Партии на бумаге. Перспективы партийной прессы в Псковской области

Опубликовано: 9 апреля 2008 г. в 10:32 2 0Нет комментариев0

На прошедшей неделе псковские единороссы на своей конференции выступили с инициативой создания собственного печатного органа, или, проще говоря, газеты.Слово «инициатива» звучит, конечно, слишком громко. Скорее всего идея родилась в недрах узкой группы руководителей регионального отделения «Единой России», которые анализировали итоги прошедших выборов, отмечая ошибки и промахи и, что важнее, пути их решения и неповторения.Выступая на конференции секретарь политсовета псковских единороссов Виктор Антонов отметил, что после выборов многие партийцы на местах жаловались на агитационные предвыборные материалы: надо бы попроще, подоступнее.Можно предположить, что как раз такой мерой по «упрощению» партматериалов и будет создание собственной партийной газеты.В интервью Псковской Ленте Новостей руководитель исполкома регионального отделения «Единой России» Дмитрий Хритоненков подтвердил, что газета – это уже не идея, а конкретный проект, который находится на стадии обсуждения и, возможно, издание выйдет уже в этом году. Коротка твоя жизнь, партийная прессаЖизнь партийной прессы в регионах, как правило, коротка: от начала избирательной кампании до ее завершения. В лучшем случае после выборов из Москвы продолжат подвозить тиражи федеральных партизданий – для распространения среди активистов и в местных отделениях. Издавать же регулярно выходящую даже между выборами региональную партийную газету – дело накладное и вызывающее вопросы в эффективности.В Псковской области выходят два партийных издания, оба «левых» по своей ориентации. Это «Псковская искра» и «Псковский рубеж». Оба издаются при поддержке Псковского обкома КПРФ и лично депутата Госдумы Владимира Никитина. Выходят газеты мизерным тиражом – одна раз в месяц, другая раз в неделю. Никакого политического влияния они не имеют, разве что на несколько десятков человек, которые и без того являются адептами коммунистической идеологии. В общем, свои газеты коммунисты разящим орудием пролетариата и средством агитации делать не стали. В лучшие свои годы ЛДПР в Псковской области выпускала газету «Русский запад», которую редактировал тогда еще будущий губернатор Евгений Михайлов. Затем появилась «Псковская нива», которая патронировалась Александром Христофоровым, ныне депутатом областного Собрания. Выходила также региональный выпуск газеты «ЛДПл начале 2000-х гг. в Псковской области гигантскими тиражами выходила газета «Единство», созданная накануне выборов в областное Собрание в 2002 году. Она просуществовала почти два года и помимо выборов в региональный парламент «захватила» также избирательную кампанию в Госдуму в декабре 2003-го. Газета имела мало общего с партийным отделением, которая в те годы проходило свое становление. По сути, издание и не было партийным. Газета была боевым листком администрации области во главе с Е. Михайловым и использовалась как орудие против оппонентов команды экс-губернатора. Некоторые эксперты отмечают, что газета вообще была личным проектом Михайлова, и лично им редактировалась. После выхода нескольких номеров в начале 2004 года газета «умерла».Некоторое время выходила и единороссовская газета «Псковская жизнь», руководил которой Петр Котов, креатура Алексея Сигуткина, тогда еще секретаря регионального отделения «Единой России». Заметным изданием газета не стала.Таким образом, до сих пор в Псковской области ни одна из партий не может похвастаться удачным и долговременным медиапроектом.Если «Единая Россия» в Пскове начнет издавать свою газету уже в этом году, то, скорее всего, начало выхода будет приурочено к старту избирательной кампании по выборам глав в районах области, которые пройдут в октябре 2008 года и в марте 2009-го.Можно также предположить, что, узнав о «газетной» инициативе единороссов, подобный проект попробуют запустить их оппоненты из «Справедливой России». По мнению экспертов, на предстоящих муниципальных выборах именно между этими двумя партиями может развернуться главная схватка. Поэтому медиаусиление логично рассматривается как необходимая составляющая избирательной кампании.Лучшие друзья почтового ящика, или головная боль журналистовПредставители медиа-сообщества Псковской области к партийной прессе в целом относятся скептически.Главный редактор «Городской газеты», председатель ассоциации СМИ Псковской области Алексей Семенов партийную прессу в полном смысле слово средством массовой информации не считает. «Я к партийным СМИ отношусь настороженно. Это и не совсем СМИ, а точнее, совсем не СМИ, а пропагандисткие издания», - считает он. Издатель и редактор «Псковской губернии», а по совместительству лидер псковских «яблочников» Лев Шлосберг отмечает, что согласно исследованиям «партийная пресса в России не пользуется доверием большинства жителей, как и агитационная продукция как таковая», а «партийная пресса в полном смысле слова не может признаваться как пресса». Более того, «в России нет ни одного успешного проекта массовой газеты, издаваемого политической партией», говорит он.Есть и вполне оптимистичные мнения. Например, главный редактор «Псковской правды» Сергей Рогожук предполагает, что если партийная газета будет иметь «человеческое лицо», то она может стать популярной. «В Псковской области уже есть прецеденты издания партийных газет, например, «Псковский Рубеж». Да и «Псковская губерния» не может считаться просто общественно-политической газетой. Так что если появится еще одно партийное издание, хуже от этого не будет», - уверен он.С тем, что будущее у партийных региональных изданий есть, согласился и главный редактор «МК в Пскове и Великих Луках» Александр Савенко. Правда с несколькими «но». «Прежде чем издавать свою газету сами партии должны четко определиться со своей идеологией», - отметил он. Не менее важно, чтобы «партийные издания были не агитационно-пропагандистким материалов, а представляли собой дискуссионную площадку, в том числе для тех, чье мнение отличается от партии, чужие взгляды не должны замалчиваться». Среди условий, необходимых для развития партийной прессы А. Савенко называет работу в таком издании профессионалов, которые четко должны понимать, какая группа населения является их целевой аудиторией.То, что партийные газеты – это, по меньшей мере, совершенно особенный сегмент СМИ, понятно и очевидно. Медийные проекты партий – это способ влияния на своих избирателей, сохранение и увеличение их числа.Несмотря на особенности партпрессы, у нее с обычной прессой есть общие проблемы. И если проблема распространения для таких газет не существует – бесплатно и «в ящик», то кадровый вопрос стоит остро.Как показывает практика, в псковских партийных изданиях использовались журналисты, основная работа которых – в обычных СМИ, а труд в партийных медиа является побочной занятостью. Это позволяет издателям партийных газет частично снять кадровую проблему. Таким же образом решается вопрос с публикациями: они попросту заимствуются из других газет или берутся «сверху» по рекомендации федерального руководства партии.Но если же создавать отдельную редакцию партийной газетой, кадровый вопрос встанет гораздо острее. Конечно, можно обойтись силами «пишущих» членов партии, работников партструктур. Однако это, как правило, ведет к снижению качества. Эффекта никакого, деньги на ветер. Так это происходит, как уже отмечалось, с псковскими коммунистическими газетами. В общем, в нынешних условиях представить себе интересную, читаемую партийную газету (за исключением, может быть, издания партии любителей блондинок) трудно. Но можно. Тем более, что в Псковской области есть «заменители» таких изданий. Это «стандартные» региональные газеты, названия которых всем хорошо известны. Не прямо «в лоб», но информационную политику, ведомую этими изданиями, все-таки можно четко разграничить и по «партийной линии».Андрей Разумов

Псковская Лента Новостей

👉 Подписывайтесь на наши страницы. Мы есть в Телеграм, ВКонтакте и Одноклассниках

Комментарии

    Еще никто не оставил комментариев.

Для того чтобы оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо авторизоваться на сайте.