — людей. Ведь что такое Псков? Это тихий пешеходный город (его историческая часть, по крайней мере). А новый план предполагает расширение улиц, подземные переходы и всё, что угодно, кроме желания вернуть город горожанам, то есть сделать его пешеходным.

Что же касается самой должности — она нужна, безусловно. Вопрос в том — для чего? Тут возможны разночтения. Уверен, что совсем не для решения административно-хозяйственных задач. На месте главного архитектора Пскова должен быть человек уровня покойного Дмитрия Сергеевича Лихачева. Или нашего Валентина Яковлевича Курбатова. Не узкий специалист, а общественный деятель! Те, кто считают, что это должность для знатного градостроителя, ошибаются. Они занижают значение этой должности. Да, в свите главного архитектора должны быть классные специалисты: градостроители и архитекторы, реставраторы и искусствоведы, историки и юристы. Но это уровень помощников. Сам же главный архитектор должен быть дирижером всего этого. А вот как найти этого человека — я просто не знаю...

- То есть вы такого человека в Пскове не видите?

- Увы.

- А пригласить главного архитектора со стороны — это хуже или лучше, чем «воспитывать бабу-ягу в своем коллективе»?

- Дело же не в географии, а в подходе. Это должен быть деятель, а не исполнитель. Тут, казалось бы, город исторический и кому как не специалисту-реставратору занимать ключевое место? Но я в этом не уверен. Специализированный подход здесь не годится. Реставрация — лишь один сектор городской жизни.

Но еще хуже, как ни странно, если место займет практикующий градостроитель, который знает все нормы и правила... Их умение мыслить ограничивается умением пользоваться нормативными документами. Мы видим целые микрорайоны, построенные по нормам и правилам. Всё правильно, а жить невозможно! Потому что делать надо не правильно, делать надо хорошо, это разные вещи. Проектировать, ссылаясь на СНиП, всегда удобно и безопасно. Всегда найдется пункт, оправдывающий твое решение и снимающий с тебя ответственность. Архитектор обязан отвечать за свою работу, то есть брать ответственность на себя. А главный архитектор города тем более.

Формула архитектуры, на самом деле, очень проста: это единица мысли на единицу площади. У нас, к сожалению, в ходу пока другая: метры на рубли. Поэтому, возвращаясь к главному архитектору, — мне мало интересны его технические знания, меня больше волнует, какие книжки он в детстве читал. Почему я и вспомнил про литераторов, про Валентина Курбатова... Нужно, чтобы эта сфера ушла с коммерческой плоскости, не стала просто нишей для зарабатывания денег.

«Человек в машине — не горожанин»

- Метры на рубли — это всё же больше о точечной жилой застройке, но теперь-то на щит поднята идея «комплексного развития застраиваемых территорий». Разве это не то, чего мы все ждали – особенно для того же Завеличья?

- И там надо строить город, а не спальный район. Город с бульварами, площадями, скверами, дворами, парками и так далее, так далее. С городскими улицами, а не дорогами. Чтобы двор был — общность людей, а не скоплением зданий вокруг гаража. И это не механическое перемешивание функций, а теснейшая природная связь важнейших жизненных процессов, именуемая «городской средой», средой обитания человека. Другими словами – Город. В мире сейчас столько потрясающих примеров организации новых живых городских пространств, после чего «наши урбанистические упражнения», мягко говоря...

И вот тут мы опять возвращаемся к вопросу о главном архитекторе города – его появление должно привести к образованию четкой градостроительной политики, куда и как городу развиваться.

Словосочетание «начальник управления» меня раздражает: там не начальствовать надо... Ученые ведь не командуют, они исследуют. И архитектор —не изобретатель, он исследователь, открыватель. Колумб Америку не изобрел, он показал, что она есть. Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который работал всегда. И архитектор должен быть открывателем, потому что любое место хранит в себе и проблемы и решения.

Поэтому меня устроит любой кандидат на должность главного архитектора, который поймет, что Псков — это пешеходный город. У любого градостроителя есть свод аргументов, доказывающих, что это невозможно. Он специалист, он знает! Так вот нужно понять, что это должно быть целью, это главное. Не улицы надо расширять для транспорта, а транспорт убирать с улиц.

- Но как же наши люди — и без машины?

- В мире уже давно поняли, что человек, живущий по схеме «работа-машина-квартира», не в городе живет, а в машине. Человек, идущий по городу со скоростью 6 км в час, видит лица, слышит звуки, ощущает запахи, он может общаться. Только на этой скорости происходит общение людей. А человек в машине — это уже не горожанин. В европейских городах, когда убрали транспорт, когда исчезли пробки, люди начали общаться. Оказывается, и менталитет, на который так часто любят ссылаться, может меняться. «Человек в машине» городом пользуется. Использует его (сходить в ресторан, в театр) потребительски. Город для него не является местом общения.

Помните, у нас был конкурс на реконструкцию площади Ленина? Вот эту площадь можно назвать местом общения? Этот пустырь - наследие советских времен. Там удобно проводить парады, демонстрации, митинги, самосожжение можно устроить, но там нет ничего, чтобы человеку было удобно встречаться, общаться и так далее. И это касается всего города. А город-то замечательный!

Я в свое время пожил в Набережных Челнах, для нас там полностью отсутствовало понятие «гулять по городу». Там и города как такового нет, есть микрорайоны сорок километров длиной, есть магазины, кино, даже театр. А города нет, это какой-то вахтенный поселок, который разросся до города-миллионника. В то время это был город Брежнев. Он и сейчас им остался. Едешь вдоль этих сорока километров, и видишь в окна: стенка, ковер, люстра... Типовое архитектурное решение ведь и на людей накладывает свой отпечаток. Когда мы приехали в Псков, каждый обед просто гуляли по городу, мы его видели.

- В Набережных Челнах был главный архитектор?

- Сидел чиновник, согласовывал фасады. Тоже вариант главного архитектора. Но Псков не сравнить с Челнами. Псков вырос естественным путем, это живой организм. От того и болячки. Кстати, именно поэтому ему нужен не узкий специалист, а «врач широкого профиля». Я убежден, что главный архитектор Пскова должен обладать гуманитарным образованием, философским складом ума и независимым суждением. Главный архитектор — это не слуга двух администраций, а господин градоустроитель.

Смиренное толкование бытия

- Юрий Михайлович, в Пскове есть дома, которые вам нравятся? Может быть, не ваши...

- Почему не мои? У меня тоже есть классные реализованные проекты, — их десятки. Но разве они могут тягаться с шедеврами мировой архитектуры? Всё наше средневековье – примеры высочайшего класса. На них учились, учатся и будут учиться не одно поколение архитекторов. Поистине природное единство формы и содержания, вызывает восторг. Форма и есть содержание. Содержание и есть форма. Какие планы? Какие фасады? Мир един и неделим!

После них восторгаться «губернским ренессансом» не хочу и не буду.

С некоторых пор Псков получил статус губернского города. Любимая тема наших «охранных органов»: желтенькое, двухэтажное, с арочкой… Под эти немудреные требования легко подстроиться. И пошло-поехало. Для города с 1100-летней историей даже 200-летний период не может быть определяющим. К слову сказать, Юрий Павлович Спегальский именовал XVIII-XIXвека временем вандализма по отношению к русской архитектуре. А он слов на ветер не бросал. Вот такого бы в главные.

Вообще, архитектура имеет множество определений: «Польза, прочность, красота», «Застывшая музыка», «Летопись в камне» и т.д. Красивые слова, но мало что объясняющие. У замечательного петербургского архитектора Бориса Устинова есть свое определение архитектуры. «Архитектура — это пространственное толкование бытия», - сказал Устинов.

То есть - не украшение нашей жизни, а сама жизнь. Вот что должен понимать главный архитектор.

Записала Елена Ширяева

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.