Сказка о том, как одно псковское предприятие Россельхознадзор прокормило

Опубликовано: 11 июня 2015 г. в 9:23 11 0Нет комментариев0

Весной этого существенно выросли штрафы за зарастание земельных участков. Штрафы для физических лиц составляют теперь от 20 до 50 тысяч рублей. Юридических лиц решили наказывать еще серьезнее: если раньше штраф составлял от 40 до 50 тысяч рублей, то с марта - 400-700 тысяч рублей. Штрафы должностных лиц увеличились с 2000-3000 рублей до 50-100 тысяч рублей.

Такой рост штрафов должен стимулировать земельных спекулянтов отказываться от приобретенных когда-то гектаров. Держать землю как инвестицию становится невыгодным. Теоретически, штык законодательства направлен именно на борьбу с «анти-землевладельцами». Подробнее об этом - в материале «На корню», опубликованном на ЦДИ 9 июня.

Но есть одно но. Добросовестные аграрии попали под эту же гребенку. Хозяйства приобретают землю, постепенно вводят ее в оборот, а значит, какой-то процент необработанной земли есть практически у любой, даже самой законопослушной фирмы. И если спекулянтов поймать за руку не так-то просто, то с сельхозпроизводителями такой проблемы нет. Таким образом, малый и средний сельхозбизнес региона оказался на амбразуре, которая была предназначена не совсем ему.

Не обеднеете!

Неделю назад, 2 июня, заместитель руководителя регионального управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Алексей Ильченко вынес постановление о привлечении к ответственности ООО «ПсковАгроИнвест» по ч.2 ст.87 КоАП за невыполнение требований по улучшению и защите земель. В качестве административного наказания чиновник назначил штраф - в размере ни много ни мало 400 тысяч рублей.

Основанием для такого решения стали результаты плановой проверки деятельности свиноводческого комплекса. В ходе проверки выяснилось, что один из земельных участков недалеко от Логозовичей очагово зарастает древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Площадь участка составила чуть больше 5 га (52000 кв.м). Общая площадь обследованных земель «ПсковАгроИнвеста» - 23 млн 471710 кв. м. Несложно подсчитать, что 5 га - это всего 0,23% от всей земли.

«Россельхознадзор» должен нас в пример ставить, - говорит Михаил Яников, инженер-мелиоратор ООО «ПсковАгроИнвест». - Земля достается нам в отвратительном состоянии - обычно это поле, заросшее кустарником и травой по пояс. А мы проводим культурно-технические мероприятия и возрождаем ее из небытия. Мы против неиспользования земли. Казалось бы, только начали земли обрабатывать, приняли участие в целевой программе мелиорации, 1200 га вернули в оборот. Но даже в самом хорошем яблоке можно найти червоточину, взяв увеличительный прибор. Порядок наводить надо. Но нужна ведь и последовательность, взвешенность, не только контроль, но и профилактика - одно взаимосвязано с другим».

Так, только в 2014 году ООО «ПсковАгроИнвест» засеяло, вместе с озимыми, зерновыми более 3 500 га, травами более 1 500 га, что позволило убрать 135 вагонов зерна (более 8 000 тонн), с добавлением которого было изготовлено 350 вагонов комбикорма (более 21 000 тонн), скармливая который было произведено 100 вагонов свинины (более 6 000 тонн), 30 вагонов молока (1800 тонн).

...Спорный участок специалисты Россельхознадзора обнаружили, что называется, на отшибе: основные земли хозяйства расположены рядом с Соловьями, из новых угодий - земли совхоза Кирово. Проверка приехала аккурат во время сева, но заинтересовали ее исключительно эти 5 гектаров.

- Любому специалисту понятно, что, учитывая низкую степень интенсивности деяния, в данном случае все должно было закончиться признанием данного правонарушения малозначительным. Более чем достаточным было бы ограничение устным замечанием и прекращение производства по делу, а также предписание об устранении нарушения, - рассказывает юрист хозяйства Андрей Матвеев.

Тем не менее, был выписан штраф. И то ли в шутку, то ли всерьез прозвучал довод: сотрудникам Россельхознадзора за такой крупный штраф выплатят хорошую премию, говорит юрист предприятия. Мол, для такой фирмы, как «ПсковАгроИнвест», ничего страшного в большом штрафе нет - «не обеднеете».

Между тем, 400 тысяч рублей - это заработная плата 20 работников хозяйства, это возможные инвестиции в дальнейшую работу по мелиорации земель...

Театр абсурда

Формально чиновник назначил минимальную санкцию по статье, и вроде все в порядке. Но сама процедура вынесения постановления была проведена с многочисленными нарушениями и больше похожа на представление театра абсурда. Так, при рассмотрении дела об указанном административном правонарушении, объяснения защитника «ПсковАгроИнвест» не могли повлиять на исход дела, поскольку ответственные лица все выслушали, но постановление о назначении административного наказания лежало перед ними в уже готовом виде: доводы успешно хозяйствующего субъекта услышаны не были, говорит Андрей Матвеев. Да их, собственно, и не собирались выслушивать: чиновники решили, что принятие мотивированного решения в данном случае необязательно. Вот вам минимальный штраф - и до свидания.

Кроме того, согласно существующей практике, фиксируя зарастание сельхозземель, необходимо указывать вид сорной растительности и древесных кустарников. Это важно для оценки последствий зарастания - быстроты распространения сорняков на соседние участки, степени окисления почвы и других факторов. В случае с ООО «ПсковАгроИнвест» никто глубоко не копал, эколого-ботаническая экспертиза по определению видового состава и возраста фитоценозов проведена не была.

Возникает вопрос: каким же образом устанавливалась степень нанесенного вреда? «Местная власть призывает нас возвращать земли в сельхозоборот. Но мы именно этим и занимаемся! - возмущается Андрей Матвеев. - Разве введя больше 1000 га, обрабатывая больше 3 тыс. га и не обработав из них всего 5 га, мы причинили вред? А может, мы занимаемся совсем другим делом и, наоборот, поднимаем земли из необработанных?»

Закон что дышло

Стоит отметить, что, по словам юристов сельхозпредприятия, никогда разногласия с Россельхознадзором не решались конструктивно. Сейчас ООО «ПсковАгроИнвест» судится с этим ведомством по пяти текущим делам, связанным с плановыми и внеплановыми проверками. «Есть ощущение, что они просто раздувают штат, им нужно показать какую-то деятельность. А на ком показать? На том, кто работает. А кто работает? Да почти мы одни!» - делают выводы животноводы.

Судя по тому, что рассказывают нам сотрудники предприятия, проблемы возникают чаще всего на пустом месте. Вот лишь один из примеров. Не так давно в свиноводстве было принято решение о компартментализации - в связи с АЧС. Это регламентируемая процедура отнесения свиноводческого хозяйства к одному из компартментов в зависимости от уровня зоосанитарного статуса, система компартментов применяется для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации.

Отнесение хозяйства к тому или иному компартменту осуществляется по результатам обследования, проводимого по заявлению хозяйства.

Компартментализация позволяет накладывать карантин не по привычной схеме, что влечет за собой определенные ограничения, в частности невозможность вывоза продукции, а по совершенной иной формуле. В зависимости от принадлежности предприятия к тому или иному компартменту, даются определенные полномочия. Любое нарушение грозит снижением компартмента, а значит невыполнением договоров, срывом поставок, нарастанием жировой массы у поголовья, снижением класса мяса, расходами на дополнительное кормление и продажей продукции по сниженной цене. Убытки - просто колоссальные, их невозможно представить.

Так вот, внеплановая проверка Россельхознадзора установила, что «ПсковАгроИнвест» ненадлежащим образом ведет контроль среди работников по установлению их контакта с дикими свиньями. Заборов и ограждений, по мнению Россельхознадзора, в данной ситуации недостаточно: а вдруг кто-то из сотрудников в свободное от работы время охотится на диких больных кабанов?

Это не просто штраф - это понижение компартмента со всеми вытекающими последствиями. Между тем, ООО «ПсковАгроИнвест» по результатам компартментализации был присвоен статус хозяйства высокого уровня защиты.

Доходит до смешного: ведомство штрафует хозяйство за якобы неправильное хранение охлажденного и парного мяса. Согласно правилам, туши одного и другого не должны соприкасаться. Но Россельхознадзор трактует это известное всем мясозаготовителям правило по-своему: все туши не должны соприкасаться. Не вдаваясь в юридические сложности, иначе как крючкотворством это и не назовешь.

Большинство из этих и подобных случаев ООО «ПсковАгроИнвест» не оспаривает: слишком мала цена вопроса, да и штат сутяжников содержать обременительно. По спорным суммам суды чаще выигрывает.

400 тысяч рублей - сумма серьезная. И последствия такого штрафа могут быть такими же, серьезными.

А что же дальше будет?

Естественно, возникает вопрос: что же будет делать хозяйство дальше? Деньги действительно немаленькие.

«Сейчас нам надо в Кирово поднимать земли, - отмечают в «ПсковАгроИнвесте». - Но зачем это делать, если в итоге нам придется платить штрафы? Это бессмысленно. Штраф сподвигнет нас к дальнейшему поднятию земли? Вовсе нет. Мы будем выискивать деньги, чтобы возместить свои убытки. Это приостановит наше движение».

Понятно, что это теория. Логично, что предприятие будет обжаловать решение Россельхознадзора в судебном порядке.

Кстати, рассмотрев историю вопроса подробнее, юристы планируют обращаться и в Конституционный суд РФ. Дело в том, что после ликвидаций ряда предприятий, не выдержавших непомерные штрафы, Конституционный суд РФ принял принципиально важное постановление (от 25.02.14). Согласно документу, штрафы должны соотноситься с характером правонарушения и обладать сдерживающим эффектом, должны учитывать степень вины, имущественное и финансовое положение нарушителя, а при назначении наказания учитывается личность, смягчающие обстоятельства. Конституционный суд пришел к выводу, что в случае, если штраф составил более 100000 рублей, орган, рассматривающий дело, может снизить штраф ниже минимального уровня.

Но Государственная Дума 31 декабря, на исходе прошлого года внесла поправки в КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств штраф менее минимального размера может быть назначен, но не менее половины штрафа, т.е. вообще без учёта имущественного и финансового положения нарушителя. Получается, что Госдума в разрез с положениями, установленными Конституционным судом, приняла незаконный акт, - таково мнение юристов ООО «ПсковАгроИнвест».

«Как бы не пошло оспаривание постановления Россельхознадзора, - объясняет Андрей Матвеев, - надеюсь, первая инстанция поймет и прекратит производство, ограничившись замечанием. Но ведь дальше пойдут новые решения. Все только начинается. Это приведет к ликвидации зарождающегося сельхозпроизводства на территории Псковской области. У нас никто не сможет выжить при таких штрафах». Руководитель контрольного ведомства должен был проанализировать последствия нарушения, характер, степень вины и значимость деятельности предприятия - уверены в «ПсковАгроИнвесте».

Но сытый голодного не разумеет. Для одного 400000 рублей - это несущественная сумма, для другого - ощутимая, что уж говорить о хозяйствах, которые еле-еле сводят концы с концами. Есть на Псковщине достаточно хозяйств с активом в 15-20 га, но многие сейчас не в силах обработать землю: нет денег, а кредиты и лизинг недоступны. Чиновников это абсолютно не интересует. Как не интересно им и соотношение общей площади земель и необрабатываемого участка. Есть у тебя 5 гектаров, и ты их не обрабатываешь, - злостное нарушение. 3000 га? Тем лучше - платите ваши денежки!

***

Мы бы не стали поднимать эту тему, если бы проблема касалась только ООО «ПсковАгроИнвест». Но на самом деле это - не частный случай, а общая тенденция. Несмотря на заявления с высоких трибун о поддержке бизнеса, по факту его продолжают «кошмарить».

Госслужащие делают свое дело. Все в рамках закона – и проверки, и штрафы, и судебные заседания, на которых представители ведомства доказывают свою правоту. У них такая работа. А у сельхозбизнеса – работа совсем другая. Ему нужно восстанавливать село и кормить народ. Судебные разбирательства отнимают у него силы и время, которые могли бы быть направлены на развитие производства.

«Чиновники говорят: у вас своя правда, у нас своя, - отмечает юрист передового предприятия региона. - Я не понимаю этого: правда всегда одна. И правда в том, что если в конце концов всех оштрафовать, мелкие сельхозпроизводители ликвидируются. А за неимением штрафников самоликвидируется и Россельхознадзор».

Тут и сказочке конец? Вполне в духе Салтыкова-Щедрина вышла сказочка. С поправкой на кризис и передовые технологии.

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.